Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Экипаж ангелов неба
Экипаж ангелов неба
Часть I


Голос неба… Нет, не Глас Небесный. И не раскаты наэлектризованных облаков. И не летние рулады пернатых. Нет, привычный голос мирного неба XX и XXI веков: гул, рокот, грохот, жужжание… Его издают крылатые металлические чудо-птицы, коих ведут в небесах мужественные люди. Команда, подобная ангелам-хранителям пассажиров и грузов. Команда работяг и ежечасных героев неба, способных противостоять стихии, ураганам и даже неистовству огненных чудовищ. Команда из двоих… троих… четверых… Они действуют в реальности. Они действуют на экране. Имя им – экипаж. Сегодня, в преддверии его нового кинополёта, речь о нём.

В истории отечественного кинематографа снято немало фильмов, посвящённых «ангелам» (или даже «дьяволам») неба, но основная их масса рассказывает о лихой военной године и сражениях ведомых ими металлических птиц. Мирные небеса и будни экипажей гражданских и грузовых воздушных судов не слишком интересовали режиссёров. Террористов-захватчиков самолётов, придающих сюжету остроту, в советском кино почти не было (исключения: «Похищение «Савойи» В. Дормана, 1979; «Взбесившийся автобус» Г. Натансона, 1990). Оставались стихия и «технический фактор». Но и здесь желающих связываться со сложными спецэффектами (компьютерная эра в кино едва только зарождалась) и трюковыми съёмками, обязательными для лент такой тематики, тоже было немного. И всё же попытки были… 

Особняком в отечественном «гражданском авиационном» кинематографе всегда стоял один фильм (по крайней мере, до 21 апреля 2016 года), ставший первым в СССР представителем жанра «фильм-катастрофа», технотриллер и блокбастер «Экипаж», поставленный режиссёром Александром Миттой, с великолепным экипажем актёров, зрелищными трюковыми съёмками и блестящим саундтреком современного классика-композитора Александра Шнитке. Но прежде чем вспомнить о нём, скажем несколько слов о новом «Экипаже», чья всероссийская премьера состоится 21 апреля.

«Экипаж» 2016. Снова в огненный Ад
По поводу «ремейка». В многочисленных интервью «командир» нового «Экипажа», опытный и уважаемый режиссёр Николай Лебедев («Звезда», 2002; «Легенда №17», 2013), продюсер Л. Верещагин и гендиректор студии «ТРИТЭ», на которой снимался фильм, Н. Михалков настойчиво заявляли, что фильм не является ремейком классической картины А. Митты.

По поводу сценария, формата и названия. В 2012 году Верещагин на фестивале в Каннах увидел рабочие материалы нового фильма знаменитого Роберта Земекиса под названием «Flight» – «Рейс» (наши переводчики и прокатчики запустили этот фильм под названием… «Экипаж»!) и загорелся идеей снять картину о лётчиках российской гражданской авиации. Вернувшись в Москву и продолжив работу над проектом «Легенда №17», продюсер вспомнил, как в одном из разговоров режиссёр проекта Лебедев признался ему, что давно хотел поработать в жанре фильма-катастрофы. В 1979 году «Экипаж» А. Митты произвёл на парня такое впечатление, что он начал мечтать сделать свой фильм на эту тему. Даже написал сценарий и сделал рисунки-наброски. Спустя 35 лет мечта начала осуществляться – продюсер убедил Лебедева взяться за новую версию своего сценария написанную им в юности. 

Работа заняла два года, была показана для ознакомления в 2014-м Михалкову. И он, и Верещагин остались довольны написанным. Проект с массой компьютерных спецэффектов, в самом «продвинутом» формате IMAX (использовалась та же съёмочная аппаратура, что была задействована знаменитым режиссёром – «гигантоманом» Майклом Бэеем в блокбастере 2014 года «Трансформеры: Эпоха истребления»), да ещё в 3D, был запущен в производство при поддержке Фонда кино (финансирование на безвозвратной основе) с астрономическим для российского кино бюджетом свыше 4 миллиардов рублей! 

Что касается такого выигрышного названия проекта «Экипаж», то «авиабренд» был официально выкуплен у его правообладателя – киноконцерна «Мосфильм» – студии, на которой был снят фильм А. Митты. Кстати, отец классического фильма 1979 года лично благословил на «полёт» «Экипаж» 2016-го.

По поводу экипажа и локации съёмок. Новый героический экипаж авиалайнера Ту-204СМ, которому предстоит бороться с чудовищем – бушующей огненно-вулканической стихией и с воздушными техно-опасностями, такой: командир Леонид Зинченко (Владимир Машков), второй пилот Александра (Агне Грудите) и второй-пилот-стажёр Алексей Гущин (Даниил Козловский). Съёмки начались 18 сентября 2014 года и были завершены 8 февраля 2015-го. Велись в Москве, в Московской области и в Крыму, где снимали сейсмоопасный остров-вулкан, который по сюжету находится в районе северных Алеутских островов. О сюжете блокбастера не скажу ни слова – увидите сами. А теперь, внимание! Застегнуть всем ремни! Летим в классику…

Жили-были пилоты, самолёт и… драконище
Ныне мало кто поверит, что первый советский фильм-катастрофа изначально задумывался как сказка. Задолго до 1973 года уже маститый режиссёр Александр Митта, снявший популярные картины: «Друг мой Колька», «Точка, точка, запятая», «Как царь Пётр арапа женил», дружил с легендарным советским киносказочником Александром Птушко и считал его своим духовным отцом. 

