Главная / Авторы / Виолетта Вдовяк / Вынос мозга по телефону
Вынос мозга по телефону
Как спастись от спам-звонков?


*Звонок*
— Виолетта Викторовна, это ваш оператор телефонной связи, у нас для вас выгодное предложение, — приветствовал скороговоркой бодрый мужской голос.
— Здравствуйте.
Я стою в торговом центре, выбираю продукты. Мне хочется домой, ужинать и перевести дух. Уфф… Ну ладно уж, отвечу. В прошлый раз они звонили каждые два часа, как будто я задолжала им миллион, и не прекращали, пока я не сняла трубку и не сказала, что меня не интересуют их замечательные предложения за мои деньги.

— …Мы заметили, что вы тратите на связь по 800 рублей в месяц. Предлагаем помимо прочего подключить интернет-ТВ и смотреть фильмы.
— Спасибо, мне некогда смотреть фильмы, я не хоч…
— Постойте-постойте, наше предложение обойдётся всего в 1000 рублей. Переключаем?
— Спасибо, нет.
— Ну это же очень выгодное предложение!.. Вы сможете смотреть кино везде, где захотите! —
В голосе звучала раздражённость.
— Нет!
Короткие гудки.

Купи слона
Примерно такой же диалог может привести в пример любой забайкалец, да и житель любого региона нашей страны. Рекламные звонки на мобильники, да и на уже немногочисленные в квартирах стационарные телефоны атакуют всех и каждого, вне зависимости от возраста и социального статуса. Если купил сим-карту или поменял тариф, провёл в дом интернет, когда-то брал кредит… Рекламные звонки с допуслугами рано или поздно вас достанут. Более того, вскоре вам начнут звонить продавцы товаров и услуг, которые вы никогда не заказывали. Купите пылесос и массажное кресло, биткоины и ценные бумаги… Вы можете брать трубку (хотя лучше не брать), добавлять эти телефоны в чёрный список, манерничать, ругаться, продавать в ответ летающего макаронного монстра, петь песни… Эти люди начнут вам звонить с другого номера, роботоподобный голос будет как из пулемёта настойчиво диктовать, не реагируя на «здравствуйте-до свидания». Рекламные обзвоны совершаются с раннего утра и за пределами рабочего времени и даже ночью…

Да, быть может, вашим операторам связи действительно нужно сообщить вам важные уведомления, только это лучше делать через СМС, чтобы у клиента оставалось время подумать. Кто сказал, что «выгодное предложение» — невыгодное? Однако спам-звонящие требуют от клиента принимать решение здесь и сейчас, не отрываясь от дел, к примеру, когда ты стоишь в очереди или находишься у стоматолога. Выпалив для галочки «вам удобно разговаривать?», они ни разу не беспокоятся о том, что тебе нужно взвесить «за» и «против» и только потом определиться. Лично я терпеть не могу, когда от меня требуют сиюминутного решения, ведь это один из способов манипуляции. А кто любит, чтоб им манипулировали? «Решайте сейчас, потом такого не будет».
Не будет и не надо.

Я неспроста вспомнила в начале статьи про миллионный долг. По закону даже должникам коллекторы не звонят чаще двух раз в день. А эти могут по 8 дозвонов за сутки совершить, и в российских законах, как мы увидим ниже, нет правила, ограничивающего этот ужас. Есть ли способ побороть спам-атаки?


Фото Евгения Епанчинцева. Как правило, спамеры атакуют граждан старшего возраста, рассчитывая на их доверчивость

Управа на них
Автор этих строк передала запросы по данной теме в прокуратуру и Роскомнадзор. Как сообщили в прокуратуре Забайкальского края, федеральный государственный контроль (надзор) за подобной рекламой осуществляет антимонопольный орган или УФАС России. Так гласит ст. 33 федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Территориальный орган ФАС осуществляет контроль за соблюдением законодательства о рекламе.

Стоит предупредить, что, если вы решили бороться со спам-звонками, готовьтесь преодолеть длинный и тернистый путь. К сожалению, иного законодатели не изобрели.

Вот что говорят специалисты антимонопольной службы, куда редакция тоже направила запрос:

— Согласно статье 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признаётся распространённой без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Распространитель обязан немедленно прекратить рекламу в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки). При справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом.

До обращения в антимонопольную службу с заявлением о незаконной рассылке рекламы специалисты УФАС советуют:

— внимательно прочитать договор на оказание услуг мобильной связи, заключённый с оператором — как правило, договором предусмотрено, что, подписывая договор, абонент выражает своё согласие на получение рекламных сообщений, в том числе от третьих лиц, и был ознакомлен и согласен с правилами (условиями) оказания оператором услуг связи;

— внимательно ознакомиться с правилами оказания услуг связи — оператор обязан разместить их на своём официальном сайте и вправе вносить изменения и дополнения в них без персонального уведомления абонентов об этом. Часто правилами предусмотрено право оператора на рассылку рекламы, в том числе от других компаний;

— обратиться к оператору связи с заявлением об отказе получать на свой мобильный телефон рекламные сообщения в том случае, если Ваше согласие на получение рекламы в перечисленных выше документах присутствует;

— обратиться к оператору связи с требованием о прекращении передачи на его пользовательское оборудование сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях и от получения которых абонент отказывается.

Аналогичным образом рекомендуется поступать в отношении лиц, инициировавших рассылку (заказчиков рассылки), если получателю рассылки известно данное лицо.

