Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Вспоминая о прошлом, думать о будущем
Вспоминая о прошлом, думать о будущем


Вопрос на засыпку: какая общая тема может заинтересовать историка и железнодорожника? Думается, они явно найдут её на передвижной выставке «Развитие железных дорог в России под покровительством Императорского Дома Романовых» (0+), которая была развёрнута на прошлой неделе в Забайкальском краевом художественном музее.

Железные дороги испокон веков играли значительную роль в развитии нашей страны — по линии их строительства появлялись не только станции, но и церкви, школы и другие объекты.

Экспонаты выставки показывают вехи становления железнодорожного дела в Российской Империи от начала XIX века до сегодняшних дней, а также показывают историю Великого Сибирского пути — Транссибирской магистрали. Многое можно узнать и о роли Императорского Дома Романовых в развитии российских железных дорог — от Александра I до Николая II. Просветительская экспозиция путешествует по линии российских железных дорог и в первую очередь — Великого Сибирского пути.

Несомненно, это подвиг

Выставку создал научный коллектив Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» при поддержке Института всеобщей истории Российской академии наук. Данная передвижная выставка — один из многочисленных просветительских проектов фонда, представленных на экспонировании в различных регионах страны. Все они сопровождаются лифлетами и путеводителями, имеют QR.

Сопровождают экспозицию исполнительный директор фонда, член правления Российского Союза туриндустрии, рабочей группы Ростуризма по развитию железнодорожного туризма Сусанна Старцева и директор Православного просветительского центра «Усово-Спасское» Андрей Миланович.

В ходе торжественной церемонии открытия экспозиции председатель наблюдательного совета фонда, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории Анна Громова поблагодарила губернатора Забайкальского края Александра Осипова, министра культуры Ирину Левкович, а также руководство ОАО «РЖД» за возможность провести выставку в нашем регионе.

— Для меня невероятно важно, что эту выставку увидят в Забайкалье. Несмотря на то, что экспозиция достаточно объёмная, думаю, что и сельский клуб, и средняя школа, где есть соответствующее помещение, примут её с удовольствием. Формат каждого стенда предусматривает лаконичное изложение нужной информации, — пояснила Анна Витальевна.

Почётные гости мероприятия от нашего края в свою очередь поприветствовали организаторов выставки. Первый заместитель председателя правительства Забайкальского края Андрей Кефер подчеркнул, что в наше непростое время, когда некоторые люди пытаются исказить всем известные факты, эта выставка безусловно внесёт лепту в восстановление исторической справедливости.

О том, что мы должны гордиться той страной, в которой живём, говорил митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий:

— Выставка посвящена подвигу Императорского дома Романовых, подвигу всей нашей России, нашего народа. Всегда радостно, когда мы, думая о будущем, вспоминаем о прошлом. К сожалению, порою увлекаясь собственной нынешней жизнью, мы забываем о том, что мы не первые на этой Земле. Нечасто мы задумываемся и о том, что многое-многое доброе, что есть в нас, живёт именно потому, что было заложено предыдущими поколениями. Даже сегодня строительство железной дороги — дело очень непростое, требующее огромных технических, людских, экономических усилий и расчётов. В то же давнее время это было сделать значительно сложнее и даже помыслить о том, что такое возможно. Несомненно, это подвиг.

Легендарный Транссиб

На самом деле, трудно переоценить вклад стальной магистрали в развитие Забайкалья, да и в целом нашей страны, ведь с самого момента своего строительства железные дороги являются неотъемлемой её частью. Как подчеркнул заместитель начальника Забайкальской железной дороги по взаимодействию с органами власти Анатолий Мишин, особое место здесь занимает Транссиб:

— Он не только связал Дальний Восток и Сибирь с западной частью России, но и сегодня он является международным транспортным коридором со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Напомню, что Забайкальская железная дорога является самым протяжённым звеном Транссиба, а её участок — один из самых сложных и по рельефу, и по климатическим условиям. Забайкальская железная дорога — самая грузонапряжённая магистраль в мире, она является крупнейшим работодателем и налогоплательщиком в Забайкалье и Амурской области. Поэтому на нас лежит большая ответственность, как на гаранта развития региона.

Чита пронизана духом железной дороги

Особое значение железная дорога во все времена имела и для нашего города. В 1851 году Чита стала центром Забайкальской области, и уже в 1900-м была открыта железнодорожная станция «Чита-2», которая строилась на государственные средства и пожертвования частных инвесторов. Первый поезд прибыл в Читу 22 декабря 1899 года, а в 1903-м было торжественно открыто и введено в эксплуатацию здание железнодорожного вокзала.

Как отметила Анна Громова, Чита просто пронизана духом железной дороги.

— Сегодня я впервые увидела ваш город, он произвёл на меня неизгладимое впечатление, потому что он совершенно особенный. Он древний, он исторический, он широкий. Видно, что здесь жили богатые, предприимчивые и трудолюбивые люди. Я была потрясена красотою исторических зданий, особенно меня впечатлило то, в котором находится Управление дороги.

Руководитель администрации городского округа «Город Чита» Инна Щеглова в своём приветственном слове также подчеркнула, что многое, чем сегодня может гордиться наш город, было заложено именно тогда, когда возникла идея развития железных дорог.

— Железная дорога давно стала неотъемлемой частью нашей жизни. Это не просто железнодорожные пути и станции, это детские сады, больницы, школы. Стальная магистраль не только соединяет пункты назначения, она даёт жизнь тем территориям, куда пришла. Наша с вами Чита. Любимая Чита. Красивая Чита. Она на самом деле соткана из разных исторических моментов и эпох. И немало из них связано с железной дорогой, которая до сих пор даёт нам мощнейший импульс для развития, — подчеркнула Инна Сергеевна.

Дело будет жить

Выставка состоит из стендов, на каждом из которых представлен тот или иной город Транссиба. Есть стенд, посвящённый и Чите. Экспозиция охватывает тот период истории, которым занимается Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», — императорская Россия от Петра I до Николая II. По словам Анны Громовой, это время стало периодом, когда власть несла ответственность за свой народ:

— Вы знаете, как трудно иногда бывает чиновникам государственных структур довести решение высшей власти — президента, государя, императора, царя — до логического завершения. Александр II основал Министерство путей сообщения, Александр III явился творцом Транссиба, Великого Сибирского пути. Радостно осознавать, что наша история полна настоящего подвига, подвига народа, народного труда, народной смекалки, народного таланта и, в то же время, ответственности власти. Поэтому давайте всегда помнить о том, что наша история являет нам удивительные примеры, которым мы должны следовать. Уверена, что идеи наших государей, начиная практически от Петра I и заканчивая императором Николаем II, не умрут. Вот и это созидательное железнодорожное дело будет жить, будет развивать территории, так же, как это было в период трёхсотлетней истории Дома Романовых.

Приглашаем всех читинцев к просмотру экспозиции и погружению в историю России. Выставка (0+) будет действовать в Забайкальском краевом художественном музее (улица Чкалова, 120, а) до 10 сентября.

Все материалы рубрики «Темы»

 

Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№35 (1779) // 30.08.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net