Главная / Авторы / Денис Приходько / Заложники контракта
Заложники контракта


Союз строителей Забайкалья совместно с региональной Общественной палатой провёл круглый стол на тему: «Строительство по государственным контрактам: проблемы и пути их решения». Главный вопрос — как совместить интересы частных компаний и государства?

Счёт не в нашу пользу

По официальным данным, которые озвучил председатель Общественной палаты региона Сергей Новиченко, за последние три года в строительной сфере Забайкалья было заключено 47 государственных контрактов на общую сумму 22 млрд рублей: 14 млрд — по конкурсной процедуре, 6 млрд — через аукционы и 1,3 млрд — без торгов. Уточним, что в расчёт не берутся данные по строительству автомобильных дорог.

— Ещё лет пять назад мы о таких цифрах даже и не мечтали. Но из этих 22 млрд всего 6 млрд отошли компаниям, зарегистрированным в Забайкальском крае. Если мы сюда добавим ещё одну организацию, зарегистрированную в Краснодарском крае, но при этом работающую у нас в крае, это ещё плюс 1,5 млрд. В 2023 году уже заключено контрактов на 2,5 млрд, из которых забайкальские компании взяли на себя 1 млрд. Это меньше половины! Очевидно, что потенциал местных строителей не реализован. Плохо, что на госконтракты не хотят заходить наши крупные компании с репутацией и многолетним опытом работы в крае, — сказал Сергей Новиченко.

В данном случае государственный контракт (госконтракт) — это соглашение между частной компанией и органами власти федерального, регионального или муниципального уровня. Например, подрядная организация берёт на себя обязательства за определённый срок, за определённую сумму, выделенную из бюджета, построить социально значимый объект: детский сад, школу или больницу.

Ещё одна проблема — низкое качество объектов, построенных по госконтрактам. Как правило, о качестве вспоминают, когда объект уже сдан либо находится в высокой степени готовности. Возникает вопрос, чего не хватает Госинспекции, чтобы контролировать качество строительства с момента закладки фундамента?

— Постоянно возникают проблемы с проектно-сметной документацией, которая, казалось бы, также проходит госэкспертизу. Непонятно, несёт ли вообще кто-то ответственность за качество экспертизы. Как правило, виноватыми остаются либо заказчик в лице муниципалитета, либо подрядчик, — добавил Сергей Новиченко.

Глава Союза строителей Забайкалья Лиана Шиллер добавила, что у местных подрядчиков, зачастую, нет финансовой возможности участвовать в торгах и бороться за госконтракты, нет возможности получить банковские гарантии, нет необходимого опыта, который учитывается на крупных торгах:

— В результате на госконтракты заходят компании из других регионов, отыгрывают и передают субподряд местным строителям, отрабатывающим эти же контракты. Надзор действительно неудовлетворительный, проблемы чаще выявляются на завершающей стадии строительства. В проектно-сметной документации много ошибок, допущенных проектировщиками.

Из-за того, что не все затраты подрядчика на строительство учитываются проектировщиками и заказчиком, порой несоответствие сметной и фактической стоимости объекта составляет порядка 30%. Эта системная проблема, характерная для всех регионов, тормозит развитие строительной отрасли.

Проектно-сметная документация (ПСД) — комплект документов, которые раскрывают суть строительного проекта и содержат обоснование его стоимости — смету. ПСД составляют для капитального строительства зданий, дорог и других объектов, в некоторых случаях для капитального ремонта или реконструкции.

Опыт есть, но неудачный

Отметим, что в Забайкальском крае всё же есть крупные строительные компании, обладающие необходимыми ресурсами, в том числе финансовыми, которые участвовали в торгах за госконтракты. Своим опытом поделился Сергей Филонич — генеральный директор строительной компании «РУС».

Предыстория такая: в августе 2019 года ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края и специализированный застройщик «РУС» заключили государственный контракт на строительство в срок до 1 ноября 2021 года школы в микрорайоне Октябрьский на 1,1 тыс. мест стоимостью 1 млрд рублей. Школу построили, но с опозданием, за что гендиректору компании по решению суда назначили солидный штраф. По словам Сергея Филонича, объект не удалось сдать в срок потому, что в проектно-сметной документации тогда было выявлено более 1,5 тысяч замечаний:

— Самое интересное, что со всеми замечаниями согласилась и региональная Служба единого заказчика, и проектировщики. В результате разработали дополнительные сметы, в которых учли все недочёты и объёмы, увеличили сумму контракта. Но на исправление ошибок потребовалось много времени.

Можно предположить, что это был проект повторного применения, то есть на его основе уже построили школу в другом регионе, в других условиях. Проектировщикам поставили задачу привязать этот проект к нашим условиям, они это сделали, но в тело проекта они не входили:

— Подрядчик остаётся один на один с проблемами, что-то доказывает заказчику и проектировщикам, где-то успешно, где-то — нет. Нашей компании удалось всё решить только за счёт наличия своих ресурсов — собственный штат сметчиков и инженеров, которые доработали проект. При этом не удалось доказать удорожание строительных материалов и зарплату рабочим, которая не соответствовала рыночной — нам заплатили согласно смете.

