Всех гостей Нерчинского краеведческого музея, находящегося, как известно, в стенах дворца купца, золотопромышленника и мецената М.Д. Бутина, встречают портреты братьев Бутиных.
Они расположены в музыкальном (Зеркальном) зале по бокам от самого большого на 1867 год зеркала в мире французской фирмы «Сен-Гобен». Справа посетители видят подлинный портрет старшего из братьев, Николая Дмитриевича. Слева – копия портрета младшего Михаила Дмитриевича, выполненная в 2003 году читинским художником Вячеславом Скроминским с подлинника, хранящегося в Чите, в фондах забайкальского краевого краеведческого музея им. А.К. Кузнецова.
Эти же портреты можно увидеть и на архивной фотографии, сделанной в 1904 году в помещении конторы Торгового дома братьев Бутиных.
Фотография И.П. Кычакова и А.П. Колосова в Нерчинске
Оба портрета принадлежат кисти одного и того же художника по фамилии Тюрин. Портрет Михаила Дмитриевича был написан им в 1874 году, а Николая Дмитриевича – в 1875. Об этом свидетельствуют пометки под автографом автора. Первый из них на портрете М.Д. Бутина. Второй – на портрете Н.Д. Бутина.
О том, кто такой этот художник Тюрин, на протяжении более ста лет можно было строить только предположения. Писатель и краевед Е.Д. Петряев считал его нерчинцем, о чём вскользь отметил в книге «Нерчинск. Очерки культуры прошлого». Многолетний главный хранитель читинского краеведческого музея М.И. Алферина высказывала по этому поводу сомнения, считая, что художник явно не из местных. Словом, единого мнения и, тем более, каких-то биографических данных об авторе портретов не было. Но, самое главное, не было известно и его имя. На портрете Михаила Дмитриевича отчётливо видна заглавная буква имени, похожая на «Н». Отсюда чаще всего исследователи делали предположение, что имя художника Николай. Не помогли ни поиски в энциклопедиях, ни в интернете, которые мы предпринимали ещё лет 15 назад.
Вернуться к ним заставила работа над готовящейся к изданию книгой-альбомом об усадьбе Бутиных. И, о чудо! – в Википедии с момента наших первых поисков появилось несколько статей о разных художниках с фамилией Тюрин. Особо нас заинтересовала краткая публикация об Иване Алексеевиче Тюрине, поскольку к ней приложены несколько репродукций с работами художника. Вот одна из них – «Портрет пожилой дамы» из собрания Северо-Осетинского государственного художественного музея им. М.С. Туганова.
«Портрет пожилой дамы»
А вот результаты дальнейших поисков и автографы И.А. Тюрина ещё с пары портретов.
Согласитесь, очень похожи они на наши – эта загадочная «Н» в инициале, и своеобразная «р» в написании фамилии. Сомнений не осталось – мы нашли автора! Но главным открытием стало обнаружение на просторах всемирной паутины большой статьи о И.А. Тюрине, написанной совсем недавно одним из его родственников–«потомков» Александром Ивановичем Тюриным. Почитать её можно на сайте www.lit.lib.ru.
Александр Иванович Тюрин, Заслуженный работник культуры республики Узбекистан, преподаватель кафедры монументальной живописи Национального института художеств и дизайна им. К. Бегзода, Академии художеств Узбекистана.
Оставалось только с ним связаться. Написал письмо. Ответа долго ждать не пришлось. Причём, он развеял и последние сомнения о загадочной букве «Н»:
«Добрый день, Александр. Рад нашему знакомству. Я 10 лет занимаюсь поиском и сбором материалов о художнике XIX века Тюрине Иване Алексеевиче. Радуюсь каждой новой находке. Долгое время был в такой же загадке по поводу инициала «Н». Дело в том, что в XIX веке был и Николай Тюрин, окончивший Императорскую Академию художеств. И этот факт долгое время вызывал недоумение по поводу многих работ Ивана Алексеевича. Всё разрешилось тогда, когда я нашёл в интернете алфавит 1880-х годов. После чего всё встало на свои места».
Вот так разрешилась многолетняя загадка двух портретов, которые наконец-то обрели имя своего истинного автора – Ивана Алексеевича Тюрина.
Все материалы рубрики "Страницы истории"
Александр Литвинцев
Фотографии подобраны автором
«Читинское обозрение»
№4 (1540) // 23.01.2019 г.
0 комментариев