Главная / Авторы / Сергей Балахнин / «Вратарь»
«Вратарь»
Самый «футбольный» фильм в истории отечественного кинематографа


Впервые в России – чемпионат мира по футболу. В горячие денёчки футбольных сражений вспомним первый звуковой спортивный и самый «футбольный» фильм в истории отечественного кинематографа – «Вратарь». Внимание, перебегаем на 82 года назад и располагаемся на трибунах ленинградского стадиона! Игроки на поле! Свисток! Начали!

Страна футбольная
К середине 1930-х в стране повальное увлечение футболом. Во время футбольных баталий стадионы страны были заполнены до отказа. Увлекались им и члены правительства, включая наркома внутренних дел Ежова, а затем и Берию – тот был футбольным фанатом (болел за клуб «Динамо») и даже играл в юности за одну из грузинских команд.

В конце весны 1936 года прошёл самый первый чемпионат СССР по футболу. 22 мая в Ленинграде местный клуб «Динамо» на одноимённом стадионе сразился с московским «Локомотивом» и выиграл (3:1). Болельщики сидели на битком набитых трибунах небольшого стадиона, гроздьями висели на столбах, заборах, мачтах освещения. В том первом чемпионате первое место заняла команда московского «Динамо», второе – «Динамо» киевское, третье – московский клуб «Спартак».

Два фаната
На первом матче чемпионата среди тысяч болельщиков присутствовали писатель Лев Кассиль и режиссёр студии «Ленфильм» Семён Тимошенко, известный в будущем картиной «Небесный тихоход» (1945). Ещё за год до этого события молодой режиссёр задумывался о том, как снять первый советский фильм на спортивную тему. В Европе и США уже были созданы картины на модные темы «элитного» спорта: альпинизма, плавания, лыж, фигурного катания. Требовалось что-то новое, всенародное, динамичное и азартное. Футбол!

К финалу исторического футбольного зрелища мая 1936 года у Тимошенко окончательно сформировалась идея.

От грузчика до вратаря
Вратарь – вот главный герой будущей картины и главный защитник футбольных ворот. За сценарий с элементами комедии взялся один из самых популярных писателей Лев Кассиль вместе с коллегой Лазарем Юдиным. Интересно, что наброски сценария у Кассиля имелись ещё в конце 1935 года. После первого матча чемпионата-1936 всего за пару недель авторы написали полную версию сценария о «звёздном» вратаре Антоне Кандидове, начавшем футбольную карьеру от бригадира женской колхозной бригады грузчиц арбузов до супервратаря СССР. Кульминацией сценария стал международный матч между советской командой и командой иностранной «Чёрные буйволы».

Работа была принята худсоветом «Ленфильма».

Футболистов – в актёры
Режиссёр Тимошенко договорился, что с актёрами в фильме будут работать в массовках и профессиональные футболисты.

Что касается главной роли – вратаря Антона Кандидова, то Тимошенко рассчитывал, что её для полного правдоподобия и зрелищности должен исполнить только профессиональный голкипер. И тут режиссёр выяснил, что тренеры футбольных клубов вратарей отпускать на съёмки отказываются: слишком долго!

Дело решили арбузы
Расстроенный режиссёр погрузился в уныние, особенно после предупреждения руководства «Ленфильма»: ещё неделя – и, если не найдёте актёра на главную роль, проект «Вратарь» закрывается. Режиссёр с горя отправился с другом – оператором Владимиром Данашевским развеяться и поискать новые места съёмок картины – на Украину. Тем более что в случае изменения съёмочного графика здешний климат давал лишний тёплый месяц натуры.

Однажды режиссёр и оператор выехали далеко за Киев – покататься по реке на катере и посмотреть местную натуру. Минуя речной изгиб, друзья увидели возле маленького причала большую лодку. С причала несколько женщин с шутками-прибаутками кидали арбузы рослому белобрысому парню. Тот ловил зелёно-полосатые шары и складывал в лодку. Ловил лихо, из разных положений, не пропуская ни одного, и хохотал. Режиссёр и операторо обмерли: да это вратарь самого высокого класса!

