Человека в этой жизни спасёт только любовь. Любовь к миру. Любовь к самому себе. К своему ближнему. И, конечно же, к своей семье. В этом можно в очередной раз убедиться, посмотрев спектакль-вербатим под названием «Я, ты и он».
Вечер. Культурно-досуговый центр «Родина». Зал постепенно заполняется зрителями. В основном это люди в возрасте за сорок, но есть и молодёжь, подростки. Через пару минут свет погаснет. Я знаю сюжет спектакля, поскольку буду смотреть его во второй раз. Изначально были просто записи экскурсовода после общения с людьми из другого мира — с нарушениями психического развития.
«Когда я уйду…»
Автор пьесы, искусствовед, преподаватель детской школы искусств — Елена Иманакова поясняет, что спектакль основан на документальном материале и создан членами Союза театральных деятелей Забайкалья. На вопрос о том, что сподвигло её написать эту пьесу, Елена отвечает:
— События, разворачивающиеся на сцене, произошли со мной в реальной жизни. Я «выхлестнула» всё, что пережила, в литературный материал. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый зритель поддержал идею о том, что человека в этой жизни спасёт только любовь. Любовь к миру. Любовь к самому себе. К своему ближнему. И, конечно же, к своей семье.
На сцене восемь актёров, восемь человеческих судеб… Слышится голос актёра Максима Размахнина, исполнившего одну из главных ролей:
— У меня в комнате много икон. Они все разные, все красивые, и на всех Он. Их протираю, глажу, зажигаю им свечи и любуюсь ими. Его нужно гладить. Его нужно любить. Как Ксюшу. Я её люблю. Как это здорово! И она меня тоже любит. Жаль, что мне осталось месяца два. Так доктор говорил. А потом я уйду. Но останется Ксюша и наш ребёнок. И я попрошу его любить их за меня. Но оттуда я все равно буду их любить. И я оставлю им все иконы. Все-все. Только одну не оставлю. Ту маленькую, железную, которая была со мной на подводной лодке, когда взорвался котёл. Ведь тогда из всего экипажа в живых остался один я и он. Мне иногда кажется, что все мои друзья-сослуживцы рядом. Обернусь, а их нет. Нет, они есть. Они всегда здесь. Они всегда на своем посту. Они охраняют наш мир. И когда я уйду, я тоже буду охранять мир…
Сам актёр признаётся, что для него эта роль особая:
— Это интересный, насыщенный материал, основанный на реальной истории. Человек, которого я играю, — прототип Кости Лобова. Человек остался в живых после взрыва на подводной лодке, в результате чего у него развились ментальные нарушения. Ручка от люка осталась у него в руке как талисман от этой подводной лодки.
Нелёгкая судьба и у другой героини спектакля — Ксюши, которую сыграла Екатерина Емельянова. Её детство лишено радостных воспоминаний:
— Я очень любила в школу ходить. Там тепло было, красиво. И учительница была красивая и добрая. А однажды дала мне стихи учить, на празднике выступать. Я тогда своё самое нарядное платье надела. Синее такое. С белым воротничком. И бант, наверное, был. Был. Точно был. А потом… Когда я с праздника пришла, папка опять пьяный был. Ой. Не хочу помнить. Не хочу. Злой был. Грязно ругался. А потом… Потом платье в клочки порвал. И бантиком мне руки связал. Платьем рот заткнул, чтобы не кричала. А я не кричала. Ничего не помню. Врачей помню. Лица белые, халаты белые, стены белые, как мой воротничок.
Тронул до глубины души
На протяжении всего действа в зале стояла тишина. Было заметно, что на зрителей пьеса произвела сильное впечатление.
— Спектакль на самом деле тронул меня до глубины души, — делится впечатлениями Алёна. — Ребята сыграли потрясающе. Костя прав — Бог существует, в Него нужно верить, и Он поможет. История с иконой стала свидетельством этому.
Сергей Калинников, исполнивший одну из ролей, признаётся, что ему легко было понять своего персонажа, потому что он сам воспитывает двоих деток с особенностями здоровья.
— Мне всё это очень близко. Единственное, что я могу сказать, не надо таких людей бояться. Потому что это не инвалиды. Они просто другие. Другие люди, у которых… другой мир, другое сознание. И живут они вместе с нами, бок о бок. А спектакль сам замечательный. Мне очень нравится этот проект.
«Мы слышим ваше дыхание»
Следует уточнить, что грант на постановку спектакля «Я, ты и он» Союз театральных деятелей Забайкалья получил благодаря его председателю — Елене Сафроновой.
— Нами сыграно четыре спектакля. И, конечно, ничего бы этого не случилось, если бы у нас не сложилась хорошая команда. Не было бы живого диалога со зрителями. Мы слышим ваше дыхание, мы видим ваши глаза, мы чувствуем ваши эмоции, — говорит Елена.
Режиссёром-постановщиком этого необычного спектакля стала руководитель театрального отделения детской школы искусств №7 города Читы Марина Саттарова.
— Начнём с того, что литературного материала как такового не было, — рассказывает она. — Идея родилась просто в разговоре, в обсуждении ситуации, которая, собственно, у любого человека может вызвать стресс. На самом деле, ситуация, там описанная, действительно очень пикантная и тонкая. Всё равно же в жизни с чем-то подобным сталкиваешься. Мы, честно говоря, не всегда ценим то, что имеем, зачастую жалуемся на жизнь, должны немножко поплакать, снять стресс, поделиться и прочее. Вдруг я понимаю, что там намного глубже что-то такое сидит. Да, и вот эта больная задетая душа, на струнах которой как-то сыграли эти персонажи… Во время работы над спектаклем нам пришлось столкнуться и с трудностями, в частности — проводить репетиции, соединив на одной сцене актёров театра драмы, театра кукол, театральных педагогов.
К счастью, все трудности позади, и зритель может увидеть спектакль про нас, про нашу жизнь… Наверняка он заставил многих задуматься о чём-то важном. Заметно, что люди, выходящие из зрительного зала, под глубоким впечатлением от увиденного.
— Этот спектакль — не однодневка. Он побуждает к размышлению. Например, о том, что мы зачастую не уделяем внимание людям — в семье, на работе, ещё где-нибудь. Герои пьесы, оказавшись в трудной жизненной ситуации, начинали по-иному смотреть на жизнь, относиться к событиям. Считаю, что мы должны быть внимательнее друг к другу, научиться видеть человека. Порою можно помочь человеку одним словом. Вот тогда, может быть, не было бы разделения на «нормальных» людей и «ненормальных».
Спектакль действительно тяжёлый по восприятию, с трудом верится, что кому-то приходится сталкиваться с подобным. Актёры сыграли превосходно, каждый смог вжиться в свою роль, хоть это, наверняка, было нелегко. Хочется надеяться, что после этого спектакля хоть кто-то взглянет на жизнь другими глазами. Быть может, более добрыми…
Все материалы рубрики «Наши-театральные»
София Кирпичникова,
выпускница общеобразовательной школы No 22 города Читы
Фото из архива режиссёра
«Читинское обозрение»
19.06.2024 г.
0 комментариев