Главная / Статьи / Здесь живёт Учитель…
Здесь живёт Учитель…
Памяти выдающегося педагога Александры Семёновны Боровской


23 ноября 2020 года в свой 95-й день рождения ушла из жизни замечательный педагог Александра Семёновна Боровская… С раннего утра она получала поздравления от выпускников читинской школы №15 из разных городов и посёлков нашей страны, а также ближнего и дальнего зарубежья. Благодарила за поздравления и желала всем всего доброго…

Когда закончилась война, Александра Семёновна Боровская уже выпустила второй класс начальной школы. На старой фотографии возле молоденькой учительницы мальчишки, которые жили возле озера Кенон и учились в школе №15. Ребят она учила не только писать, читать и считать, но и терпеливо выслушивала каждого. Во время перемены заботливо кормила их, старательно разрезая булку хлеба, чтобы всем досталось поровну. Потом разливала по кружкам кипяток, иногда подкладывая кусочек сахара.

В школу Александра Семёновна пришла по заданию райкома комсомола в 1944 году, когда ей ещё не было и 19 лет. Она родилась в 1925 году в Чите. В памяти А.С. Боровская хранила имена учеников и коллег, с которыми вместе делила трудности военного времени, и события почти за 50 лет учительской работы. Но, к сожалению, не запомнила имени журналистки, которая написала небольшую статью об её судьбе. Сохраняется надежда, что после публикации отзовётся автор этой рукописи:


А.С. Боровская и ученики, 1945 год

Узкая улочка, белый домик под развесистой черёмухой… Дом этот ничем не выделяется среди своих собратьев: крыша серой черепицы, веранда, крылечко. И всё-таки он особенный. Здесь живёт старейшая учительница школы №15 — Александра Семёновна Боровская.

Дверь открывает пожилая женщина со строгими и проницательными голубыми глазами. Это и есть Александра Семёновна. Узнав, что я из школы, она оживляется:


Боровская А.С., 2015 год

— Садитесь на скамейку. Я сейчас приду.

И исчезает. Я сажусь на зелёную деревянную скамейку перед домом. Смотрю вокруг. Клумбы, грядки, грядки, теплицы… Через минуту ко мне присоединяется хозяйка. И начинает рассказывать… Видно, на роду было написано Саше Боровской стать учителем. Ребятишки ходили за ней табуном ещё тогда, когда она училась в семилетней школе №15. Саша была пионервожатой. После окончания семилетки агитировали её поступить в Петровск-Забайкальское педагогическое училище. Но Саша отказалась, прислушавшись к словам матери:

— Куда тебе в учителя. Тебя и слушать никто не будет. Маленькая ты.

Она и правда, была очень маленькая. Александра Семёновна показывает мне старую фотографию: курносая девушка с весёлыми глазами и двое мальчишек рядом — чуть-чуть пониже её. У всех на руках кролики — в школе был живой уголок.

Трудно поверить в то, что этой хрупкой, такой маленькой девушке придётся поработать на лесозаготовке, тяжёлой двуручной пилой валить огромные деревья. Но так было угодно судьбе. Восьмого июня 1941 г. отпраздновала Саша Боровская окончание семилетней школы, а 22 июня началась Великая Отечественная война. Первое лето в условиях войны для Саши и её подруг прошло на сельхозработах в сёлах, недалеко от города. Затем учёба в 1941-1942 гг. в Читинском техникуме железнодорожных путей сообщения. В программу обучения входили обязательная военная подготовка и военно-спортивная тренировка: учились ползать «по-пластунски» и овладевать военным делом.

Александра Семёновна закончила 10-й класс в 24-й школе (ныне №45) Железнодорожного района. Учителей не хватало. И вот её — вчерашнюю выпускницу, просит о помощи райком комсомола. Она согласилась работать учителем начальных классов в своей 15-й школе. Это было в 1944 году. Придя в школу без опыта, без специальных знаний, Александра Семёновна нашла там свою судьбу. И хотя после войны она серьёзно подумывала о поступлении в химико-технологический институт, мысли о школе не оставляли её. Она должна была вернуться. И вернулась. На 47 лет.

