Главная / Авторы / Юлия Юдина / Здоровье дороже золота
Здоровье дороже золота
Как выбрать частную клинику или врача и куда обращаться, если услуга оказана некачественно


Современные платные медицинские центры и клиники в Забайкалье готовы предоставить самые различные услуги, от общего анализа крови до полного обследования всего организма. Услуги эти весьма востребованы. Экономия времени, отсутствие очередей, возможность попасть на приём к узкому специалисту и внимательное отношение врача — основные причины, по которым люди обращаются в платные клиники.

О том, как выбрать медицинское учреждение и врача, на что обратить внимание при заключении договора и куда обращаться, если услуга оказана некачественно или неправильно оформлены документы, мы поговорили с Еленой Похлебаловой, главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю.

— Елена Александровна, расскажите, пожалуйста, в чём ключевые различия платной и бесплатной медицины с точки зрения закона?

— Различия между платной и бесплатной медициной в том, что бесплатные медицинские услуги оказываются по полису ОМС и в рамках оказания скорой помощи, а платные медицинские услуги — по договору на оказание платных услуг, за деньги, и они не охватываются обязательным страхованием.

— Что должно быть указано в договоре об оказании платных медицинских услуг? На что следует обратить внимание?

— Форма договора обязательно должна быть письменной. В нём указывается вся информация об исполнителе услуг, то есть о медицинской организации, её наименование, сведения о лицензии, о перечне платных медицинских услуг, которые данная организация может оказывать. Должна быть информация о том, какая именно услуга вам оказывается, её стоимость, способы, условия и сроки оказания, сроки и порядок оплаты и т.д. Также при заключении договора необходимо обратить внимание, чтобы было оформлено информированное письменное согласие пациента. Обязательно у медицинской организации должна быть лицензия на осуществление медицинской деятельности.

— Чем определяется стоимость медицинских услуг? Почему в разных клиниках цены на одну и ту же услугу иногда значительно различаются?

— Данные виды тарифов государством не регулируются. У нас нет обязанности и полномочий устанавливать какие-то конкретные цены на медицинские услуги, каждая организация устанавливает их самостоятельно. Поэтому в данном случае кто-то оценивает свои услуги дороже, кто-то — дешевле.

— Как потребителю выбрать медицинский центр или клинику? На что обратить внимание?

— В первую очередь, конечно, на врачей, на уровень их квалификации в том или ином направлении, в услуге, которую они оказывают. Можно посмотреть отзывы, которых сейчас много в сети интернет. Как правило, хорошие врачи пользуются популярностью, многие их знают, можно поспрашивать знакомых. В любом случае можно позвонить в организацию, уточнить, какие врачи принимают. Может быть, у них есть какие-то заслуги.

— Может ли пациент расторгнуть договор? На каком этапе лечения?

— По закону «О защите прав потребителей» пациент или потребитель может расторгнуть договор в любое время, когда он сочтёт это необходимым. Если услуга оплачена, то исполнитель, медицинская организация обязана вернуть часть денег, но при этом подтвердить фактически израсходованные денежные средства, которые, например, были уже потрачены клиникой на материалы, на зарплату врача. Оставшуюся сумму при расторжении договора организация обязана вернуть. Если клиника отказывается расторгать договор или документально не подтверждает сумму, то в данном случае можно обратиться в эту организацию с письменной претензией либо уже впоследствии обратиться в суд, если средства так и не вернули. В суде будет утверждена сумма денежных средств, которые подлежат возврату.

— В Управление Роспотребнадзора он тоже может обратиться?

— Конечно, может. Но стоит учитывать полномочия, например, если потребителя не устроило качество, то такие обращения рассматривают министерство здравоохранения, Росздравнадзор. Специалисты проводят определённые проверки. Существуют программы, стандарты оказания медицинской помощи, оценивается соответствие этим требованиям. Роспотребнадзор занимается нарушениями в области порядка оказания услуги. Это доведение до потребителя необходимой информации, взятие с него всех согласий, заключение письменного договора. Конечно, можно обратиться к нам, в любом случае, посмотрим, есть ли наши полномочия, рассмотрим обращение. Нередко выступаем в суде. Зачастую уже на этапе рассмотрения медицинские организации идут на уступки, то есть в досудебном регулировании возвращают денежные средства.

В каждом конкретном случае рекомендуем гражданам сначала обращаться к исполнителям услуг, если ж они не соглашаются, не получается достигнуть согласия, то тогда можно прийти к нам в Управление, обращения мы рассмотрим, если найдём нарушения, то медицинские организации будут привлекаться к административной ответственности. Также если требования имущественного характера не будут удовлетворены в добровольном порядке, составляем исковые заявления, обращаемся с гражданами в суд, предоставляем заключение в суде. В каждом случае могут быть разные варианты защиты граждан.

Рассмотрим на конкретном примере. Пациентка обратилась в стоматологическую клинику, попала на приём к врачу, с которым договорилась о лечении, но письменного договора не было заключено. Ей сказали примерную сумму, обговорили всё устно, пациентка оплатила услуги, но на следующий день передумала. Обратилась в эту стомклинику и попросила вернуть денежные средства. Компания на это сообщила, что вернуть деньги не сможет, потому что якобы уже закупили материалы на протезирование. Договор не заключён, соответственно, и материалы они закупить ещё не могут, ведь это протезирование, всё сугубо индивидуально, все материалы, протезы изготавливаются не за один день. Женщина обратилась к нам в Управление Роспотребнадзора. При рассмотрении обращения стомклиника согласились добровольно эти денежные средства вернуть.

