В Забайкальском краеведческом музее открылась выставка «Люди «Дерсу Узала» (0+), посвящённая 150-летию со дня рождения путешественника, этнографа, археолога и писателя Владимира Арсеньева. В её основу легли уникальные этнографические экспонаты со столетней историей.
Владимир Клавдиевич Арсеньев родился 10 сентября 1872 года в Санкт-Петербурге в семье железнодорожного служащего. После окончания Петербургского пехотного училища с 1895 по 1900 служил офицером в Польше, затем по собственному желанию перевёлся во Владивосток. В общей сложности военной службе отдал более 20 лет.
Владимир Клавдиевич более известен как путешественник и писатель, исследователь Дальнего Востока. Он являлся членом Приамурского отдела императорского русского географического общества и других научных объединений. Руководил рядом экспедиций, исследовавших горную часть Уссурийского края, до этого остававшуюся белым пятном на карте России. Военный географ точно и скрупулёзно описывал в научных и писательских трудах особенности природы, обычаи и культуру коренных жителей малоизученных территорий.
Директор Забайкальского краеведческого музея Виктор Колосов отметил, что Владимир Арсеньев — это знаковая фигура в российской истории. Его первой специальностью была военная разведка. Он закреплял, детально изучал и адаптировал существующие территории, которые только-только вошли в состав России, чтобы использовать их для военных и промышленных нужд, в хозяйстве:
— Сейчас, когда происходит беспрецедентная специальная военная операция, важно отдать дань памяти человеку, укреплявшему военные рубежи нашей Родины. Начало освоения российского Дальнего Востока было заложено и подготовлено у нас здесь в городе Чите. Владимир Арсеньев стал одним из выдающихся пионеров этого дела. Кроме того, нас связывает с ним как бы личная история отношений с основателем нашего музея Алексеем Кирилловичем Кузнецовым.
Имея из образования только двухлетнее пехотное училище, Владимир Арсеньев долгое время преподавал этнографию в вузах, был директором Хабаровского краеведческого музея. Он написал множество книг на стыке литературы и науки, наиболее известные: «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала», посвящённые походам по Приморью 1906 и 1907 годов, и уссурийскому охотнику, впечатлившего путешественника и ставшего его другом — Дерсу Узала.
В 1924 году Владимир Клавдиевич посетил Читу, где работал в Читинском областном краеведческом музее. Учёный подарил музею коллекцию из 10 оригинальных цветных этнографических картин, написанных специально для всероссийской кустарно-промышленной сельскохозяйственной выставки, которая проходила в Москве в 1923 году. На рисунках запечатлены представители народов Дальнего Востока, а также предметы их материальной культуры. Картины выполнены акварелью, художниками Константином Трофимовым и Алексеем Клементьевым. Арсеньев дополнил их картами расселения и проживания народностей, пояснительными машинописными текстами.
Кандидат исторических наук, сотрудник Забайкальского краевого краеведческого музея Наталья Константинова отметила оригинальность выставки, в том числе с точки зрения научного замысла, использования новейших экспозиционных подходов и набора предметов, которые в ней представлены. Помимо акварельных картин демонстрируются принадлежавшие амурским народам предметы, которые не экспонировались в музее с 1997 года.
Об уникальности акварельных работ, представленных на выставке, рассказала Ирина Бухоголова, художник-реставратор Забайкальского краевого краеведческого музея:
— Их упоминали многие исследователи творчества Владимира Арсеньева в своих трудах. В середине 20 века появилась ошибочная информация, что они были утрачены, что их местонахождение неизвестно. В начале 2000-х годов во Владивостоке была опубликована научная статья, посвящённая Арсеньеву и в ней также было написано, что картины утрачены. Сегодня вы можете убедиться, что коллекция сохранилась и находится в фонде Забайкальского краеведческого музея. Картины подлинные, это подтверждается фотокопиями, во-вторых, они подписаны лично авторами-художниками и Арсеньевым. После того, как их достали из хранилища, пришлось сделать небольшую очистку от пыли и грязи, которая накопилась за 100 лет.
Авторы работали настолько слаженно, с серьёзной подготовкой, что без подписи очень сложно определить, кто и какую картину написал. Выполнены они с фотографической точностью. Например, если это халат из рыбьей кожи, то никакого сомнения не возникает, что это именно рыбья кожа. Если это мех, то мы видим ворсинки, которые представлены на каком-то подоле. То же самое касается орнамента.
— Уникальность этих картин в том, что в наследии всемирно известного исследователя Арсеньева ничего подобного больше нет. После него осталось большое количество книг, записей, рукописей, а вот картин всего десять. Ну и, конечно же, сами художники достаточно известные личности. Многие музеи Дальнего Востока хотели бы иметь такую коллекцию, но она у нас хранится. На картинах изображены представители различных народностей, которые сейчас, возможно, уже вымерли. Арсеньев изучал их быт, общался лично, возможно их рисовали с натуры, — отметила Ирина Бухоголова.
Посетить выставку забайкальцы смогут до 30 ноября.
Все материалы рубрики «Темы»
Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№40 (1732) // 05.10.2022 г.
0 комментариев