Я хочу быть высокой сосною,
Чтобы жизнь не прошла впопыхах,
Чтоб знакомый орёл надо мною
Ежедневно парил в небесах.
Люди часто сравнивают собственную жизнь и жизнь дерева. Кажется, мы им немного завидуем — этим великанам, этим долгожителям, таким могучим и невозмутимым. Возвышаясь над прочим миром, они могут позволить себе наблюдать или не замечать суету у подножия, смену времён года, течение лет, десятилетий и даже веков.
Иногда нам кажется, что деревья могут переговариваться между собой. В ветреный день мы вслушиваемся в шелест листвы в кронах. Но мы догадываемся, что кроме этого, слышного, хоть и непонятного нам, языка, может быть и какой-то другой, тайный. Возможно, деревья посылают друг другу сигналы, когда листья выделяют летучие вещества — фитонциды. А возможно, существует особая сеть, этакий растительный интернет, с помощью которого деревья общаются под землёй. Неслучайно же их корни связаны под землёй гифами — нитями грибницы.
Мы можем представить, что у разных деревьев существуют свои, различные, характеры. Сравните воздушный сосняк и мрачный ельник, светлую берёзовую рощу и солидную дубраву.
Подобно людям, бывают деревья-одиночки и деревья-коллективисты. Как выглядит сосна, которая одиноко выросла в поле, — невысокая, кряжистая? Её толстые ветви широко раскинуты в стороны, будто плечи крестьянина, идущего по просторной деревенской улице и не боящегося задеть локтем соседа. В густом лесу сосна выглядит совсем иначе. Здесь её стройный ствол с маленькой кроной у вершины будет, скорее, напоминать худенького и лохматого юношу-акселерата, зависающего с наушниками на людной улице мегаполиса.
Дерево доброжелательно. Оно бескорыстно дарит и тень, и плоды, и даже самоё себя. Если гложет тоска, дерево можно обнять, провести по коре рукой. Обязательно станет легче.
Дерево — это ещё и о жизни, и о смерти. Например, об умении сопротивляться всем бурям, стоять до конца, пока не надломится ствол или ураган не вывернет корни из земли. Мне всегда казалось, что одно из самых драматичных живописных полотен в русской, да что там, в мировой живописи — это картина великого художника Аркадия Пластова с говорящим названием «Смерть дерева». Найдите её и вглядитесь в лицо старика, который только что спилил огромную берёзу. Что он хочет разглядеть в её, ещё живой, кроне, среди трепещущих листьев?
А ещё дерево всегда растёт — и в юности, и в старости, до последнего дня. Как бы его ни точили болезни и невзгоды, дерево неизбежно будет стремиться ввысь — к бесконечному небу. Каждую весну раскрывшиеся почки выпускают новые побеги, и дерево подрастает ещё хотя бы на несколько сантиметров.
Расти всю жизнь, всю жизнь тянуться к чему-то недостижимо высокому — есть ли в этом смысл? А если он только в этом и существует?
А если деревья существуют, чтобы быть примером для нас?
Я хочу быть высокой сосною,
Чтобы время катилось рекой,
Чтобы ты, проходя подо мною,
По коре проводила рукой.
В тексте использованы отрывки из стихотворения Алексея Иващенко.
Все материалы рубрики «Заметки натуралиста»
Олег Корсун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№36 (1780) // 06.09.2023 г.
Очень понравилось, как вы рассказали о деревьях, что у них есть душа. Я тоже так думала всегда. Спасибо большое за этот маленький очерк. А я искала…
Читать ещё ↓
Очень понравилось, как вы рассказали о деревьях, что у них есть душа. Я тоже так думала всегда. Спасибо большое за этот маленький очерк. А я искала автора *Я хочу быть высокой сосною* и набрела на вас. Очень удачно зашла, еще раз спасибо, мира вам и добра