Главная / Авторы / Денис Приходько / Встречаем Первомай
Встречаем Первомай


Первое мая — один из самых популярных и массовых праздников советской эпохи, который сохранил статус государственного в современной России. Он имеет давнюю историю и славится своими традициями, главная из которых — чествовать рабочий класс и уважать любой труд.

Давайте вспоминать

В Советском Союзе в этот день проводились массовые демонстрации, шествия трудовых коллективов — это было общенациональной традицией. Миллионы людей несли по улицам городов и посёлков плакаты с лозунгами «Мир! Труд! Май!», красные флаги и воздушные шары. Звучала музыка, на площадях пели и танцевали, на стадионах устраивали спортивные соревнования. На демонстрации брали детей: тех, что поменьше, родители сажали на плечи, остальных просто вели за руку. Всё происходящее транслировали по радио и телевидению.

В современной России праздник утратил политический окрас, его идеологический характер отошёл на второй план. Конечно, в крупных городах на первомайские акции выходят рабочие, учителя, врачи, госслужащие и люди иных профессий, но былого масштаба уже нет. Сегодня для большинства россиян Первомай ассоциируется с длинными выходными, возможностью поехать на дачу или на природу.

Понятно, что меняются времена, условия, в которых живёт и развивается наша страна, появляются новые задачи и приоритеты. Однако есть хорошая, добрая традиция, связанная с Первомаем, которую необходимо возрождать — чествование трудящихся. Это особенно важно, когда одной из приоритетных целей государственной политики является развитие отечественной экономики и промышленности, обеспечение технологического суверенитета России. Добиться высоких результатов без людей рабочих профессий — токарей, фрезеровщиков, сварщиков и так далее — вряд ли получится, даже с учётом современных технических и научных возможностей.

В первомайском выпуске нашей газеты мы решили рассказать о представителях рабочих профессий, которые трудятся в большом коллективе. Довольно сложная задача, учитывая, что в лихие девяностые почти все крупные промышленные предприятия Забайкалья закрыли и «распилили на металлолом». Найти героев для статьи нам удалось в Читинском вагоноремонтном депо. Мастерские предприятий, где работают без малого пятьсот человек, дают вторую жизнь подвижному составу Забайкальской железной дороги.

Бравый бригадир

Сергей Николаевич Корякин родился в 1964 году, поэтому хорошо помнит, как проходил праздник 1 Мая в советские времена:

— Второй по значимости и масштабам после Дня Победы праздник был. Весна, тепло. Рано утром работники собирались у ворот своих предприятий. Всем выдавали флаги и транспаранты. Потом шли к месту общего сбора, откуда начиналось шествие трудовых коллективов. В этот момент, наверное, каждый ощущал себя частью единого народа. Для молодёжи и всех желающих устраивали соревнования на стадионе. Было весело, интересно. Что интересно, 7 ноября тоже были демонстрации, но более официальные, там была другая атмосфера. К тому же холодно уже, под минус тридцать порой давило, быстрее бы пройти и домой.

Окончив десять классов средней школы, Сергей решил, что сначала нужно помочь родителям, а уж потом идти учиться, и устроился монтёром пути в ПЧ станции Чернышевск. Через полтора года его призвали в армию, затем работал в различных организациях, но всегда чувствовал, что судьба зовёт на железную дорогу:

— В девяностые годы творились бардак и разруха. Физический труд обесценился, запчастей для ремонта не было, ремонтировали из подручных средств, по-разному мудрили, чтобы продлить срок службы вагонов. Только в начале двухтысячных ситуация изменилась к лучшему, подвижной состав стали обновлять. Кстати, с начала двухтысячных годов я трудился на станции Чернышевск стропальщиком, слесарем, бригадиром, мастером.

Последние пять лет Сергей Корякин работает в Читинском вагоноремонтном депо бригадиром механосборочного цеха, руководит работой десяти человек: слесарей подвижного состава, токарей, сверловщиков и так далее. О своих коллегах говорит с уверенностью:

— В коллективе ребята все опытные, по многу лет работают, своё дело знают хорошо. Нет такого, что дал задание и нужно подходить, проверять. Уверен, что люди ответственные, всё сделают вовремя. У нас ведь как, к примеру, вагон на ремонте, им занимаются несколько цехов, каждый свою задачу выполняет, как на конвейере. Если на каком-то этапе замешкались, вся цепочка простаивает, начинается отставание от графика. Такого у нас практически не бывает. А главное, что, вопреки бытующему мнению, повсеместного пьянства среди рабочих нет. Кто хочет выпить, тот сделает это после работы. Нарушители дисциплины у нас долго не задерживаются.

 

Сергей Николаевич не только руководит и проверяет, при необходимости он сам активно включается в рабочий процесс. Так, на прошлой неделе ушёл на больничный сверловщик, за сверлильным станком его заменил бригадир:

— Можно, конечно, с другого участка снять специалиста, но я считаю, что это неправильно. У всех есть задание и сроки.