Киношники – к берегу. «Вы футбольный вратарь?» – с ходу воскликнул с надеждой режиссёр. «Нет, что вы, – заулыбался парень. – Я здесь случайно, женщинам решил помочь, а заодно вспомнить свою крестьянскую юность. Ну, и арбузик отведать… А вообще, я актёр. Григорий Плужник».

Актёра – в футболисты
26-летнего актёра Харьковского государственного театра революции Плужника после проб утвердили на главную роль. Однако к радости режиссёра примешались сомнения – сможет ли актёр, да ещё и дебютант в кино, без футбольной подготови правдоподобно исполнить роль супервратаря? И тут режиссёру повезло вторично – футболисты команды киевского «Динамо», занявшей второе место на первом чемпионате СССР, наслышанные о том, что готовятся съёмки фильма о футболе, изъявили горячее желание помочь киношникам. В итоге Григорий Плужник был направлен в «Динамо» тренироваться. Григория взял под свою опеку сам Антон Идзковский – ведущий голкипер. Тренировки были тяжёлыми, актёр в первые же дни получил не слишком серьёзную, но весьма болезненную травму.

К финалу изнурительных тренировок профессионалы вынесли Плужнику-Кандидову вердикт – вратарь самого высокого класса.

Как в жизни
Съёмки начались в августе 1936 года. Начало было «документальным»: режиссёр скопировал первые сцены со своей случайной встречи на берегу реки с Григорием Плужником, ловящим арбузы. Сценаристы охотно внесли изменения в сценарий, от чего картина только выиграла.

Помимо Плужника на главную роль второго плана был приглашён известный актёр театра и кино Анатолий Горюнов («Пышка», 1934; «Минин и Пожарский», 1939; «Танкер «Дербент», 1941), исполнивший ещё одного запоминающегося персонажа «Вратаря» – инженера Карасика Анатолия Осиповича. На женские роли были утверждены актрисы Людмила Глазова («Небесный тихоход», «День счастья», 1963) – женщина-конструктор и возлюбленная главного героя Анастасия Вальяжная и Татьяна Гурецкая («Три товарища», 1935; «Весна», 1947, «У них есть родина», 1949) – землячка Кандидова – Аграфена, неровно дышащая к инженеру Карасику.

Киноматч «Вратаря»
Картина была отснята в середине ноября 1936 года, а в январе 1937-го состоялась всесоюзная премьера «Вратаря». Песню И. Дунаевского на слова Лебедева-Кумача «Футбольный марш» со словами «Чтобы тело и душа были молоды, ты не бойся ни жары и ни холода – закаляйся, как сталь!» распевала страна. Картину закупило несколько десятков стран, в том числе «футбольные»: Великобритания, Италия, Германия.

«Кандидов» в воротах
Успех «Вратаря» был таким, что как только Плужник появляться на улице, его окружала толпа поклонниц и футбольных фанатов. Зрители абсолютно не отделяли актёра от его персонажа.

Самое интересное, что Григорий настолько вжился в свой образ, что продолжал тренироваться как вратарь уже после выхода фильма. Его профессионализм дошёл до того, что Плужник даже провёл в своём амплуа вратаря несколько матчей за одну из киевских команд. На вратаря «Кандидова» собирались полные стадионы и, что любопытно, он ни разу не подвёл своих фанатов, а те даже не пытались отделить экранный образ Кандидова от актёра Плужника. Спустя год после выхода картины сценарист и писатель Лев Кассиль написал книгу «Вратарь республики» по мотивам фильма, которая остаётся популярной и по сей день.

Спустя 18 лет режиссёр Семён Тимошенко вновь обратился к футбольной тематике и снял великолепную «футбольную» картину «Запасной игрок» с участием молодого, тогда ещё малоизвестного актёра Георгия Вицина в главной роли, а также звёзд: Марка Бернеса, Павла Кадочникова, Всеволода Кузнецова, Татьяны Конюховой. Фильм был отлично встречен зрителями и критикой и тоже стал спортивной киноклассикой, но сенсационного успеха «Вратаря» повторить не смог.

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№25 (1509) // 20.06.2018 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net