Главным же нерчинским творением Валериана Ивановича, позволившим ему в полной мере проявить архитекторские способности, стало проектирование и строительство целого комплекса зданий, объединённых в одну усадьбу, ставшую «визитной карточкой» города – усадьбу Бутиных.
По задумке автора, самым большим и нарядным зданием усадьбы стал дворец, облик которого складывался постепенно.
Величие дворца
В проекте дворца, равно как и других сооружений усадьбы, проявилась характерная почти для всех последующих, возведённых уже на Украине, сооружений, приверженность Куликовского к эклектике. Вначале в классицистическом стиле была выстроена одноэтажная часть вдоль улицы Большой (Советской). Затем трёхэтажная часть в мавританском стиле на пересечении улиц, основой которой стал ещё один Сухановский дом, в котором с 1868 по 1876 гг. размещались классы основанной Бутиными Софийской женской прогимназии. К нему была пристроена ещё одна двухэтажная часть, где Куликовский применил элементы неоготики. В результате появился вытянувшийся на полквартала одноэтажный объект, а акцентом и композиционным ядром стал юго-восточный фасад, ориентированный на центральную площадь города. Он был украшен балконом на фигурных резных кронштейнах, арочными и стрельчатыми оконными проёмами, венчающим карнизом с декоративным зубчатым парапетом и башенками, служащими завершением пилястр.
Строительство дворца Бутина
К востоку от дворца было выстроено ещё одно здание, о котором в 1877 году корреспондент газеты «Сибирь» сообщал следующее: «В 1876 году они (Бутины – авт.) немало придали красы городу воздвижением двух каких-то штук, живо напоминающих феодальные замки. В одной из них помещён резервуар, в который вода накачивается локомобилем из колодца и спускается в другие резервуары в саду и в общественном сквере. В другой пока ещё ничего нет, а предполагается, между прочим, устроить часы со звоном на весь город». Часы там так и не появились, но, действительно, одна из башен использовалась как водонапорная, в другой же части здания Бутины позднее разместили магазин и склад железа.
Строительство водонапорной башни в усадьбе Бутиных
По задумке Куликовского, это была одноэтажная протяжённая постройка, над которой возвышались две двухэтажные башни. В XX веке северная башня была утрачена, и на её месте образовался проезд. Но и по оставшейся части можно получить впечатление о былом величии здания. Оно расположилось в северо-восточной части усадьбы с ориентацией окон на юго-запад – самую солнечную сторону. Главный юго-восточный фасад ориентирован на площадь и вместе с другими постройками усадьбы участвует в застройке улицы. Своеобразный силуэт формируется за счёт перепадов объёмов и парапетных завершений. На гладкой плоскости фасадов рельефно выделяются сложные пилястры, межэтажный пояс. Но особое внимание привлекает оформление второго этажа башни. «Поребрик» и прямоугольные ниши межэтажного пояса сменяются профилированными уступами свесов в простенках оконных проёмов. Дальше следует сложный фриз, составленный прямоугольными и квадратными нишами, рядами мелкого «поребрика» и профилированным карнизом. Вся композиция завершается зубчатыми башенками с профилированными карнизами, создающими характерный образ, отличающий здания усадьбы от всех других построек в городе.
Усадьба Бутиных. Ворота и водонапорная башня.
В таком же стиле были спроектированы Куликовским и выстроены все остальные каменные здания усадьбы, а также огромные главные въездные ворота-пропилеи с южной стороны усадьбы, а чуть поодаль от них – оригинальная мавританская беседка. Внутри усадьбы был разбит прекрасный сад, скульптуры для которого изготавливала жена Куликовского – Ева Станиславовна, вместе с мужем служившая у Бутиных с 1872 года. Вполне вероятно, что она, будучи профессиональным скульптором, разрабатывала и эскизы для деревянных резных украшений главного зала дворца. Завершение работ на усадьбе проходило в 1877-78 гг., уже без Куликовских, которые покинули Нерчинск в 1875 году.
Усадьба Бутиных. Мавританская беседка.
В Киеве
Помимо работ в Нерчинске, Куликовский состоял механиком на Бутинских золотых приисках. Им были спроектированы и построены их дачи в Нижнем Стане, оборудован беседкой и гротом минеральный источник, сооружены различные служебные и жилые постройки на разных приисках. С оригинального изобретения М.А. Коузова – золотопромывательной машины, по заказу М.Д. Бутина в 1870 году Куликовский изготовил точную модель. Именно она была удостоена наград на различных выставках в Москве и Петербурге. В 1872 году Валериан Иванович принял участие в экспедиции, снаряжённой братьями Бутиными для разработки гранитных утесов, с целью отыскания драгоценных камней в окрестностях Нерчинска.
Дача Бутиных в Нижнем Стане
Беседка на даче Бутиных
Модель золотопромывательной машины на Московской выставке, 1882 г.
Как уже упоминалось, в 1875 году чета Куликовских покинула Нерчинск и обосновалась в Киеве. Ева Станиславовна открыла собственное скульптурное ателье, где по её эскизам изготавливались различные декоративные украшения: лепнина, изразцы, статуи и т.п. Занималась она и изготовлением скульптур, в том числе для украшения построек мужа. Самым же известным её произведением стала статуя Архангела, до 1920-х гг. «парившего» над зданием Киевской городской думы.
Изразцы выполненные поэскизам Е.С. Куликовской
Изразцы выполненные поэскизам Е.С. Куликовской
Изразцы выполненные поэскизам Е.С. Куликовской
Киев. Городская дума
Сам Валериан Иванович служил архитектором при управлении юго-западных железных дорог в Киеве. По его проектам были построены небывалые по красоте и убранству здания самого управления, дом Байковского, здания вокзалов в Фастове и Казатине, часовни и церкви в Жмеринке, Здолбунове и Волочиске, «красные» пакгаузы в порту, пассажирское здание на кульницком лимане и дом инженера Гарриса в Одессе, усыпальница Н.А. Витте, дом Триштеля в имении Масловка, дворец Хоецких в Томашовке и многие другие строения.
Киев. Дом управления Юго-Западной железной дороги
Киев Дом Байковского
Вокзал в Фастове
Вокзал в Казатине
Проект храма на станции Казатин
Дворец Хоецких в Томашовке
Некоторые строения в Киеве сохранились до сих пор, и, как и дворец Бутиных в Нерчинске, являются украшением тех мест, где они расположены.
Валериан Иванович Куликовский умер 14 марта 1910 года. Практически до самой своей смерти он создавал проекты зданий. Вспоминал ли он Нерчинск? Скорее всего, да, поскольку именно здесь он полностью – от замысла до воплощения – реализовал свой самый первый крупный архитектурный проект. А вот в самом Нерчинске имя его оказалось забытым на долгие десятилетия, и только сейчас украинские и польские архивы начинают открывать свои тайны, возвращая нам имя одного из создателей неповторимого облика нашего города.
Все материалы рубрики "Страницы истории"
Александр Литвинцев
«Читинское обозрение»
№15 (1603) // 08.04.2020 г.
0 комментариев