Тысячи читинцев ежедневно добираются на работу или учёбу на маршрутных такси и автобусах. К каким-то маршрутам у пассажиров нашего города нет нареканий, и можно сказать, им несказанно повезло. К сожалению, это никак не относится к злополучному маршруту №10 «Вокзал – агрогородок «Опытный».
Агрогородок «Опытный» является одним из удалённых спальных районов Читы, и добраться туда можно только на одном маршруте №10. До ближайших остановок маршрутов №19 и №49 посёлка Восточный – более 1,5 километров.
Больше восьми лет по маршруту №10 ходили большой и очень комфортный, а в зимнее время ещё и очень тёплый автобус SCANIA, а также два микроавтобуса FORD. Они двигались точно по расписанию, к их работе у жителей Агрогородка не было почти никаких замечаний. После снятия с маршрута автобусов SCANIА в июне 2014 года начались перебои с движением муниципального транспорта.
В июле 2014 г. жители агрогородка «Опытный» неоднократно обращались со своей проблемой в администрацию Читы, управление строительства, транспорта и связи. Тогда первый заместитель мэра г. Читы Олег Кузнецов в программе «10 минут в мэрии» («Альтес», выпуск от 29.07.2014 г.) обещал, что ситуация будет урегулирована с началом нового учебного года, и с 1 сентября 2014 г. будет «увеличен маршрут, и добавлены автобусы повышенной вместимости». Но проблемы с тех пор только усугубились.
Так как автобусы марки ПАЗ, работающие на маршруте №10, часто ломались, вследствие чего отменялись рейсы, а также из-за того, что водителю приходилось самому продавать билеты, время рейса значительно затягивалось, и он часто не укладывался в расписание. Да и вместимости маленьких ПАЗов, особенно в утренние и вечерние часы, явно не хватало, т.к. кроме жителей Агрогородка и студентов, добирающихся на занятия и обратно, очень много пассажиров садилось по пути следования.
С апреля 2015 г. маршрут №10 обслуживают автобусы предпринимателей С.В. Кожевникова и Н.Н. Курбатова, с которыми были заключены договоры на перевозку пассажиров на межконкурсный период. ИП Курбатов Н.Н. выставил на маршрут старые модели автобусов для междугородних перевозок ISUZU «Богдан А09214». Данные автобусы абсолютно не пригодны для городских маршрутов. Очень узкие проходы между рядами сидений затрудняют выход пассажиров на остановках: даже двум людям нормального телосложения трудно разойтись, что уж говорить о людях чуть больше размера. Затруднён проход к переднему пассажирскому сидению, на которое нельзя попасть, не наступив на крышку капота, что сильно раздражает водителей. Кроме того, пол у данного автобуса двухуровневый, задняя площадка на 20-25 см выше обычной, из-за чего высоким людям приходится стоять там, согнувшись. Да и ехать стоя и держаться в этом автобусе практически нереально, т.к. в данной модели полностью отсутствуют верхние поручни, а ручки на спинках сидений накрыты чехлами. Можно сказать, что держатся пассажиры практически за воздух. Студенты двух учебных заведений агрогородка «Опытный», возвращающиеся из дома с большими сумками, не могут нормально войти с ними в салон и поставить свои баулы, не мешая другим пассажирам.
За разъяснениями, кто и зачем закупал такие автобусы для городского транспорта, мы обратились к Н.Н. Курбатову, предпринимателю, организующему перевозки по маршруту №10. И вот что он пояснил:
– Автобусы ISUZU «Богдан» приобретались не для городских рейсов, а для междугородних. Постоянные поломки других автобусов вынуждают нас отправлять на маршруты «Богданов», а морозы ещё больше усугубили ситуацию. В — 40 металл не выдерживает, и отмены рейсов связаны с поломками автобуса, а не с нежеланием водителей выходить на маршрут. Мы решаем эту проблему, т.к. понимаем жалобы пассажиров. В этом месяце мы попытались пустить другой автобус, но, к сожалению, пока ничего не вышло. Проблему с поручнями в «Богдане», думаю, можно решить.
