Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Выборы и политкино
Выборы и политкино
Кино, которое ведёт бой за наши души и умы


Несколько дней до выборов – самое время поговорить о роли политической рекламы посредством «синема».

Действенная агитация
В период Гражданской войны красная Россия первая в мире стала снимать «агитки» – короткие фильмы-плакаты. Это были открыто публицистические вещи, агитационность которых явствовала из самих названий: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Это будет последний и решительный бой», «Революционный держите шаг». Большая серия фильмов была выпущена к первой годовщине Красной Армии (1919): «Красная звезда», «Чем ты был?», «Отец и сын», «Товарищ Абрам». Эти фильмы разъясняли освободительные цели Красной Армии, отличие её от царской солдатчины, призывали молодёжь к вступлению в ряды вооружённых защитников социалистического отечества.

Даёшь экраноплакат!
Ряд агитфильмов представлял собой уникальный жанр – экранизацию плакатов. Так, фильм «Последний патрон» экранизировал плакат «Граждане, сдавайте оружие!». Лента «Мы выше мести» была поставлена по мотивам плаката «Советская власть не преследует людей, невольно оказавшихся в стане врагов». Фильм «Дезертиры» был снят по мотивам плаката «Темнота и несознательность – враги революции и Красной Армии».

Агитфильмы призывали не только бороться за революцию, но и выполнять продразвёрстку («Дети учат стариков»), бороться с хозяйственной разрухой («Чините паровозы», «Засевайте поля»).

Часть фильмов строилась как сюжетные картины по принципам драматических и повествовательных произведений. Тут были мелодрамы («Мир хижинам, война дворцам»), приключенческие ленты («Смельчак» «На красном фронте»), комические («Советское лекарство»), и даже сказки с баснями («Домовой-агитатор», «Красная репка»).

Киноагит-халтурщики
За годы Гражданской вой-ны в России было поставлено свыше 70 агитфильмов. Случались и проколы: наряду с подлинно блистательными агитфильмами, призывавшими к борьбе за дело рабочих и крестьян, за революцию выходила в свет и халтура. Примером псевдоагитфильма может служить комедия в двух частях «Сон Тараса». Выпущенная в 1919 к годовщине Красной Армии, комедия должна была показать преимущества службы в рабоче-крестьянской армии по сравнению с царской солдатчиной. Главный герой фильма – бойкий красноармеец Тарас. Стоя на часах в Ревкоме, он соблазняется отобранной у спекулянта бутылкой с самогоном, напивается и засыпает. Ему снится, что он служит в старой армии. Убежав с поста, гуляет по Тверскому бульвару, знакомится с девицей лёгкого поведения и отправляется к ней. Там он сталкивается с постоянным клиентом девицы дряхлым генералом. Взбешённый генерал вызывает военный патруль. Арестованного за дезертирство Тараса приговаривают к расстрелу. В момент расстрела солдат просыпается, видит около себя пустую бутылку и вспоминает, что заснул на часах.

Всю эту историю Тарас рассказывает товарищам по роте, и они, потешаясь над страшным сном, поздравляют Тараса, что он служит в Красной, а не в царской армии. На этом фильм кончается. Мораль получалась более чем своеобразная: в царской армии за нарушение дисциплины – расстрел, а в Красной Армии – хоть пьянствуй, хоть спи на посту – никаких взысканий.

Киновойна за боевой дух
В период Второй мировой войны киноагитки приобрели размеры полнометражных фильмов и «боевых киносборников», производимых в СССР, состоящих чаще всего из трёх независимых новелл.

В стане врага делалось то же самое, но зеркально противоположное. Причём вера в силу кинематографа порой доходила до абсурда. Показательна в этом смысле история создания в фашистской Германии фильма «Кольберг» (реж. Файт Харлан).

После поражения под Сталинградом нацистской пропаганде требовались образцы для поддержания мужества и упорства солдат рейха в трудную минуту. В 1943 году началось производство фильма «Кольберг» об обороне неоднократно осаждённого немецкого города и мужестве его защитников. Он обошёлся германской казне в 8,5 млн марок! В то время это было безумно дорого. Для нацистского блокбастера пошили 10 тысяч костюмов, было использовано 6 тысяч лошадей. Когда режиссёру Харлану для съёмок сцены французской атаки потребовалось 4 тысячи матросов, генералитет отказался предоставить их, и Геббельс дал распоряжение для съёмок фильма… отозвать ряд дивизий с фронта!

