Заключительным аккордом работы кинолектория «Экран прочитанных книг» в библиотеке имени А.С. Пушкина на первое полугодие звучала тема творчества Михаила Афанасьевича Булгакова, 125-летие со дня рождения которого отмечалось недавно.
Встреча со студентами Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса и школьниками Читы располагала к интересному разговору о жизни и творчестве «мистификатора» М. Булгакова.
Он действительно «был великим шутником и выдумщиком. Даже когда заболел, устраивал розыгрыши», – отзывалась о писателе жена Елена Сергеевна, пережившая его на 30 лет и выполнившая его завещание. Ей принадлежит публикация большей части его творческого наследия.
Михаил Афанасьевич скончался 10 марта 1940 года, изнурительная болезнь рано свела его в могилу, которая находится на Новодевичьем кладбище недалеко от могилы А.П. Чехова и многих других захоронений знаменитостей МХАТа. Как и Чехов, он был врачом и писал для этого московского театра свои пьесы, что принесли ему всенародную известность. Среди них «Дни Турбиных», «Александр Пушкин», «Мольер», «Бег», «Театральный роман» и др.
Непросто складывались отношения писателя с новой властью, его пьесу «Дни Турбиных» то разрешали, то запрещали с пометкой «идеологически не выдержана». Всех изумляло то, что «враги показаны симпатичными людьми» в ней. Вокруг неё родилась атмосфера доносов, споров и борьбы; сам театр желал ставить это глубоко правдивое произведение.
После запрета автор пишет сатирическую пьесу-памфлет «Багровый остров», высмеивает цензуру и другие директивные инстанции. Театр Таирова, в ту пору не менее знаменитый, ставит пьесу-памфлет, но его снимают. Пьеса «Зойкина квартира», как и «Бег», тоже запрещалась, – всё это происходило в конце 20-х годов.
Бытует мнение, что любимым писателем М. Булгакова был Н. Гоголь, приёмы высмеивания человеческих пороков которого он использовал. Во сне к писателю не раз являлся тот как мудрый покровитель, к нему он обращался: «Учитель, укрой меня чугунной шинелью».
Врач, практиковавший в Киеве в годы гражданской войны, на себе испытал все ужасы военного времени: об этом городе он не раз вспомнит в своих произведениях. И образ доктора, которому помимо профессиональных знаний в трудные дни Первой мировой войны и годы революции, а позже и репрессий, необходимы будут историко-экономические знания, станет наиболее привлекательным. Бывший военврач деникинской армии и журналист белогвардейских газет М. Булгаков, обречённый на гибель своей судьбой, совершает «бег» с Северного Кавказа в Москву, чтобы спастись, но этот бег оказывается необычайно трудным. Коротким словом «Бег» писатель озаглавил одно из драматических произведений.
Проза Булгакова столь же востребована, как и его драматургия. Повести «Роковые яйца», «Собачье сердце» и роман «Мастер и Маргарита» обрели всеобщее признание. Чтобы написать последний, автор основательно изучал как историю Рима, так и историю христианства. О серьёзном изучении отечественной истории говорят архивные документы, в которых отмечено, что автор романа «Мастер и Маргарита» желал в 1936 году принять участие в конкурсе по составлению краткого учебника по истории СССР, но работа осталась незавершённой.
Осенью 1939 года писатель обнаружил страшный симптом болезни – потерю зрения, что бывает при склерозе почек. Последние месяцы, борясь с недугом, М. Булгаков диктовал жене недописанные страницы романа. Елена Сергеевна читала ему вслух, а он продолжал править текст, понимая свою обречённость и утрату жизнелюбия, которое было едва ли не главным качеством его характера. В эти минуты он вспоминал о последних тяжёлых днях любимого Гоголя.
После рассказа о некоторых малоизвестных широкой публике фактов из личной и творческой биографии писателя студенческая аудитория обратилась к просмотру фильма по мотивам книги М. Булгакова «Мастер и Маргарита», созданного режиссёром и сценаристом Юрием Кара в 1980-х годах. Звучала музыка А. Шнитке, на фоне которой разворачивались события, началом их был диалог о Боге. Главные роли (Коровьев, Воланд, Иешуа, Понтий Пилат) великолепно исполнили молодые в ту пору, а ныне прославленные народные артисты А. Филиппенко, В. Гафт, Н. Бурляев, М. Ульянов. Маргариту сыграла одна из красивых и талантливых актрис отечественного кино Анастасия Вертинская. И в очередной раз зрителям кинолектория представилась возможность познакомиться с раритетной кинолентой, а не с современной телеверсией классического произведения, что делает кинолекторий особо значимым.
Все материалы рубрики "Читаем"
Людмила Полетаева
«Читинское обозрение»
№22 (1402) // 1.06.2016 г.
0 комментариев