Сергей Корякин не только руководит, но и может подменить рабочего любой специальности

К молодым сотрудникам относятся с пониманием, поддерживают, обучают, закрепляют за ними наставников, на первых порах контролируют, чтобы не допустить брака или травматизма. Последние несколько лет молодёжь более охотно устраивается на работу токарями, сварщиками, слесарями — отношение к физическому труду меняется в лучшую сторону. Некоторые, конечно, увольняются, но, поработав на стороне, возвращаются. Тем, кто твёрдо решил остаться, бригадир Корякин говорит так: «Главное, чтобы за свою работу не стыдно было. И коллег не подводи»:

— Молодёжи сейчас хватает. К примеру, мой сын здесь работал токарем. Опыт и знания, которые он получил, помогли ему устроиться на хорошую работу в Новосибирске, он туда переехал с семьёй. Молодым всегда советую — пока есть время, идти учиться, пускай не на высшее образование, на среднее специальное. Чем больше ты знаешь, умеешь, тем больше востребован. В любом деле нужно быть специалистом. Я думаю, хорошо, когда молодой человек приходит на производство после школы, покрутит гайки, подумает и быстрее решит, кем хочет стать. Неважно, выберет рабочую профессию или инженерную специальность, главное — определиться. Во-вторых, любой начальник, который начинал с рядового работяги, лучше понимает суть производства, к нему и уважения больше. Как в Советском Союзе было — поработал, показал себя, проявил желание — пожалуйста, иди учись, хоть становись руководителем. К примеру, в нашем цехе несколько ребят работают и учатся, на сессию уходят. Чувствуется, что у них есть потенциал и перспективы хорошие.

За стабильностью — на железную дорогу

Иван Антонов — слесарь по ремонту подвижного состава, работает в вагоноремонтном депо семнадцать лет. Он родился и вырос в одном из тех домов, где раньше жили люди, построившие это предприятие. Большинство его родственников так или иначе связаны с железной дорогой. Мама — Елена Владимировна работала в Читинской узловой расчётной товарной конторе, бабушка — в Западном парке приёмосдатчиком. Дедушка по маминой линии — Юрий Александрович Кульпин — кочегар-машинист паровоза, участник Великой Отечественной войны. Был тяжело ранен, но остался жив. После капитуляции Германии участвовал в Маньчжурской наступательной операции советских войск на Дальнем Востоке.

Иван сменил несколько мест работы, трудился у частных предпринимателей, а потом пришёл за стабильностью на железную дорогу:

— В моей бригаде пять человек. Работают от десяти лет и больше, думаю, это хороший показатель. Все семейные, дети имеются, поэтому и работают рядом с домом, не рвутся на вахту. Некоторые уходили, но все возвращались. Я как устроился в 2007 году, начинал со второго разряда, с тех пор и мысли не было куда-то уйти. А зачем, если меня всё устраивает?

Большинство родственников Ивана Антонова так или иначе связаны с железной дорогой

Слесарь Антонов также родом из СССР, он отлично помнит, как родители спешили на первомайскую демонстрацию:

— Несколько лет подряд, когда я уже в школе учился, родители брали меня с собой. Помню, как люди улыбались, пели, радовались своей причастности к большому коллективу, в общем — не было ощущения, что народ загоняют на это мероприятие, принуждают участвовать. Для детворы это было развлечение — пройти в колонне, взяв за руку родителей. Песни, танцы на площади Ленина. Сейчас всего этого не хватает.

Без взаимовыручки не обойтись

Есть в вагоноремонтном депо сотрудники, которые пришли на предприятие сразу после школы или армии и трудятся здесь по десять и более лет. Один из них — Андрей Викторович Юдин — газоэлектросварщик, специалист высокого класса. По его словам, плюсы такой профессии очевидны — льготы за вредность, на пенсию можно выйти раньше, а самое главное, что сварщики востребованы на многих производствах.

Андрей Юдин остаётся верным своему предприятию уже двадцать лет

— Ремонтируем грузовые вагоны, думкары, хоппер-дозаторы, рельсовозы. Наплавляем и восстанавливаем изношенные детали.

Солидный трудовой стаж (осенью текущего года будет ровно двадцать лет) и многопрофильный опыт позволяют Андрею успешно обучать новичков, помогать коллегам-слесарям в решении производственных задач.

— По призыву служил в ремонтной роте, там приходилось танки варить, думал, что после такого всё смогу. Помню, когда пришёл в депо работать после армии, понял, что умею далеко не всё. Здесь уже более опытные коллеги всё объяснили, показали, научили. Сейчас уже ко мне обращаются за советом. Никогда не отказываю, чем смогу — помогу. Когда ты работаешь в бригаде, то без взаимовыручки не обойтись.

Став профессионалом своего дела на железной дороге, Андрей не спешит найти работу полегче или повыгоднее:

— На моей памяти предприятие переживало и сложные времена, была возможность уволиться, но я этого не сделал. Потому что не могу оставить коллектив, ребят, с которыми отработал столько лет плечом к плечу. К тому же человек я семейный, сын растёт. Это сильная мотивация ценить то, что имеешь, а не гнаться за большими деньгами, бегая с одного места на другое. ВРД — это крупное, стратегически важное для железной дороги предприятие. Оно обязательно будет работать. А как иначе, ведь вагоны нужно ремонтировать.

Все материалы рубрики «Люди родного города»

 

Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№18 (1814) // 01.05.2024 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net