Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Вячеслав Дьяченко: Значит, театр живой
Вячеслав Дьяченко: Значит, театр живой


Гастроли можно смело назвать новым дыханием для театра, дарящим ощущение новизны и возможность проверить, чего ты стоишь за пределами родной сцены, — уверен Вячеслав Дьяченко, художественный руководитель Улан-Удэнского Государственного драматического театра имени Николая Бестужева. После тринадцатилетнего перерыва читинцы наконец-то могут увидеть в нашем городе игру актёров одного из старейших театров Бурятии.

Наша справка

Вячеслав Михайлович Дьяченко — художественный руководитель Улан-Удэнского Государственного драматического театра имени Николая Бестужева. Актёр театра, ведущий мастер сцены и кино, театральный критик, член Союза театральных деятелей России (с 1981 года), арт-директор и создатель Московского международного театрального фестиваля «Премия Джигарханяна». С 2015 по 2022 год служил в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна. В разные годы служил в театрах нашей страны и ближнего зарубежья. Награждён Гран-при, дипломами и призами многих международных театральных фестивалей. 1 октября 2022 года приказом министерства культуры Республики Бурятии назначен на должность художественного руководителя Государственного драматического театра имени Н. А. Бестужева.

Гастроли театра, репертуарную политику которого десятилетиями формировали приезжие широко образованные личности, оставляя в приоритете верность лучшим русским традициям этого вида искусства, начались в нашем городе вчера и продлятся до 26 мая.

Широко известный в России театральный коллектив, участник престижных фестивалей и творческих проектов, в течение недели будет представлять на сцене Забайкальского краевого драматического театра имени Николая Березина разноплановый репертуар, адресованный взрослой и детской аудитории.

Инициатором долгожданных гастролей стал художественный руководитель театра, ведущий мастер сцены и кино, театральный критик, член Союза театральных деятелей России Вячеслав Дьяченко, который в преддверии гастролей стал гостем нашей редакции.

Об актёрской кухне

Прослужив с 2015 по 2022 год в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна в должности заведующего труппой, помощника художественного руководителя по творческим вопросам и арт-директора Московского международного театрального фестиваля «Премия Джигарханяна», Вячеслав Дьяченко не устаёт повторять слова великого артиста:

— Театр может быть разным — театр переживаний, представлений. Самое главное — чтобы он был живым. Армен Борисович всегда подчёркивал живую энергию воздействия театра в противовес иллюстративной, которую мы наблюдаем, к примеру, в кино. Это не яркая слайдовая картинка, здесь всё строится через призму отношений. Для меня театр — это прежде всего артист. Он выходит на сцену, и зритель должен быть в его власти. Если это происходит, значит, театр живой. Артиста бесспорно можно назвать проводником, носителем драматургического слова, и именно от него зависит успех или неуспех спектакля.

Сыграв за сорок три года творческой деятельности в театре и кино более ста пятидесяти ролей, Вячеслав Дьяченко уверен, что артист должен быть гуттаперчевым, уметь работать с разными режиссёрами. Он обязан владеть своим телом, своими эмоциями, воздействовать на зрителя своей энергией даже в том случае, если он работает технически. Человек в зале должен поверить, что тот, кто на сцене, пропускает происходящее через свою душу и сердце. Это его, актёрская, кухня. Артист обязан наполнить себя жизнью, придумать, сочинить свою историю, но, в то же время, строго выполнять задачу, поставленную режиссёром. Конечно же, артист имеет право на полемику, и иногда из неё может родиться что-то стоящее, но, с точки зрения моего собеседника, любая импровизация должна быть согласована с режиссёром.

— Моя точка зрения такова, что моменты импровизации допустимы лишь в случаях, когда вдруг возникли непредвиденные обстоятельства — не вынесли реквизит, опоздал на выход другой артист или что-то в этом роде, — говорит Вячеслав Михайлович.

О проблемах и отклонениях

По мнению моего собеседника, настоящей бедой современного театра стало тлетворное влияние Запада, когда классика и реформатора сцены Станиславского вдруг объявили старомодным. Одним из основных элементов его системы стал постулат о том, что актёр должен не представлять образ, а стать им, сделать его своим собственным, включившись в его переживания, чувства и мысли:

— Пойми, какой он может быть. Сочини его. Если нужно, поменяй голос, походку, пластику. Не будь таким, какой ты есть, из спектакля в спектакль, — говорит худрук. — Сейчас же, вопреки принципам старой театральной школы, учат играть самого себя. Но ведь не тебя писали Пушкин, Лермонтов, Достоевский. Я уже не говорю о том, что зачастую на сцене идёт демонстрация вещей, которые к искусству вообще не имеют никакого отношения, а могут быть лишь плодом воображения какого-то недалёкого человека, пытающегося навязать зрителю свои низменные страсти. Допускаю, что у индивидуума могут быть те или иные проблемы и отклонения. Но бить себя в грудь, кричать о них и, тем более, выходить с этим на сцену совершенно недопустимо. Ведь театр во все времена служил идеям просвещения, был призван поднимать духовный и культурный уровень зрителя. А не наоборот.