Гения Александра Лукича частенько интересовали не столько актёры на площадке, сколько всякие фантастические трюки и спецэффекты (хотя и актёрские работы, и режиссура в его картинах были на высоком уровне). Именно Птушко привил вполне «земному» режиссёру любовь к киночудесам. Надо заметить, что ни один фильм Митты не обходился без помощи комбинированных съёмок, придуманных мастером-сказочником. После ухода Птушко из жизни в 1973 году созданный им уникальный, не имеющий аналогов в мире, цех комбинированных съёмок на студии «Мосфильм» начал приходить в упадок. Тогда и пришла Митте мысль создать нечто такое, где можно было бы при помощи наследия великого киносказочника и собственных наработок развернуться в полную силу. Создать зрелищный фильм более высокого уровня, чем Голливуд. Причём бывшему архитектору (окончил МИСИ им. Куйбышева в 1955 году) хотелось создать именно «инженерный» проект, какого раньше никто не видел. 

Сначала виделся сюжет, где на некий современный, полуфантастический город-мегаполис нападают таинственные силы и вызывают землетрясения. Рушатся здания, дыбится земля… Но выяснилось, что «сейсмические» фильмы уже есть в США и у японцев. Затем появилась идея современной сказки, героями которой были: терпящий бедствие самолёт с пассажирами и отважные лётчики, за которыми гонится некое зловещее огненное чудовище, пытающееся уничтожить крылатую машину. Накидав задумку в блокнот, Александр Митта в том же 1973 году решил проконсультироваться о возможности воплощения идеи в министерстве гражданской авиации СССР, где встретился с министром Борисом Павлович Бугаевым. 

Почему маршал сказок не любил
Маршал авиации воспринял идею фильма крайне неприветливо: несколько месяцев первый советский сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 на авиасалоне в Ла Бурже (Франция) взорвался прямо в воздухе. На тот момент престиж отечественного самолётостроения заметно пошатнулся. Новые Ту-154, дозвуковые, но мощные и безопасные, только-только начинали свои полёты, а тут приходит киношник и предлагает снять фильм о катастрофе советского самолёта со всеми подробностями, да ещё с каким-то «Змеем Горынычем». «Аэрофлот» – самая надежная авиакомпания в мире, а как её будут воспринимать после страшной сказочки? Сняли бы лучше фильм о чём-нибудь более реальном!» – сказал с досадой маршал.

«Аэропорты», «Аэропорты», «Аэро…»
После неудачной беседы режиссёр всё же остался верен идее и через некоторое время обратился к мэтрам советской кинодраматургии Юлию Дунскому и Валерию Фриду («Служили два товарища», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»). Опытные сценаристы поддержали задумку Митты. После романа Артура Хейли «Аэропорт» и последующей его экранизации фильмы-«аэропорты» посыпались один за другим, а за ними вереница лент-клонов («Аэропорт-1975», «Аэропорт-77», «Конкорд: Аэропорт-79» и т.д.) всё на ту же тему: воздушные террористы, последующие аварии в небе, борьба героев за выживание и т.д. Однако в СССР подобные ленты не демонстрировались. В общем, пробел таких фильмов в отечественном кинематографе был очевиден. И тогда авторы решили изменить традиционный ход повествования фильмов-катастроф. Первую серию посвятить личным отношениям героев, а вторую – землетрясениям, селевым потокам, пожарам и борьбе за выживание на борту самолёта. Огненного монстра, преследующего авиалайнер в полёте, сценаристы решили сделать неодушевлённым и «оставить» на земле. Для второй части к участию в сценарии авторы привлекли известного авиаинженера и преподавателя Бориса Уриновского, имеющего не только прекрасное знание своего главного дела, но и обладающего превосходной технической фантазией.

Опасный «Запас прочности»
15 июля 1976 года на стол руководства «Мосфильма» легла первая версия сценария фильма с рабочим названием «Запас прочности». Ознакомившись с написанным, сначала руководители студии, а затем и министерства авиации, обратили своё внимание на тот факт, что действие фильма происходит на территории СССР. Показать катастрофу советского самолёта, да ещё такого надёжного, как ТУ-154… Это просто не лезло ни в какие рамки… Авторам было рекомендовано внести соответствующие «идеологическо- географические» правки в сюжет… Это был тот редкий случай, когда сценаристы согласились с вышестоящими инстанциями и быстро нашли блестящее «политическое» решение. Крылатая машина терпит аварию не у нас, а за границей (то ли где-то в Африке, то ли где-то на Ближнем Востоке), в городке нефтяников Бидри, в условиях тяжелейшего стихийного бедствия. Но приземляется-таки благодаря героическим действиям экипажа в Москве.

Окончательный вариант сценария всем так понравился, что консультантом картины согласился стать замминистра авиации Сергей Павлов. У авторов «Запаса прочности» была своя «выгода»: такой консультант, как Павлов, одним своим телефонным звонком мог дать разрешение на съёмки в любом аэропорту не только Москвы, но и всей страны. Впоследствии так и было…

По поводу названия фильма. Уже после монтажа фильма кинопрокатчики, увидев название фильма, в ужасе шарахнулись. Картину надо было выпускать в прокат, а названия нет… Озабоченный Митта в аварийном порядке собрал команду. «Дам настоящие штатовские 100 долларов тому, кто придумает название тому, что мы сняли!» – заявил режиссёр. Пару недель творцы ломали головы, пока однажды сам Митта не вспомнил о том, как зовётся команда всякого плавающего и летающего судна. «Экипаж!» – безнадёжно крикнул режиссёр. «Во-ооо!» – взревели одобрительно коллеги. Прокатчики восприняли название с восторгом. Художники принялись готовить главный титр картины.
В середине июля 1976 года проект «Экипаж» был запущен в производство. 

Что произошло дальше? Об этом в продолжение истории авиалегенды отечественного кино в нашем следующем синескоп-полёте. 

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора

«Читинское обозрение»
№16 (1396) // 20.04.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net