Направлять оператору связи обращение следует в письменной форме на имя руководителя компании (отправка письма по электронной почте, устное обращение не является доказательством его получения надлежащим лицом). Можно направить по почте с уведомлением о вручении, но лучше лично передать в офисе представителю компании один экземпляр обращения, второй экземпляр оставить в своём распоряжении, проставив на нём отметку о входящем номере и/или подпись должностного лица и дату принятия обращения. Абонент, выразивший согласие на получение рекламы, вправе в любое время отказаться от её получения.

То есть, заключив договор на обслуживание, можно сразу же отказаться от рекламы. Но кто из нас мог знать об этом?

Я жаловаться буду!
Если же и в данном случае нежелательные звонки и СМС продолжаются, вы имеете полное право обратиться с заявлением в УФАС. Заявление о нарушении законодательства подаётся в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Заявление может быть направлено с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения антимонопольным органом.

В заявлении о нарушении законодательства содержатся: наименование и место нахождения заявителя, место жительства заявителя; наименование рекламодателей, действия которых содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы, с приложением имеющихся доказательств. К заявлению также необходимо представить согласие на раскрытие тайны связи, выраженное в письменной форме и удостоверенное личной подписью на получение доступа антимонопольного органа к сведениям о Ваших сообщениях.

Заявление и согласие на раскрытие тайны связи должно быть подписано собственноручно и может быть направлено в антимонопольный орган почтовой связью или в форме сканированной копии или фотографии по каналам электросвязи.

При этом, как добавили в Забайкальском УФАС, закон о рекламе не содержит ограничений по количеству совершаемых звонков гражданам в сутки.


Это фото наглядно свидетельствует, сколько раз мне пытались позвонить с рекламным предложением

По секрету всему свету
Как также сообщили в Управлении Роскомнадзора по Забайкальскому краю, согласно п. 1 ст. 44.1 федерального закона «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признаётся осуществлённой без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки не докажет, что такое согласие было получено. И к слову, Роскомнадзор тоже сообщает, что в настоящее время нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области связи требования к рекламным звонкам и ограничению нежелательных телефонных соединений не установлены.

С договорами и согласием на рассылку всё понятно. Как быть с конторами, куда ты не обращался, где не оставлял свою личную информацию и которые, позвонив, называют твоё имя и прочие персональные данные? Персональными данными являются фамилия, имя, отчество субъекта (физического лица), дата рождения, адрес местожительства или регистрации, социальное, имущественное, семейное положение, сведения о доходах, образовании, профессии, данные паспорта и т.п. Откуда узнали? Не секрет. После заключения договора на оказание услуг информация об абоненте/клиенте может передаваться третьим лицам. И даже не передаваться, а продаваться, вороваться, теряться в просторах теневого, неофициального интернета, чем сразу пользуются мошенники, обкрадывая доверчивых граждан.

В ответе Роскомнадзора говорится, что согласно ст. 15 Закона о персональных данных обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путём осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признаётся осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено. По требованию субъекта персональных данных оператор обязан немедленно прекратить обработку его персональных данных.

Подытожим
Что и говорить, спам-звонки и спам-реклама — штука изворотливая. По сути дела, заключая договор на оказание услуг, граждане вынуждены давать своё согласие на спам-рекламу и, порой, на передачу телефонного номера неизвестно кому. Интересно, а если подписать договор и не согласиться на рекламу?

Добиваясь росписи, продавцы услуг не торопятся сообщить клиенту о его праве отказаться от рекламы и от передачи номера посторонним. Количество звонков в нашем государстве не регулируется, злостные должники оказываются в более защищённом положении, чем добросовестные потребители услуг. Коллекторам нельзя лишний раз отрывать вас от дел, а рекламодателям можно! Выстроить границы взаимодействия сложно, нужно собрать кипу доказательств, а в этот момент не очень добросовестные личности будут выносить ваш мозг. Вот и цветёт спам-телефония и здравствует. Ну, а как современные технологии эксплуатируются мошенниками, как за спам-номерами скрываются преступники, которые в сегодняшних условиях чувствует себя лучше всех, говорено сто раз.

Не пора ли уже ужесточить законы в отношении тех, кому мы доверяем свои контакты?

На заметку
— По наблюдениям автора этих строк, спам-звонки на мобильный чаще совершаются из чужого региона. Кроме того, обычно номера рекламной телефонии простые: повторяющиеся нули, восьмёрки и т.д. Если вам звонят с номера + 495 (московский регион), не обольщайтесь, это не вертолёт с мороженым. Хотя опять же не факт, что те же мошенники не воспользуются номерами Забайкальского региона.

— Позвонили с незнакомого или «странного» номера, лучше не брать трубку. Не переходите по интернет-ссылкам в СМС-сообщениях, это могут быть мошенники.

— Все важные контакты: домашние ли, рабочие подписываем и заносим в телефонную книгу.

— Если уж очень надо проверить, кто звонил, попробуйте набрать номер со стационарного телефона, на том конце провода скорее всего всё время будет занято, «включится» мелодия ожидания или робот-автооответчик, что характерно для колл-центра спамеров.

— Чёрный список в телефонной книге конечно не защитит вас от изобретательности спамеров, но на какое-то время заблокирует подобные звонки.

Все материалы рубрики "Задело"
 

Виолетта Вдовяк
Фото с сайта gorod55.ru
«Читинское обозрение»
№48 (1688) // 24.11.2021 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net