С августа 2015-го по маршруту №10 стали ходить два дополнительных автобуса марки ПАЗ (ИП Кожевников), которые только к 1 сентября установили более или менее стабильное расписание. Казалось бы, жителям Агрогородка можно вздохнуть спокойно, но уже к середине октября ПАЗы сменили на две маршрутки, уступающие по вместимости автобусам, что особо ощутимо в утренние и вечерние часы. Водители на этих маршрутках часто меняются, да и на наш рейс ставят водителей, не знающих дороги и названий остановок, из-за чего пассажирам приходится играть роль штурманов. Кроме того, новые водители не всегда соблюдают график движения и уезжают раньше положенного срока, чем приносят большие неудобства пассажирам.
Более плачевная ситуация с поездками на работу и учёбу у жителей посёлка ТУСМ-4, одной из первых остановок на пути следования 10-го маршрута из Агрогородка. Часто меняющиеся водители по незнанию дороги или для увеличения своей прибыли проезжают через посёлок Восточный, игнорируя остановку в ТУСМе.
– Практически каждый день мы выходим на остановку, абсолютно не зная, приедет автобус или нет, проедет через нашу остановку или опять пойдёт в окружную, – рассказывает жительница ТУСМа Наталья Шеломенцева. – Муниципальные рейсы 10-ки – одни из немногих наших возможностей уехать до города, дополнительные автобусы этого же маршрута к нам никогда не заходят. Проезжающие мимо маршрутки дальнего следования из Домны, Куки и Лесного городка очень часто даже не останавливаются, потому что переполнены. Если раньше автобус точно ходил через ТУСМ, то сейчас это остаётся на усмотрение водителя. Наши неоднократные звонки в управление транспорта и связи и самому предпринимателю результата не дали. Как долго это будет продолжаться? Сколько ещё мы будем мучиться?
В октябре 2015 г. недовольные транспортной ситуацией жители агрогородка «Опытный» вновь обратились в администрацию Читы с просьбой разрешить проблемы с перевозками на маршруте №10. На это коллективное обращение 22 октября 2015 года был получен ответ от и.о. заместителя руководителя администрации, председателя комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» М.А. Большакова. В нём было отмечено, что «реестром автобусных маршрутов… предусмотрена работа 4 автобусов категории М3 класса 1 по маршруту №10», хотя в настоящее время по данному направлению ходят три автобуса, один из которых не соответствует категории, заявленной в письме, т.к. предназначен для междугородных перевозок (ISUZU Богдан А09214). По просьбам жителей Агрогородка были проведены внеплановые проверки графиков движения пассажирского транспорта, в результате которых «было установлено, что при осуществлении пассажирских перевозок по маршруту №10 предпринимателями регулярно допускаются нарушения по графикам движения. ИП Курбатову Н.Н. и ИП Кожевникову С.В. вручены письменные претензии об организации бесперебойной работы автобусов в полном объёме, согласно заключённым договорам».
Что мы видим? В очередной раз ответственные лица отписываются от проблем жителей агрогородка «Опытный», но проблемы от этого не исчезают. С наступлением холодов стали особенно часто пропускаться рейсы. Практически невозможно уехать до Агрогородка в выходные и праздничные дни, да и вечером, после 20 часов, сделать это невозможно.
Жители удалённого района Читы притопывают на остановке от холода и вопрошают: как долго будут продолжаться эти мучения, кто и когда, наконец, наведёт порядок на маршруте?
Пока материал готовился к печати, на маршрут №10 вышли дополнительно два автобуса Ford ИП Бузлукова. Надеемся, это хоть как-то поможет решить транспортную проблему жителей агрогородка «Опытный».
Все материалы рубрики "Темы"
Анастасия Алфёрова
Фото автора
«Читинское обозрение»
№49 (1377) // 9.12.2015 г.
0 комментариев