Главная / Авторы / Людмила Арзамасцева / Жизнь как песня
Жизнь как песня
Василий Волков: человек-праздник


Василий Николаевич Волков был не только талантливым композитором, организатором первых самодеятельных народных хоров, но и замечательным человеком. Его не стало в ноябре 2014-го, а в 2016-м мы праздновали бы его 85-летие. Но вместо юбилея – вечер памяти в Доме офицеров (состоялся на минувшей неделе), повод вспомнить этого чудесного человека, его жизнь, поклониться ему.

Эта вкусная фасоль
Славный старинный город Нерчинск. Река Нерча, в которой пацаны начинали купаться чуть ли не в мае. На этой благословенной земле и жила семья Волковых. 

Мать – казачка, отец – из цыган. Жили скромно, не очень сытно, но терпимо. Соседи тоже не из богатых. Поэтому все были отзывчивы, доброжелательны друг к другу. В семье было шестеро детей. В других не меньше. Гурьбой – на речку, гурьбой гоняли мяч. В доме всегда была гитара. Отец играл, мать хорошо пела. В 8 лет Вася уже пел в детском хоре при Нерчинском доме культуры. 

В городе дислоцировался кавалерийский полк. Когда началась война, стало очень тяжело. Люди голодали, ели мороженую капусту, гнилую картошку. Но в кавалерийском полку местных ребятишек жалели, подкармливали фасолью из консервных банок. Эта самая фасоль казалась тогда необыкновенным чудом. Василий Николаевич вспоминал об этом во взрослой жизни: «Я на всю жизнь полюбил это блюдо, и на моём столе оно бывает постоянно».

Сын полка
В 1945 году в Читу приехал с гастролями ансамбль песни и пляски Краснознамённой Амурской флотилии под руководством известного музыкального деятеля Валентина Сергеевича Левашова. Семья Волковых к тому времени перебралась в областной центр. Василию очень нравились флотские форменки, он мечтал увидеть море. Набравшись смелости, пришёл к Левашову проситься в ансамбль. Стройный, с копной кудрей на голове, лихо сплясал «цыганочку» и покорил Левашова. Его взяли. Так он стал сыном полка. Присягать по возрасту ещё не мог, поэтому числился юнгой. Старшие оберегали, заботились о нём. 

Концерты ансамбль давал во фронтовой полосе. Таким образом юноша в неполные 15 лет стал участником войны с Японией. Восемь лет отдал службе во флотском ансамбле и вернулся в Читу. В память о тех годах в доме долго хранилась безкозырка. 

Посвятил себя самодеятельности
В 50-е годы в Чите активно начала развиваться художественная самодеятельность. При каждом более-менее крупном предприятии действовал кружок самодеятельных артистов. 

На память приходят первые встречи с Василием Николаевичем. Нас, детей сотрудников управления внутренних дел, как-то пригласили в актовый зал управления и представили нашего художественного руководителя – Василия Николаевича Волкова, который поможет подготовить театрализованное представление к новогодней ёлке. Он начал с того, что выстроил нас в два ряда по росту, сгруппировал по голосам, начал репетировать. Мы с подружкой изображали Волгу и Дон, тогда тема о Волгодонском канале была актуальна. 

Вскоре он предложил тем, кто постарше, перейти в хоровую группу, которой руководил в клубе управления ЗабЖД. Клуб занимал большие помещения на первом и цокольном этажах в здании бывшего Второвского пассажа с угла на пересечении улиц Амурской (в те годы – имени Калинина) и Полины Осипенко. На первом этаже в рабочие дни работал кинотеатр, по субботам – вечера, на которых наш хор вместе с танцевальной группой давали концерты. 

Сейчас в народных хорах поют в основном люди пожилого возраста, пенсионеры, а в нашем коллективе была одна молодёжь – от 15 до 25 лет. У нас было своё помещение, свои гармонисты. Мы изучали нотную грамоту, каждый имел концертные платья. Всё было очень серьёзно. Мне эти музыкальные уроки очень помогли в жизни. 