— То есть если люди по ошибке, по незнанию, обращаются к вам, то вы можете их перенаправить?

— Мы всегда помогаем, перенаправляем, у нас никто не остаётся без ответа.

— Много ли жалоб, связанных с оказанием платных медицинских услуг, поступает в управление Роспотребнадзора?

— По официальной статистике, за 2021 год поступило 31 обращение от граждан именно на платные медицинские услуги. В основном это жалобы на оказание услуг в сфере стоматологии, косметологии, при оказании первой медицинской помощи (платные травмпункты), на диагностику. По результатам рассмотрения обращений, в том числе, были проведены проверочные мероприятия. Привлечены к административной ответственности хозяйствующие субъекты, было составлено 5 протоколов. До судебного рассмотрения было возмещено гражданам 159 тысяч рублей, то есть на этапе рассмотрения обращения. Пять исков подано в прошлом году в суд, три из них на сегодняшний день рассмотрены, гражданам возмещено почти 180 тысяч рублей, из них 8 тысяч — морального вреда. Таковы статистические данные по обращениям и жалобам на оказание платных медицинских услуг за 2021 год.

— Какое может быть наказание для медицинской организации?

— В зависимости от того, нарушение какой статьи норм КоАП применяется, и в зависимости от того, какое лицо привлекается. Можно составить протокол на должностное лицо или на физическое лицо, то есть конкретно на врача, можно на юридическое лицо. От этого сумма штрафов меняется. В том числе и предупреждения применяются, если это небольшая организация.

— Можно ли по полису ОМС обратиться в платную клинику и при этом получить услугу бесплатно?

— Да, если эта клиника оказывает такие услуги. Если платной медицинской организацией заключён договор с Фондом медицинского страхования на оказание определённого перечня услуг. В соответствии с этим договором фонд перечисляет средства, которые уходят на оказание медицинской помощи, и граждане могут получить определённые услуги в частной клинике бесплатно. Уточнить это можно непосредственно в самой медицинской организации.

— Правда ли, что в случае, если при оказании платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»?

— Да, совершенно верно. Если, например, человек записался на платную операцию, во время которой случилась экстренная ситуация, угрожающая жизни или здоровью, то ему должны бесплатно оказать всю необходимую медицинскую помощь для устранения этой угрозы. То же самое, например, при аллергической реакции во время лечения зубов у стоматолога.

— Существует мнение, что в платных медицинских центрах и клиниках могут назначить излишние обследования, анализы, без которых можно было обойтись, для того чтобы получить больше денег с потребителя? Есть ли на это жалобы? И можно ли вообще определить, что та или иная услуга была не такой необходимой?

— Без согласия потребителя никакие услуги не должны быть оказаны. То есть гражданин сам, когда ему врач объясняет тот или иной план лечения, должен понимать: на что он даст согласие, то и будет оказано. Но не все пациенты являются специалистами, и большинство не знают, что ему нужно конкретно при его заболевании, а что не нужно. Если человек считает, что слишком много с него денег взяли, можно обратиться в органы здравоохранения, контрольные органы, которые могут посмотреть, нужно ли было ему то или иное лечение на данном этапе. Это опять же касается качества услуги. Но если человек подписал согласие, очень сложно будет доказать. Хотелось бы, конечно, чтобы граждане понимали. Да, некоторые навязывают эти платные услуги, но навязывают таким образом, что граждане даже не знают об этом, потом за них выставляют очень большую сумму к оплате. В любом случае обратиться можно в Росздравнадзор. Опять же повторюсь, что существуют утверждённые программы лечения по конкретным диагнозам, каждая ситуация, конечно, индивидуальна, но тем не менее для любого лечения существует своя программа. Если врач в той или иной степени отошёл от данной программы, он должен это обосновать. Исходя из этого уже определяется, не навязали ли в медицинской организации дополнительные услуги.

— Елена Александровна, какие советы можете дать потребителям?

— Быть внимательными при оказании вообще любых видов услуг, при составлении документов. Как правило, платные услуги не оказываются внезапно, то есть гражданин приходит к этому решению обдуманно. Оформляется письменный договор в платной клинике, до пациента должна быть доведена вся информация. Обращайте внимание, чтобы медицинская организация располагалась не в каком-то подвальном посещении, а чтобы это была хорошая клиника с квалифицированными врачами, с лицензией. Когда вы приходите в организацию, там, как правило, есть так называемый уголок потребителя, всегда есть ресепшн, где можно всю эту информацию получить, спросить. Письменные согласия потребителя очень важны в данном случае. Человек должен понимать, что перед тем, как подписывать договор, документ, его нужно внимательно прочитать.

Все материалы рубрики "Темы"
 

Беседовала Юлия Юдина
Фото автора и пресс-службы
Управления Роспотребнадзора
по Забайкальскому краю

«Читинское обозрение»
№6 (1698) // 09.02.2022 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net