Фильм был закончен в 1945 году, когда войска союзников теснили немцев с двух сторон. Окружённым немецким солдатам в Ля Рошель с самолёта были сброшены агитсинемабомбы – коробки с плёнкой, настолько важным даже в минуты агонии Рейха казался просмотр фильма. Создатели машины пропаганды, кажется, сами поддались её влиянию и верили в неё.

«Выборы, выборы, кандидаты – п…»
С приходом 21-го века жанр киноагитки в России прекратил своё существование. Склонять потенциальный электорат в ту или иную сторону при помощи «большого» кинематографа стало дорого. Тем более что среднестатистический россиянин разуверился в том, что его голос что-либо значит. В результате на экраны вылился откровенный стёб в виде «Особенностей национальной политики» (2003) Николая Рогожкина и комедии-фарсе Олега Фомина «День выборов» (2007). Картина Фомина недолго шла в широком прокате, а по федеральным телеканалам её не очень-то рвались показывать: слишком эксцентрично-антиправительственными были некоторые сцены и музыкальные номера. Одни только строчки, исполняемые Шнуром – лидером группы «Ленинград» (в фильме – группа «Ненормалы»): «Выборы, выборы – кандидаты – пи..ры», чего стоили!

Вышедший на экраны в 2016 году сиквел «День выборов — 2» режиссёра А. Баршака такого успеха, как первая часть комедии, уже не имел. Время уже настало не то.

Е.Б.Н., унитаз, победа
Мультики тоже нередко применялись к политическому моменту. Десятки рисованных пропагандистских и агитационных короткометражек появилось в период Второй мировой и «холодных» войн. Изготавливалась подобная продукция как СССР, так и ярыми её врагами – Германии, а затем и США.

Едва ли не единственным представителем российской мультагитки является короткометражка «Путч» («Ельцин и ГКЧП»), снятая сразу после августовских событий в Москве 1991 года мультипликаторами А. Татарским («Падал прошлогодний снег») и М. Алдашиным на студии «Пилот».

Перед зрителями по очереди появляются карикатурные образы «путчистов». Они мчат куда-то верхом на игрушечных танках под «Марш коммунистических бригад». Камера отъезжает, и становится видно, что мятежники двигаются внутри… унитаза. Рядом стоит поборник демократии Ельцин, насмешливо смотрит на гэкачепистов, дёргает за цепочку и смывает их. Затем поворачивается к зрителю и улыбается: мол, понимаешь, свобода теперь и счастье!

Агитационно-всепланетно
С появлением Интернета достучаться до интернет-представителя электората в любой точке планеты стало просто как дважды два.

Современные ролики в Интернете агитируют нас пойти 18 марта на участки. Самый популярный из них посвящён негативным переменам, которые произойдут, если на выборы всё же не пойти. В видео «Вставай на выборы, а то поздно будет…» 52-летний мужик, отказавшийся назавтра идти на избирательный участок, просыпается от ударов в дверь. Открыв её, узнаёт, что его призывают в армию (призывной возраст теперь «до 60»), а повестку ему приносит генерал и два солдата, один из которых… негр. Затем герой обнаруживает на кухне гея, которого закон обязывает брать на «передержку» после расставания с партнёром. Далее сынишка просит сдать четыре миллиона на охрану в школе. Вдобавок выясняется, что отныне даже ограничено посещение… туалета. Мужик в ужасе просыпается и орёт жене, что надо срочно идти на выборы…

Во втором клипе беременная женщина вызвала такси, чтобы успеть проголосовать до закрытия избирательного участка, а таксист думает, что женщина едет в роддом.

В третьем ролике действие происходит в ночном клубе. Парень пытается познакомиться с девушкой, но получает отказ, потому что не ходил голосовать.

Вот такое «кино» ведёт бой за наши души и умы сегодня!

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№11 (1495) // 14.03.2018 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net