Трудно сказать, что помогло Александре Семёновне стать выдающимся учителем. Упорная ли учёба, а она окончила педагогический техникум, курсы повышения квалификации по математике, училась в педагогическом институте, или талант, данный Богом. Скорее всего, помогла любовь. Любовь к математике и любовь к детям.

— Работать мне было легко, — вспоминает Александра Семёновна, — я ведь любила детей.

Она мало говорит о себе, скупо роняя фамилии и даты. Но вот о детях… Толстый семейный альбом полон ребячьих фотографий. Много их накопилось за 47 лет учительского труда. Александра Семёновна по именам помнит всех «своих» детей — и тех, кого «выпустила» сама и тех, у кого просто вела уроки. Все они давно перестали быть детьми — некоторым перевалило за пятьдесят. Кого только нет среди её бывших учеников! Военные, лётчики, врачи, а уж сколько учителей-математиков! Некоторые из них сейчас преподают в школе №15, где когда-то учились. О некоторых выпусках Александра Семёновна говорит с особой любовью. Например, о выпуске 1968 года:

— Всегда они вместе, и в радости, и в горе. Такие дружные!


Встреча выпускников спустя 20 лет, 1988 год

И добавляет:
— Может быть, это моя заслуга.

Может быть! В глазах Александры Семёновны я вижу тот самый огонёк, жар которого на всю жизнь спаял когда-то сердца детей…

Вспоминает она тех, кто сейчас работает в школе, тех, кто уехал в другой город, печалится о тех, кто уже умер. Грустно, когда учитель переживает своих учеников…

Глядя на Александру Семёновну, я впервые по-настоящему понимаю, что такое самозабвенный труд. Забывать о себе, слагать свою жизнь из жизней сотен любимых тобою людей — не каждому это дано. Конечно, была у неё и своя собственная «нешкольная» жизнь. Вместе с мужем Василием Семёновичем Куриленко воспитала Александра Семёновна двоих детей, растит внука.

Но делом её жизни была школа. Сотни мальчишек и девчонок запомнили и полюбили эту энергичную, весёлую женщину, проводившую с ними всё своё время — в походах, соревнованиях, за уроками. Где только не побывала Александра Семёновна с ребятами из школьного патриотического отряда «Отвага»! Ей было очень тяжело расставаться со школой. Уйдя на пенсию в 1991 году, она долго не могла привыкнуть к наступившей вдруг тишине. Ведь в школе её всегда окружала шумная ребячья ватага.

Об уважении, доверии к ней говорят и депутатские удостоверения — Александра Семёновна была депутатом Железнодорожного районного совета, а до того — секретарём комсомольской организации, бессменным парторгом школы. Она показывает мне свои награды: «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Ленина» «Ветерану труда», «Победителю социалистического соревнования». Читаю наградную книжку: «отличник народного просвещения А.С. Боровская награждена медалью «За трудовую доблесть» указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1976 г.».

На одной из медалей рыжеют пятнышки ржавчины. Ржавеют медали. Но любовь людская не ржавеет, она живёт и умножается. В районе школы №15 редкий человек не знает А.С. Боровскую. Здесь живут её ученики, их родители, дети, коллеги-учителя. Они приходят к ней в гости, кто-то часто, кто-то – реже, но приходят, потому что любят. Знать, что тебя помнят и любят — не это ли высшая награда для человека, та, что дороже всех медалей?

Перед тем, как попрощаться, Александра Семёновна показывает мне свои розы — три крепких цветущих куста. Как смогли перенести суровую забайкальскую зиму эти нежные цветы? Должно быть, они, как дети, согреваются душевным теплом, исходящим от этой сильной маленькой женщины, расцветают под яркими лучами её улыбки.

…Я прощаюсь с Александрой Семёновной и ухожу, унося с собой её внимательный добрый взгляд. Я навсегда запомню эту улицу. … Узкая улочка, белый домик под развесистой черёмухой, совсем не такой, как другие дома. Здесь живёт Учитель.

Все материалы рубрики "Золотой фонд" земли Даурской"
 

Подготовила Татьяна Васильева
Фото из архива автора
«Читинское обозрение»
№49 (1637) // 02.12.2020 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net