Главная / Статьи / Рынок или базар?
Рынок или базар?


Мне семнадцать лет. Я вступаю во взрослую жизнь и безоговорочно верю в правовую систему. Простите, я сказала «безоговорочно верю»? Вернее, будет сказать — верила, до того момента, пока не столкнулась с «рынком» (читай, базаром) оказания услуг населению. Произошло это совершенно для меня неожиданно.

Весной прошлого года мой телефон перестал заряжаться. Как все потребители, знакомые с понятием «ремонтный сервис», я отдала свой телефон в фирму, чьё название упоминать не буду по некоторым причинам. Выдали договор, мы заплатили аванс.

Не представляете, как тяжело без телефона, особенно, когда у вас зависимость от него! В нём у меня вся жизнь, переписки с друзьями, фотографии, на которых запечатлены самые яркие и счастливые моменты, но, самое главное — мои письменные работы и смонтированные видео. В телефоне находится вся информация. Моя интеллектуальная собственность, которая, к моему величайшему ужасу и сожалению, не была перенесена на запасной носитель.

Но я честно ждала, пока моей маме позвонят и скажут, что телефон возвращается ко мне!!! Я надеялась на это. Наверное, сложно представить, как я переживала и как тяжело мне было вовсе без него. Но он почему-то всё не возвращался….

Обратной связи не было. Работники вышеупомянутой фирмы постоянно отнекивались, просили подождать ещё и ещё… Пришла весть о том, что потерялась крышка (каким образом, интересно?), потом, что в телефоне найдено ещё очень много поломок и что их исправляют.

Более полугода прошло с тех пор, как мой телефон меня покинул. Он всё ещё у того человека. Сейчас у меня новый, купленный мной и моей семьёй на объединённые деньги. Мне семнадцать лет. Мне очень хочется верить, что защита прав потребителя — реально существующее явление.

Потеря телефона — кража, или, возможно, неправомерное удержание чужого имущества — такой пустяк. Проблему можно решить за одно судебное заседание. Но ответчик не явился на первое. Он глупо оправдался на втором. Он принёс какой-то телефон с другой крышкой, с другим паролем, без обоев и с порванной защитной плёнкой на следующее заседание. Слишком много встреч с ним, верно? И я так думаю. Я отпросилась в школе, чтобы прийти «опознать» телефон. Мы не смогли его даже разблокировать.

Что и говорить, после этого мы с мамой ждали, когда «мистер-твистер», инвестор самой лживой и безнравственной фирмы в моей жизни найдёт мастера, чтобы разблокировать телефон и дать мне посмотреть, в сохранности ли информация. Особенно — моё видео, на создание которого было потрачено несколько месяцев и которое могло бы помочь мне при поступлении в вуз на специальность мечты.

Судья сказала сделать это в течение дня. Ответ от того человека пришёл весьма занятный: они со своими мастерами и сами не смогли разблокировать «мой» телефон. Я уже знаю, что не верну свой труд, нагло украденный одним из людей, упавших на нравственное дно. Надеюсь, это не станет помехой для моей будущей жизни и поступления.

Но это происшествие в любом случае останется глубокой раной в сердце и закостеневшей обидой на предпринимателей, которые берутся оказывать услуги, забывая, для кого они это делают (в идеале не для себя и своего заработка). Если бы перед уроком обществознания, на котором нужно было указать личность, нарушающую социальные нормы, я побывала в суде, то описала бы ответчика как человека, которому не ведомы такие понятия как мораль, нравственность, духовность, право и политика: этот человек озабочен исключительно материальными благами.

Судья приняла справедливое решение, но ответчик не согласился, подал апелляционное заявление в вышестоящую судебную инстанцию.

Мне семнадцать. Я разочарована, как никогда, но всё ещё надеюсь, что правовая система способна защитить человека.

Возможно, более взрослый читатель сейчас пожмёт плечами и скажет: девочка, это такая мелочь, впереди столько «взрослых» проблем… Согласна. И готова бросить этим проблемам вызов. Но только если я создам их сама, а не горе-предприниматель, из-за которых рынок бытовых услуг у нас в Чите, да и не только, презрительно называют «базаром».

P.S. Редакция будет следить за развитием событий. Мы обязательно вернёмся к этой теме.

 

В продолжение темы комментарий начальника отдела по защите прав потребителей управления потребительского рынка администрации городского округа «Город Чита» Ларисы Сверкуновой:

В управление потребительского рынка администрации городского округа «Город Чита» (далее — управление) продолжают поступать обращения граждан, в которых указывается на нарушения их прав сервисными центрами и организациями, производящими ремонт бытовой, компьютерной техники и телефонов. За последние три года количество таких обращений увеличилось почти на 10 % по сравнению с 2019 годом, что связано с более интенсивным использованием домашней и компьютерной техники, телефонов в период самоизоляции и дистанционной работы.

