Главная / Авторы / Елена Филинкова / Знать на ять
Знать на ять
Продолжаем изучать буквы нашего алфавита


Для нас сейчас это выражение лишено смысла, кажется, что пропустили букву. А для школьников прошлых веков это был недостижимый идеал. Так что же такое ять?

Ять (слово мужского рода) – это одна из букв старинной кириллицы. Выглядела она вот так: Ѣ, ѣ, что напоминает Ъ и Ь, именно после них она и стояла в алфавите, курсивный же вариант ятя не совсем обычный – ѣ.

Название этой буквы связывают со словом ѣдь, т.е. еда (ср. снедь); обозначала она звук, похожий на Е, но какой точно – сейчас уже не вполне понятно. Лингвисты предполагают его сходство и с долгим [э], и с [и], и с [’а] (я), и с дифтонгом [ие]. Например, буква Ѣ была в словах хлѣбъ, лѣвый, бѣгать, обозначая тот самый звук. В русском языке (и ряде других славянских языков) он превратился в Е (хлеб, левый, бегать), в украинском – в И (хліб, лівий, бігати), в болгарском – в Я (хляб, ляв, бягам).

Процесс этого превращения звуков в русском языке был долгим. Во времена Петра I разницу в звуках, обозначаемых буквами Ѣ и Е, ещё слышали, поэтому в 1808 г., реформируя азбуку, ни одну из этих букв не убирали. Но уже через 40 лет В.К. Тредиаковский предлагал убрать Ѣ за ненадобностью, а М.В. Ломоносов возражал ему, говоря: «Буквы Е и Ѣ в просторечии едва имеют чувствительную разность, которую в чтении весьма явственно слух разделяет и требует в Е дебелости, в Ѣ тонкости». К началу XIX в. этой разницы не слышал уже никто, букву ять писали только по традиции.

И это оказалось камнем преткновения для многих школьников и гимназистов того времени, вплоть до 1917–18 гг., когда букву ять из алфавита исключили. Дело в том, что, чтобы писать без ошибок, надо было запоминать слова, где в корне пишется Ѣ, и таких слов было много. В помощь ученикам придумывали стишки, вот такие: «Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ Убѣжалъ голодный въ лѣсъ. Рѣзво по лѣсу он бѣгалъ, Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ, И за горькiй тот обѣдъ Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ!» – и дальше, всего 30 таких же бессмысленных строк. Понятно, что это трудно запомнить, и дети путались, ведь надо ещё знать, что лес и леший, бес и бешеный и т.д. – слова однокоренные. Кроме этого, были правила, где Ѣ пишется в суффиксах и окончаниях, так что орфографических трудностей хватало.

Поэтому многие не могли, например, поступить в университет, поскольку делали ошибки на ять во вступительном сочинении, которое оценивали очень строго: две ошибки – и двойка! Существовал даже такой анекдот: император Николай I спросил тогдашнего известного филолога и редактора Н.И. Греча, зачем нужна буква ять, и Греч ответил: «Чтобы отличать грамотных от неграмотных».

Вот потому-то «знать на ять» означало высшую степень школьной подготовки, эталон знания.

Все материалы рубрики "Говорите по-русски"
 

Елена Филинкова,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка ЗабГУ

«Читинское обозрение»
№19 (1607) // 06.05.2020 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net