Сорвать и выкинуть – ничего другого по отношению к рекламе и вывескам на наших улицах в голову не приходит. Пёстрые, порой глупые, агрессивные… Но порядок навести можно! Читинец Максим Резвых разработал дизайн-код Читы. Предлагаем полистать его вместе.
Дизайн-код – это своеобразный свод требований к облику элементов благоустройства: вывескам, наружной рекламе, системе указателей и др.
Визуальный мусор
Максим говорит, что ничего нового не придумал:
– В сущности это адаптация уже выработанных в России и Украине правил рекламы из дизайн-кода Москвы, Саратова, Одессы, Львова. Я постарался всё упростить и сделать пояснения, которые помогли бы понять необходимость баланса рекламы и ценности читинской городской среды.
В самом начале автор работы напоминает, что реклама должна быть навигационной: здесь – магазин, здесь – ресторан, здесь – адвокат. Чтобы разгрузить наши улицы, сделав их приятными на вид, реклама должна «уйти» на радио, телевидение и т.д.
«Визуальный мусор» – так называет читинскую наружную рекламу Максим Резвых.
– Мы прошли ту черту, когда реклама притягивала к себе. Теперь она выталкивает жителей из города в поисках лучшего места для жизни.
Автор предлагает найти правильный баланс между коммерческой необходимостью и общественным благом – комфортным городским пространством.
– Улицы не должны восприниматься как место битвы конкурентов. Улицы должны привлекать, дарить радость прогулок, встреч, вызывать симпатию к городу.
Как есть, а как – надо
Автор указывает на актуальные проблемы города, снабжая их реальными фотографиями домов, «завёрнутых» в рекламу, и снимками, над которыми основательно поработали дизайнеры.
На первом снимке вывески, таблички, указатели установлены, где придётся. Максим поясняет, что рекламные конструкции должны вписываться в городскую среду, подстраиваться под неё. Почти в каждом случае реклама закрывает архитектурные элементы.
На втором снимке видно, что реклама расположена на одном уровне, она сдержана и при этом понятна.
Следующие два снимка посвящены пристройкам и надстройкам, которыми грешат некоторые магазины.
В своём труде Максим Резвых пишет: «Пышное оформление входных групп, пристройки-витрины не соответствуют исходной архитектуре зданий, выглядят нелепо, уменьшают тротуары».
Не согласиться с этим нельзя. Дизайнеры предлагают использовать объёмные буквы (если уж хочется о себе заявить), а в роли витрин использовать окна.
Раздробленные здания
Часто дома имеют облупленные фасады, и отделанный красивой плиткой магазин выглядит странно, при этом каждый из них использует различный материал (керамогранит, плитка – и всё это разных цветов). Состояние здания не берётся в расчёт, дробит его без учёта архитектурных пропорций.
Конечно, никто не предлагает предпринимателям ремонтировать весь дом. Но дизайнеры доказали, что выход есть!
На этих снимках предлагается распахнуть окна и витрины. Наглухо закрытые вряд ли привлекут внимание горожан.
Свет из окон и витрин освещает улицу, не оставляет впечатление заброшенности, создаётся открытое пространство.
Гигантомания и грязь
Лично меня при поиске какой-либо организации возмущает хаос среди указателей и табличек (чувство, что свалили всё в кучу) на входах в торговые и офисные центры.
На втором снимке видно: вывески находятся в отведённых для них местах. Понятно и аккуратно.
Следующую рекламу я бы назвала «больше ничего не придумали». Это я о гигантских размеров вывесках, которые стараются прилепить повыше в не предназначенных для этого местах.
Без них здание выглядит чище и приятнее.
Разместить вывеску – дело первое, следить за её состоянием – второе.
Грязная, местами поломанная вывеска отторгает, улица с такой рекламой выглядит неопрятно. Поэтому, тряпки, как говорится, в руки!
Не выше второго этажа
В следующем разделе руководства Максим Резвых говорит о разрешённых приёмах изготовления и установки вывесок и рекламных конструкций.
Использование плоских или объёмных букв и знаков позволяет просматривать фасад, при этом на нём не будет больших цветовых пятен, если использовать специальные подложки. Рекомендуется размещать их между первым и вторым этажами.
Что касается панелей-кронштейнов, для них определён размер, они не должны размещаться на опорах линий электропередач, на опорах освещения, столбах. Рекомендуется крепить их между первым и вторым этажами, количество панелей тоже ограничено – одна панель на два окна.
Быстро ориентирует человека одна вывеска, которую оформили как перечень – одна табличка-вывеска со списком организаций, которые размещаются в здании. Просто и доступно.
Сколько нужно тумб?
Не так давно руководитель администрации Читы Олег Кузнецов высказал возмущение афишами цирка, которые у нас лепят, где попало. В руководстве Максима Резвых особо говорится, что афиши разрешается размещать только на специальных тумбах, рекламных пилонах у зданий театров, кино, цирка.
Если тумба стоит на тротуаре, то она не должна его сужать (менее 2-х метров). При этом на десять городских кварталов должна быть одна афишная тумба.
Очень много вопросов вызывают у горожан рекламные ситиформаты на остановках. В руководстве говорится, что на остановках должен быть один рекламный ситиформат, имеющий подсветку или экран. Как и всякая вывеска, он должен быть чистым, кабели электропитания должны быть скрыты.
Что с чем сочетать
Ещё один раздел дизайн-кода посвящён вариантам гармоничного размещения конструкций: свои рекомендации есть для русского деревянного зодчества, зданий сталинской неоклассики, хаотичной архитектуры и проч.
– Обилие рекламных вывесок не только портит внешний облик зданий, но и «съедает» дорожные знаки, создавая возможность аварийных ситуаций, – отмечает также Максим Резвых. – Большие рекламные конструкции уместны на автострадах, а на городских улицах им не место, – говорится в руководстве.
Недопустима реклама, по мнению автора, на фасадах стен, балконах, окнах, крышах, объектах связи, бордюрах, столбах, заборах и других объектах городской инфраструктуры и благоустройства.
Дизайн-код – в жизнь!
Мы показали вам только часть того, что разработал Максим Резвых. Подробно руководство по размещению вывесок можно посмотреть, нажав на файл ниже:
Отметим только, что это не финальная версия дизайн-кода. Сейчас разработчик учитывает мнения, замечания, исправляет ошибки, неточности, дополняет свою работу. В планах Максима Резвых – собрать депутатов Думы Читы и предложить им окончательный вариант дизайн-кода, чтобы теоретической работе была придана законность.
Все материалы рубрики "Темы"
Ольга Чеузова
«Читинское обозрение»
№46 (1478) // 15.11.2017 г.
0 комментариев