Не помню, назывался наш хор народным или нет, но в дни выборов, на городских праздниках на разных площадках города мы давали по 3-4 концерта. У нашего руководителя энергии было столько, что, казалось, её хватало с лихвой на каждого из нас. Я думаю, это был первый молодёжный самодеятельный коллектив в Чите. 

В 1954 году хор пригласили в Москву на Всероссийский смотр художественной самодеятельности. Правда, поехала старшая группа. Мы, помладше, для поездки тогда «ещё не доросли». Кстати, солистом у нас был брат Василия Николаевича – Володя, так, по-свойски, мы его звали. 

Как только открылось музыкальное училище в Чите, братья Волковы были в числе первых студентов. По окончании дирижёрско-хорового отделения Василий Николаевич продолжил учёбу в Восточно-Сибирском государственном институте культуры.

О любви к народной песне
Из воспоминаний Василия Николаевича: «Наши наставники, преподаватели ориентировали нас на старинные народные песни. За фольклором мы ездили в самые дальние уголки Забайкалья. Так я познакомился с самобытной культурой жителей Красного Чикоя, которая настолько овладела мной, что я часто бывал там и стал большим другом и руководителем ансамбля колхоза «Россия», с которым выступал в Кремлёвском Дворце съездов. С группой «Мелодии Забайкалья» побывал на Кипре, в Финляндии, в Монголии. Принимали нас здорово». 

Ещё один старейший популярный самодеятельный коллектив, в котором сменилось уже несколько поколений – хор ветеранов войны и труда «Красная гвоздика», его с гордостью называл своим детищем Василий Николаевич. 

В 1962 году руководством Окружного дома офицеров советской армии было принято решение создать народный хор. Волков к тому времени уже снискал известность как хороший организатор подобных коллективов, и его пригласили. Василий Николаевич с энтузиазмом взялся за дело. Сам он рассказывал об этом так: «Это было славное время. С этим хором мы побывали в войсках, подразделениях, на границе, в гарнизонах. Сотни концертов в военных городках, сельских клубах, районных домах культуры. Всё это мы делали бесплатно. Просили только обеспечить нас транспортом, питанием и ночлегам. Солдатские автобусы, вертолёты, пароходы – на чём только не добирались до полевых концертных площадок».

Группе участников хора вместе с руководителем присудили звание «Отличник культурно-шефской работы над Вооружёнными силами СССР».

Наступил момент, когда уже накопилось огромное количество записей, материала по народному певческому творчеству. Девичьи посиделки, хоровые казачьи песни, песни времён гражданской войны, свадебные и обрядовые речитативы, частушки. Надо было привести всё это в порядок, систематизировать, расшифровать записи, переложить на ноты. Но репетиции, постоянные выезды на концерты, учёба в институте забирали его без остатка, свободного времени не оставалось. Предложили возглавить Дом народного творчества. Первой большой работой стала книга «Фольклор Читинской области». Продолжал участвовать в агитпоездах, агитсамолётах, поддерживал связь со своими друзьями в самых отдалённых сёлах. 

«С добрым утром, Чита!»
Ещё не так давно в каждом доме было проводное радио. Рано утром, перед началом передач Читинского радио, звучала песня «С добрым утром, Чита!» в исполнении самого автора. 

Однажды Василия Николаевича пригласили в радиокомитет и попросили написать мелодию – позывные для утренних передач. А он не только написал, но и положить её на стихи. Песня быстро стала узнаваемой, её полюбили. А когда перестала звучать, многие звонили, просили вернуть позывные в эфир. Но для средств массовой информации, как и для всей страны, наступили другие времена. Изменился стиль и формат вещания, не понадобилась и песня. 

