Джон писал красивые смс, они говорили по Skype. Он даже отправил возлюбленной подарок – золотые часики. Красивой love story не случилось – Джонни исчез после перевода ему энной суммы денег. О подобных «джонах» мы поговорили с Ольгой Окуневой, лейтенантом юстиции, следователем отделения по расследованию мошенничеств, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий СУ УМВД России по г. Чите.
Ольга, расскажите историю с женихами заморскими, обманывающими наших женщин?
– Такой случай произошёл совсем недавно. Девушка через сайт познакомилась с якобы иностранцем. Они общались какое-то время в мессенджерах и даже посредством видеосвязи. Через какое-то время «кавалер» сообщил, что отправил подарок (в последнем случае это были золотые часы). Вскоре позвонил его «друг из Москвы» и попросил перевести деньги на банковскую карту – «надо заплатить за пересылку подарка из другой страны». Девушка перевела серьёзную сумму. Её не смутило то, что карта иностранца принадлежит российскому банку. Конечно, «жених» сразу же исчез.
Историям с блокировкой банковских карт тоже не видно конца. Люди продолжают верить мошенникам.
– Это один из самых распространённых видов дистанционных мошенничеств. Злоумышленники представляются сотрудниками банков («Сбербанк», «Совкомбанк», «АТБ», «Открытие») и сообщают о блокировке банковской карты, что необходимо сообщить коды и смс, номер карты и так далее. Обращаются по имени-отчеству, так как в сети Интернет находят и покупают базы данных.
Популярные сегодня покупки через Интернет-сайты тоже в лидерах уголовных дел?
– Они составляют почти 25% дел по дистанционным мошенничествам. Это покупка-продажа имущества через интернет-сайты «Авито», «Дром», «Юла», «Инстаграм» и другие сайты по продажам одежды, автозапчастей, телефонов и так далее. Используются также социальные сети «Одноклассники», «ВКонтакте». Наши граждане обращаются к непроверенным продавцам, не изучают отзывы о них, об интернет-магазинах, оплачивают заказанный товар, не получив его и не проверив его. Не нужно переходить по всплывающим ссылкам, не надо обращать внимание на заниженную стоимость товаров.
Очень часто можно встретить рекламу, в которой говорится об оказании помощи при оформлении кредита, причём на льготных условиях. Как выглядит такая схема мошенничества?
– Например, когда человеку банк отказал в выдаче кредита, но деньги ему очень нужны. В Интернете он находит неизвестный, непроверенный банк, обращается туда. Злоумышленники, представляясь сотрудниками этого банка, начинают «работать» с клиентом: заполняется анкета, запрашивают фото паспорта и так далее. Затем просят внести определённые суммы за страховку, оплату курьера, оформление ячейки и прочее. Бывает такое, что человек хотел взять 150 тысяч, но мошенникам отдал 500 тысяч.
А как работают Интернет-биржи, при участии в которых остаёшься с носом?
– Через фирмы, находящиеся в Интернет-сети, наши граждане участвуют в различных торгах (это могут быть вполне реальные офисы). Вносят на счета злоумышленников деньги, но потом оказывается, что вывести их обратно невозможно. То есть люди доверяют свои деньги совершенно незнакомым людям. Если человек проигрывает, то его начинают уговаривать взять кредит и «отыграться». Бывает такое, что человек зачисляет на счета мошенников по 200-300 тысяч, а потом ещё на такую же сумму берёт кредит. При всём этом с человеком заключён гражданско-правовой договор, где всё хитро прописывается, что он добровольно вносит деньги и сам несёт за это ответственность.
Были такие виды мошенничества как сообщения о выплате различного рода компенсаций. Ранее это были компенсации за некогда приобретённые биологические добавки. Встречаются ещё такие?
– Их стало меньше. Выглядит это так. Гражданам звонят, представляясь сотрудниками силовых структур, и предлагают миллионные компенсации за некачественный товар, тем самым играя на затруднительном финансовом положении людей. Выманивают у них деньги, как собственные, так и кредитные.
Откуда знают, что человек такие добавки покупал?
– Базы данных легко найти в Интернете, они покупаются и продаются. Есть там и личные данные, и телефоны. Звонят и спрашивают: вы покупали такие-то добавки? Человек говорит, что покупал. И вот диалог завязался, мошенник начинает расспрашивать монотонным, спокойным голосом втираться в доверие. Закидывает крючки, и люди на них цепляются. На такие крючки чаще всего попадают жители Черновского района – большая доля дистанционных мошенничеств приходится именно на этот район.
Ольга, был такой случай, когда жертвами мошенников становились руководители госучреждений. Например, в Забайкалье одному из руководителей медучреждения позвонили якобы из Москвы и сказали, что к ним едет комиссия, для которой надо приобрести подарки.
– Да, такое было. При этом назывались значительные суммы, которые в итоге всё же были перечислены на указанные номера карт. Позже выяснилось, что звонил мошенник.
Такого рода преступления очень сложны в раскрытии, дело в том, что мошенники находятся в других регионах. Забайкальцев обманывают злоумышленники западных регионов.
Очень хочется попросить забайкальцев запомнить одно правило: ни в коем случае нельзя отвечать на звонок с незнакомых номеров, номеров, которые начинаются на 8-499-***, 8-495-***, 8-800-***, 8-916-***, 8-909-*** и другие. Это не забайкальские номера. Если же всё-таки звонок был принят, не сообщать звонившему номера своих карт, коды, которые он может отправить по смс. Если даже собеседник обращается по имени-отчеству и говорит, что с картой возникли проблемы. Запомните: сотрудники банка никогда не просят реквизиты и какую-либо информацию в целом. На банковских картах указаны номера, куда можно звонить по любым вопросам к банку. Позвоните сразу же на них.
Все материалы рубрики "Жизнь и кошелёк"
Беседовала Ольга Чеузова
Фото предоставлено
пресс-службой УМВД России
по Забайкальскому краю
«Читинское обозрение»
№11 (1599) // 11.03.2020 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев