Заслышав о телевидении, читинцы в первую очередь представляют ГТРК, «Альтес», СТС… О радиотелецентре, который передаёт «продукт» телекомпаний зрителям и радиослушателям, знают единицы. «О нас, – улыбаются сотрудники краевого РТПЦ, – как о здоровье, вспоминают при профилактике и поломках». «ЧО» навестило инженеров, электромехаников, техников, электромонтёров по иному поводу – Российской телевизионной и радиовещательной сети, куда входит филиал, – 15 лет. Последние пять – самые революционные.
Лабушева Жанна Михайловна
родилась 12 июня 1967 г. в д. Радеево Буда-Кошелевского района Гомельской области. С августа 1986-го по декабрь 2000 года работала электромехаником Читинского ОРТПЦ, затем экономистом, начальником планово-экономического отдела, главным экономистом, заместителем директора. C 1 апреля 2015 года возглавляет филиал РТРС «Забайкальский КРТПЦ». Окончила Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики. Награждена Почётной грамотой министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Отмечена Благодарностью губернатора Забайкальского края
Чего не знает зритель
Жанна Михайловна, если считать с 4 октября 1963-го (в эфир впервые вышла телепрограмма Читы), центру более полувека. 1 октября 85 лет исполнилось отечественному телевещанию. В августе – 5 лет появлению «цифры» в регионе. Путаница с юбилеями…
– Да нет, всё верно. На протяжении всего периода менялись организационно-правовые формы собственности; были мы и государственным предприятием, входили и в состав Всероссийской гостелерадиокомпании… По сути, ничего не менялось – стены, грубо говоря, были теми же. Но 15 лет назад чехарда закончилась – указом президента была образована Российская телевизионная и радиовещательная сеть, она объединила все передающие центры, вывела их из системы ВГТРК (эта структура формирует контент, а мы – связисты – его распространяем).
Что изменилось?
– Другим стал подход. Коль мы самостоятельная структура, то отношение к нам тоже другое – серьёзнее (чётко организовались договорные отношения с вещателями, в полном объёме стало финансирование филиалов). Ведь до того мы сидели на очень скудном пайке.
Телезритель это ощущал?
– В 90-е, когда нехватка денег была катастрофической, были попытки отключить электроэнергию из-за долгов. С хлеба на воду перебивался не только наш центр, но все филиалы. Телезритель что мог ощущать? Что в эфире нет сигнала, телевизор не показывает, радио молчит. Но отключения были всё-таки единичными и кратковременными: как бы плохо ни жилось, свою задачу по обеспечению сигнала в эфире мы выполняли – работу передатчиков обеспечивали, по электроэнергии старались не допустить задолженности.
А вот на плановые и капитальные ремонты сооружений, зданий ретрансляторов (там стоят маломощные передатчики), цехов средств не было. Совсем. Силами наших кудесников-инженеров всё это, конечно, работало. Но вечных двигателей не бывает. Поэтому преобразования в телерадиовещании наступили вовремя. Никто не говорит, что хлынул золотой дождь. Но постепенно, каждый год понемногу, мы пошли в ногу с правилами эксплуатации – своевременно проводим обследования и покраску высотных сооружений (уникальных, кстати), ремонтируем здания ретрансляторов и т.д.
Наверное, и это телезритель не особенно ощущает. Наш каждодневный труд остаётся за кадром. Исключение – профилактические работы, когда эфир приходится отключать (тогда нас быстро вспоминают).
«Аналог не желаю!»
– В 2010 году начался переход на цифровое вещание. Раньше было так: зрители смотрели аналоговое телевидение. Лучше качества не знали. Показывает – уже счастье. Но время идёт, в край пришло кабельное и спутниковое ТВ – на крышах и в палисадах появились «тарелки». Выяснилось, что и картинка может быть другой, и количество каналов – больше.
На пике этого интереса была принята федеральная целевая программа. Наш филиал в числе первых 13 регионов РФ начал строить объекты цифрового вещания («волна» пошла с Дальнего Востока). В августе 2011-го запустили оборудование в ряде районов, в Чите. Оперативно отреагировал рынок – в продаже появились приставки, адаптирующие цифровой сигнал к приёму аналоговыми телевизорами.
Скептики сомневались: мол, аудитория уже «завоёвана» спутниковым вещанием….
– Помню такие настроения. Но им в пику на наши центры консультационной поддержки было целое нашествие – люди шли, звонили, просили разъяснить, как подключиться, какие приставки лучше. Возмущались: когда аппаратура появится в их районе. Ведь, если говорить о спутниковом ТВ, то оборудование для телезрителя обходится гораздо дороже, плюс абонентская плата. А наша «цифра» требует только адаптер (цифровая приставка) за 600-900 рублей, или вообще ничего – если телевизор нового поколения.
Интерес населения был аховый. Позже к консультативной работе подключили центральную горячую линию, появились цветные листовки-инструкции. На первых же порах мы, будучи пионерами прогресса среди филиалов, шквал вопросов приняли на себя.
И вот прошло пять лет. Серьёзная дата, чтобы понять, что люди это приветствуют, им нравится. Экономический кризис заставил домохозяйства тщательней считать расходы, многие отказываются от платных услуг ещё и поэтому – переходят на приём эфира.
По подключению объяснять уже почти не приходится: у молодёжи к технике врождённое чутьё. Ну, и, как говорится, научился сам – научи родителей.
Если зрителю надо было только приставку купить и освоить, то у сотрудников РТПЦ семь потов сошло. Сколько станций построили?
– Больше двухсот. Невысокие башни (15-50 м), приближены к сёлам (в центре населённого пункта или на окраине). Станции хорошо смотрятся: яркие – красно-белые. На них размещены передающие антенны цифрового оборудования. И у жителей многих сёл есть выбор – или ты смотришь две программы по аналоговому телевидению или десять по цифровому, в идеальном качестве и бесплатно.
К концу 2016 года завершится строительство первого мультиплекса – будет 265 станций. По условиям программы, охватить цифровым вещанием нужно 96,02% населения края. К концу декабря выйдем на этот показатель. Для сравнения, по аналоговому сейчас – 95,5%, то есть тоже не 100%. Для оставшихся (небольшие населённые пункты с крайне малой численностью населения) вопрос пока не решён: кто, из каких источников будет доставлять сигнал.
Север оголён?
– На Севере к концу года будет четыре станции – Куанда, Икабья, Старая и Новая Чара (работаем сейчас там).
Что же получается, аналоговые ретрансляторы, что с полвека венчают забайкальские сопки, доживают последние дни?
– Антенно-мачтовые высотные сооружения как работали, так и работают: на них размещены антенны аналоговых и цифровых передатчиков. Так что башни останутся. А вот само аналоговое вещание уйдёт в историю. Но постепенно и совершенно естественным путём – решением зрителя и только.
Полистаем каналы
– Сегодня филиал обеспечивает трансляцию в эфире 10 телевизионных программ («Первый», «Россия 1», «Россия 2», «Россия К», НТВ, «ТВ Центр», «Альтес», ТНТ, «Пятый канал», «Звезда») и 13 радиовещательных программ в аналоговом формате, 10 телевизионных программ и три радиопрограмммы 1-го мультиплекса.
Вторым этапом программы станет ввод второго мультиплекса (ещё 10 телепрограмм) на территории края. Для этого на построенные объекты будет монтироваться дополнительное оборудование. Кстати, второй мультиплекс для жителей Читы уже доступен.
Филиал может влиять на наполнение мультиплекса?
– Вы к тому, что 10 каналов маловато? Есть данные, что в среднем отдельный телезритель (или семья) просматривает в лучшем случае шесть программ. Но вообще, наполнение мультиплекса зависит не от нас. Его производит правительственная комиссия по развитию телерадиовещания на конкурсной основе.
РТРС же запустила по всем филиалам акцию «15 новых зрителей» к юбилею. Где и как у нас её провели?
– В Первомайском в августе как раз сдали цифровой объект. Мы устроили презентацию, небольшой концерт и среди тех, кто пришёл на праздник, разыграли 15 цифровых приставок (15 лет – 15 приставок).
Ещё был свой резерв приставок – провели благотворительную акцию для детского дома. Подарили три приставки и подключили их к аналоговым телевизорам. Дети смотрят в основном DVD и, кажется, искренне удивились, что «этот ящик» может что-то показывать. Девчонки тут же попросили включить «Матч ТВ»!
«На людях всё держится»
А самих сотрудников РТПЦ часто показывают по телевизору?
– Мы бойцы невидимого фронта. Наши люди держатся скромно, но с достоинством. И дело своё знают – профессионалы. У нас прекрасный технический персонал, сотрудники «непрофильных» профессий (водители, рабочие и т.д.). Сама на предприятии больше 30 лет, всех знаю, уважаю (с этими людьми профессионально росла). Всем хочется сказать огромное спасибо.
Может, не всё идеально, есть проблемы. Не всегда успеваем быстро приехать (расстояния большие). Но стараемся наладить работу объектов так, чтобы остановок по вине работников филиала не было совсем. Запущена (остались последние «штрихи») система управления и контроля сетью – дистанционно, из Читы, отслеживаем состояние цифрового оборудования по всему Забайкалью. Стремимся к цели: перерывам вещания – нет!
Что или кто виной внештатных ситуаций – хулиганы, климат?
– Хулиганы бывают трёх видов: обычные (просто ломают), жадные (хотят разжиться, сдав металл) и – руферы (лезут на высотные сооружения для острых ощущений). Все, слава богу, малочисленны. В 2011 году детдомовцы разграбили два цифровых объекта в Шелопугинском районе, повредили кондиционеры (сами контейнеры антивандальные). Что до любителей высоты, то в Атамановке охрана неоднократно пресекала попытки молодёжи забраться на 200-метровую мачту. Особенно в каникулы распоясываются.
С электроэнергией случаются перебои (зависим, как ни крути, от розетки). А климат хочу похвалить. Влажность низкая (металлические конструкции антенных опор не ржавеют), внезапных катаклизмов – ураганов, сильных гроз – практически нет. Крутых гор, куда не добраться, – тоже. Морозы не влияют на приём и передачу сигнала в эфир. А специалисты к работам в морозы привычные – они же все забайкальцы.
Напоследок: Жанна Михайловна, сапожник, как водится, без сапог? Вы смотрите телевизор? Что, если не секрет? Откуда получаете сигнал и какой?
– Специально выделить время для просмотра не получается. По утрам слушаю «Радио России». Изредка смотрю канал «Культура» в цифровом формате. Конечно же, из эфира…
Полезные телефоны
Центр консультационной поддержки цифрового ТВ: +7 (3022) 31-61-61, 8-914-522-03-15.
Круглосуточная бесплатная горячая линия: 8-800-220-20-02.
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Елена Сластина
Фото Евгения Епанчинцева
«Читинское обозрение»
№45 (1415) // 09.11.2016 г.
0 комментариев