Таких, как Волков, называют «человек-праздник». Где бы он ни появлялся: в тесном кругу друзей, на сцене, во время творческих вечеров, бвл всегда подтянутый, элегантно одетый, обаятельный, общительный, сразу привлекал к себе внимание. С ним было легко. Его часто просили спеть песню «Попутчица». И он пел. 

«Появилась песня так. Я руководил джазом на танцплощадке в парке ОДОСА. И для джаза написал эту песню. Летними вечерами на всю округу она звучала много лет. Был такой курьёзный случай. Один композитор из другого города (не буду называть его имя) услышал её на каком-то слёте и решил выдать за свою, изменив чуть-чуть аранжировку. Я написал ему, он извинился, пояснив, что принял её за любительскую», – рассказывал автор. 

Далеко не каждому забайкальскому композитору довелось сотрудничать с Читинским  театром драмы. А Волкову посчастливилось: он оформлял музыкальное сопровождение спектаклей «Забайкальцы» по Василию Балябину, «Искры не гаснут» по Николаю Ященко. 

Композитор писал свои произведения только на темы Забайкалья, его красот, своей любви и преданности к нему. Стихи для песен (а их более 80) подбирал только у местных авторов: Юрия Курца, Василия Никонова, Михаила Вишнякова, Виктора Секерина, Эрнста Хавкина, Ростислава Филлипова. Кроме песен сочинил несколько баллад: «Баллада о декабристах», «Баллада о солдате», «Сказ о Сибири». Балладу «Письмо с фронта» на слова Виктора Секерина талантливый композитор исполнял вместе с ансамблем Александрова в Москве перед ветеранами, приглашёнными на празднование 65-летия Победы. Он очень гордился тем, что в составе делегации забайкальских ветеранов участвовал в торжествах, принимал вместе со всеми поздравления президента России. Ведь он был кавалером двух медалей: «За победу над Японией» и «За победу над Германией».

Вечер памяти
Почти полтора года нет с нами неутомимого поборника, поисковика и собирателя народной песни. Но остались его произведения, его книги, его друзья, соратники, ученики, поклонники. 23 марта все они собрались в Доме офицеров на вечер памяти своего друга, учителя, Почётного гражданина Читинской области, заслуженного работника культуры РФ, кавалера ордена Дружбы народов Василия Николаевича Волкова.

Муниципальный духовой оркестр под управлением Андрея Гандзия, солисты танцевально-спортивного клуба Анжелики и Сергея Ганеевых, фолктеатр «Забайкалье», хор ветеранов войны и труда «Красная гвоздика», ансамбль Дома офицеров, государственный ансамбль песни и пляски «Забайкальские казаки», народный хор «Надежда» (Карымская), цыганский ансамбль «Баро дром», студенческий хор Читинской медицинской академии «Гаудеамус», хор детской музыкальной школы имени Павликовской сменяли друг друга и ни на секунду «не отпускали» зрителя. Зал постоянно взрывался аплодисментами, притопывал и прихлопывал в такт зажигательным пляскам, подпевал солистам и хорам, ведь со сцены звучали произведения только одного автора, памяти которого и был посвящён вечер. 

Под занавес на сцену вышли все участники двухчасового прекрасного действа и первые аккорды всеми любимой песни «Дальние синие горы» подняли зал в общем порыве: все запели. Это было удивительное единение присутствующих в зале и на сцене в любви к самому народному композитору, в музыке прославляющему наш край, его уникальные памятники природы, его первозданные необычайные красоты. 

Все материалы рубрики "Золотой фонд" Земли Даурской"
 

Людмила Арзамасцева
Фото Фёдора Машечко

«Читинское обозрение»
№14 (1394) // 6.04.2016 г.

Вернуться на главную страницу

1 комментарий

  • Ю Юровникова Лидия Сергеевна

    Замечательный композитор, бывал в Оловянной, для хора «Красная гвоздика «написал песню «Земляки»

    Ответить
Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net