В недобросовестных ремонтных мастерских и сервисных центрах потребителям, как правило, обещают сделать бесплатную диагностику и установить причину поломки техники. Договор об оказании услуг и документы о приёме вещи (техники) в нарушение требований законодательства не составляются. Очень часто нарушаются сроки ремонта, в ходе которого увеличивается и его стоимость, которая может доходить до 80% от цены нового товара. Нередко в ход идут уловки, связанные с угрозами невозврата «отремонтированной» техники и даже реализации её в счёт образовавшегося долга.

Чтобы не пострадать от действий  недобросовестных ремонтных организаций,  при поиске сервисного центра или ремонтной службы, а также сдаче в ремонт неисправной техники управление рекомендует придерживаться нижеследующих правил:

1. Недобросовестные исполнители не могут скрыть свою репутацию, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» вы найдёте много негативных отзывов о компаниях, которые часто нарушают права потребителей.

2. Клиентоориентированность начинается с вывески. Компания, которая не хочет привлекать лишнее внимание, не будет указывать на вывеске юридически значимую информацию о себе. Кроме того, посмотрите, есть ли в месте приёмки товаров в ремонт следующая информация:

перечень, оказываемых услуг, выполняемых работ, форм и (или) условий их предоставления;

указание на обозначение стандартов (при наличии), в соответствии с которыми выполняются работы;

сроки выполнения работ;

данные о конкретном лице, которое будет выполнять работу, если эти данные имеют значение исходя из характера работы;

требования, которые должны обеспечивать безопасность выполняемой работы для потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;

образцы договоров (квитанций, иных документов) о выполнении работ;

образцы (модели) изготавливаемых изделий либо их эскизы;

перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при выполнении работ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Эта информация должна находиться в удобном и доступном для обозрения месте.

3. Помните, что потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объёме работу после её принятия. Только с вашего согласия работа может быть оплачена при заключении договора в полном размере или путём выдачи аванса. У сервисного центра, ремонтной мастерской остаётся ваша вещь (техника), и если исполнитель уверен в качестве своей работы, он не будет настаивать на большой предоплате.

4. Поинтересуйтесь, есть ли у исполнителя кассовый аппарат. Передача аванса обязательно должна сопровождаться выдачей кассового чека в бумажной или электронной форме. Кроме того, сформированные с использованием онлайн-касс чеки с QR-кодом, полученные при оплате работ, хранятся в информационном «облаке» налоговой службы. В настоящее время чек можно получить на электронный адрес или на номер мобильного телефона. Кроме того, потребитель может проверить достоверность выданного ему чека при помощи  мобильного приложения «Проверка чека ФНС России» и сообщить о нарушении. Расчёты на банковскую карту мастера недопустимы. Кроме того, документ по такой операции никак не связан с личностью исполнителя, указанного в договоре, поэтому вы не сможете доказать факт предоплаты, если потребуется.

5. Ни при каких условиях не соглашайтесь на ремонт, если вам не предлагают заключить договор об оказании услуг и подписать акт приёмки неисправной вещи. Знайте, что законодательство устанавливает ответственность исполнителя услуги за сохранность переданной в ремонт вещи (техники).

6. Обязательно внимательно прочитайте договор об оказании услуг и заключите его с сервисным центром или мастерской. Вас должны насторожить такие условия, как «право исполнителя в одностороннем порядке изменить вид работ или их стоимость», отсутствие гарантийного срока или его формальный характер (например, 7 дней) на результаты выполненных работ, отсылка в договоре к другим документам (тарифы, условия, приложения), которые размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», но не предъявляются для ознакомления и не передаются вместе с договором.

7. При выдаче отремонтированной техники исполнитель обязан её осмотреть и продемонстрировать её работу.

8. При обнаружении отступлений от договора об оказании услуг, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе потребитель должен заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приёмку. Требуйте составления такого акта.

9. После окончания работ требуйте подписания двустороннего акта о приёмке работ или проставления соответствующей отметки в договоре об оказании услуг.

В настоящее время отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания помимо закона «О защите прав потребителей» регулируются также правилами бытового обслуживания населения, утверждёнными постановлением правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1514.

В случае нарушения ваших прав при оказании услуг бытового обслуживания обращайтесь в управление потребительского рынка администрации городского округа «Город Чита» по месту нахождения управления по адресу: г. Чита, ул. Чайковского, д. 28, кабинет 3, 2 или по телефонам: 32-52-87, 35-60-83.

Все материалы рубрики «Жизнь и кошелёк»

 

Мария Сорокина
Фото: stocompov.ru
«Читинское обозрение»
№4 (1748) // 25.01.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

 

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net