О русской глубинке

Как театральному критику Вячеславу Дьяченко довелось посещать различные театральные площадки мира, и ему вдвойне обидно было наблюдать, как примитивные каноны, господствующие на европейских сценах, всеми силами пытались привить в нашей стране, противопоставляя их «скучной» системе Станиславского:

— В большинстве своём подобные «современные» постановки представляют из себя дешёвый эпатаж, этакую труху с, мягко говоря, перчинкой. В них непременно должно быть что-то пошленькое. Слава Богу, мы постепенно отходим от этого влияния. Наелись. Устали. Пришло понимание. Радует, что русской театральной провинции эти веяния почти не коснулись. Она до сих пор богата традициями. Что уж греха таить, почти вся Москва театральная состоит из провинции. Актёры из глубинки с гораздо большей отдачей служат сцене, отчасти и потому, что не заняты бесконечными съёмками в кино. И в этом, я считаю, большой плюс провинциального театра.

О театре имени Николая Березина

Вячеслав Дьяченко впервые в нашем городе и признаётся, что для их труппы очень важно понравиться читинскому зрителю. Они надеются отработать так, чтобы забайкальцы ждали очередных гастролей Бестужевского театра. Тем более, актёры Забайкальского драматического собираются в Улан-Удэ с ответными гастролями.

— Хорошей новостью для меня стало то, что театру в Чите было присвоено имя Николая Березина. Признаюсь, очень впечатлило обновлённое здание театра — есть в нём нечто величественное, римское. Дай Бог, чтобы между нашими городами возникли тёплые театральные отношения. Для нас было очень важно построить репертуарный план гастролей так, чтобы подчеркнуть наше следование лучшим традициям русского национального театра.

О гастрольном репертуаре

Какой же русский театр без Пушкина? Вот и эти гастроли открылись спектаклем московского режиссёра Гульнары Галавинской «Метель» (12+) по одноимённому произведению из знаменитых пушкинских «Повестей Ивана Петровича Белкина».

— В преддверии 225-летнего юбилея светила русской литературы нам очень хочется, чтобы со сцены зазвучало красивое пушкинское слово, — говорит худрук Бестужевского театра. — Режиссёр работала над каждым звуком диалогов. Спектакль стильный, современный, решённый в новых формах. Но, самое главное, следует сюжету произведения.

В трагикомедии «Последняя любовь Гарри» (16+), созданной по произведению «В тени виноградника», играют звёзды улан-удэнской драматической сцены. Можно ли рискнуть в конце жизни на безумное желание любить?

Добрая, смешная и трогательная комедия режиссёра Дмитрия Юмашева «Очень простая история» (12+) 25 мая расскажет читинскому зрителю о двух неразрывно связанных мирах — людей и животных. В пьесе мастерски показан мир людей со всеми его противоречиями, пороками, самопожертвованием, состраданием и верой — через восприятие окружающих нас животных.

Социальную драму «Наташина мечта» (12+) зритель сможет увидеть 22 и 24 мая. В эти же дни в исполнении артистов Русского драматического театра прозвучат любимые песни шестидесятых годов, которые исполняли Елена Камбурова, Лариса Мондрус, Валерий Ободзинский, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Эдита Пьеха.

Для маленьких зрителей в гастрольной программе на 25 мая предусмотрена музыкальная сказка «Двенадцать месяцев» (6+).

Закроются гастроли 26 мая мифической фантазией «Жить или Нежить» (12+) — спектаклем, созданным на основе самостоятельного творческого исследования славянской мифологии автором и режиссёром Надеждой Разуваевой.

Это своеобразный прыжок в язычество и выход через него к свету, где лейтмотивом стала проблема выбора между правдой и кривдой, — рассказывает Вячеслав Дьяченко. — Подобный выбор происходит сегодня у нас на глазах. У многих россиян, пытавшихся жить либеральными идеями, меняются ценностные ориентиры. Слава Богу, мы вовремя опомнились и нажали на тормоза перед самым краем пропасти. А Украина туда, к сожалению, скатилась. Мы многое осознали в последнее время, и это даёт надежду на лучшее. Иногда полезно посмотреть на себя со стороны, в чём нам очень помогает театр, который Владимир Маяковский справедливо назвал «увеличительным стеклом». Если на сцену выходит артист, которому есть что сказать, если зритель верит ему, значит, театр живой.

Все материалы рубрики «Гости нашего города»

 

Екатерина Скороход
Фото из архива Государственного
русского драматического театра
имени Н. А. Бестужева
«Читинское обозрение»
№21 (1817) // 22.05.2024 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net