Компании, у которых нет подобных ресурсов, выявляют недочёты уже на этапе строительства, выполнив определённые объёмы, в результате теряют время и собственные средства. А в дальнейшем, учитывая печальный опыт, просто отказываются участвовать в подобных проектах.

— Во всех проектах, которые рассматривала наша компания, мы находили ошибки, то есть в финансовом плане они изначально были убыточными для подрядчика, особенно это касается тех объектов, которые необходимо строить в районах края. Например, нам предлагали участвовать в торгах на строительство школы в Александровском Заводе. В ПСД для этой школы не предусмотрена перебазировка материалов и техники, содержание вахтового посёлка для рабочих. При этом в проекте написано, что район обладает необходимыми для строительства ресурсами: материальными и людскими, а их там нет. Тут даже неважно, кто проектировщик, важно, что заказчик поставил задачу не учитывать дополнительные расходы. Этот проект рассматривали ещё две организации, но строительство школы так и не началось. Недавно мы рассматривали проект по строительству школы в Нерчинске, и там ситуация повторяется. Мы посчитали, что туда необходимо перевести автомобильным транспортом 31 тысячу тонн груза, цена вопроса порядка 150 миллионов рублей, только перевозки. Эти расходы в смете также не учтены, — рассказал Сергей Филонич.

Условия определяет госпрограмма

Говоря простым языком, есть сумма, и под неё необходимо подтянуть проектно-сметную документацию, учесть расходы только на строительство и исключить все дополнительные затраты. О том, как это бывает на практике, рассказал министр строительства, дорожного хозяйства и транспорта региона Алдар Бальжиров.

— Известна средняя стоимость строительства одного места, рассчитанного на одного школьника — 850 тысяч рублей. Эта цифра умножается на количество мест, на которое рассчитана будущая школа, например, 800 мест. Вот примерно так и рассчитывается средняя для всех регионов стоимость строительства школы, в том числе и для Забайкалья. На самом деле это реальная цена строительства, но для Подмосковья. С учётом дополнительных расходов и местных условий, цена строительства одного места для школьника в Забайкалье — более одного миллиона рублей. Проблема в том, что в рамках госпрограммы определены средние цифры, например, на одну школу выделяется 800 млн рублей, изменить эту методику расчётов нельзя. Мы вынуждены разрабатывать ПСД на ту сумму, в которую должен уложиться подрядчик. Регионам говорят: хотите — участвуйте в программе на таких условиях, не хотите — не участвуйте. Учитывая снижение количества населения в крае, нам очень нужны эти школы и детские сады, люди не будут ждать, когда мы построим дороже и меньше. И мы идём на эти условия, дополнительно ищем концессионеров.

Сложно, но решить можно

Глава комитета по градостроительной политике администрации Читы Александр Зудилов подтвердил, что качественно сделанный проект — это 90% успеха. Исправлять проект подрядчику приходится за свой счёт:

— Можно перейти на систему «контрактов жизненного цикла», когда сам подрядчик разрабатывает ПСД, а заказчик лишь обозначает основные параметры: стоимость, сроки исполнения и технические условия. В случае если проектировщик не вписывается в сумму, можно менять конструктив, менять технические решения, которые удешевляют строительство. Это лучше, чем готовый, но «сырой» проект от заказчика.

В рамках контрактов жизненного цикла предусмотрено увеличение стоимости на 30%, но при условии обоснованности удорожания, с помощью госэкспертизы. Также в регионе необходимо создать центр компетенций, который окажет помощь компаниям в разработке проектно-сметной документации.

Необходимо усилить работу госэкспертизы и на этапе подготовки проектно-сметной документации, и на всех этапах строительства. При этом итоговую экспертизу ПСД обязательно должны выполнять местные специалисты, хорошо знакомые с региональной спецификой.

Желательно уйти от практики проектирования загодя, когда в минстрое лежат десятки готовых ПСД и ждут финансирования, а строительство дорожает с завидной регулярностью. А с другой стороны, есть требование закона, по которому выделяют средства региону при наличии готовой ПСД.

Предлагаются различные варианты изменить саму систему государственных закупок, но пока всё это на уровне эксперимента:

— концессионный механизм, на принципах государственно-частного партнёрства,
— долевое строительство с использованием эскроу-счетов — бюджетные деньги лежат в банке на спецсчёте, и застройщик получит их только после сдачи объекта. Подрядчик ведёт строительство на собственные или привлечённые деньги.

Алдар Бальжиров, глава минстроя, подводя итоги мероприятия, отметил, что сегодня необходимо переманить забайкальских застройщиков с жилищного строительства на социально значимое по госконтрактам, но пока их не устраивает возможная прибыль и условия контрактов.

Все материалы рубрики «Трибуна «ЧО»

 

Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№18 (1762) // 03.05.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net