Путь "хрустальной" машины


Читинец в одиночку исколесил почти всю Монголию

Сборы заняли два месяца. Прокладка маршрута, подготовка джипа, завершение всех текущих дел, ведь поездка рассчитана на месяц. Наконец, Андрей Дехтярук, забайкальский блогер и путешественник, сел за руль. Вперёд – в Монголию!

– Андрей, знаю, что путешествуешь и по России, и по Европе, но с Монголией «отношения» особые. Откуда такая страсть?
– Однажды на Кодаре услышал: «Каждый уважающий себя «джипер» должен побывать в Монголии... Вроде делать там нечего, а интересно!». Этого было достаточно, чтобы в 2012 году отправиться в Монголию в составе группы путешественников. Оказалось, Монголия – то место, где отвлекаешься от всего, впадаешь в своеобразное медитативное состояние. Нирвана! Понравилось. И в этом году решил устроить поездку «Дух странствий. Монголия-2014».

– Спутниковый телефон, навигатор, битком набитая нужными вещами машина, рядом ни души. Как решился ехать один?
– Изначально разместил на различных форумах в Интернете анонс поездки. Маршрут пролегал через Абакан, где должен был проходить внедорожный фестиваль. Но никто не отозвался, и я поехал один, добавив к названию путешествия выражение: «Остаться в живых!». 

– 
Что было самым важным из всего, что прихватил в дорогу? И чего остро не хватало?
– Самая острая проблема возникла с навигацией. С собой я взял три навигационных системы, которые не проверил детально, и это меня подвело. Очень часто в программе я видел забитую точку, без самой карты и дорог на ней. Карты – главное в путешествии, тем более в путешествии в одиночку. В этот раз машину битком не набивал, исходя из опыта. Вещей – по минимуму.

– Месяц одиночества. Километры пустынных дорог. Поговорить не с кем. Было ли скучно или даже страшно в путешествии? Не хотелось развернуть джип и рвануть домой?
– Нет. Встречал в Монголии интересных людей, общался. Например, в районе Хархорина встретил такого же путешественника Константина Петрова. Он сказал ещё: «Встретились два одиночества». Константин путешествовал к тому времени уже около трёх недель. Дальше его маршрут лежал на юг и был чем-то схож с моим. По его примеру отключил музыку в машине и убедился, что она мне только мешала. Ехать старался не спеша, по пути очень часто останавливался, снимал видео. Планирую создать фильм. Размышлял о жизни. Монголия – такая страна, в которую стремятся люди. Встретил на пути барнаульцев, они рассказывали, что видели иностранца, парня 25 лет, который ехал на мотоцикле в два раза тяжелее его самого. Он им сказал, что приехал сюда, чтобы побыть одному и переосмыслить свою жизнь. Встречали они и девушку, тоже иностранку, которая унеслась на лысой резине в пустыню Гоби. Каждый, наверное, ищет в Монголии что-то своё. Надо сказать, что русских там меньше, чем жителей других стран. 

– 
И всё-таки одному психологически тяжело...
– Я же готовился к этому. Хотя была ситуация, в которой, если бы был девушкой, то, наверное, заплакал (смеётся – прим. авт.). Во всяком случае, было немного грустно. Когда пересекал Нэмэгэтинскую впадину, остановился заночевать. Погода портилась, до ближайшего посёлка километров 85. Посмотрел, что если пойдёт дождь, то грязь и вода понесутся сплошной рекой на меня. Утром пошёл-таки дождь, я рванул поскорее из этого места. Навигация слабая. Вот, вроде бы, дорога, но по карте она ведёт совсем в другую сторону, а то и вовсе теряется. Идёт дождь, что не добавляет оптимизма. Срезать не получается поскольку вокруг горы. Часа два плутал. Потом увидел след от мотоцикла и постепенно выехал по нему. Страшно не было, досада брала, что могу застрять здесь.

– 
А крышей было небо голубое?
– Спал только в машине. Это уже был спортивный интерес – проехать целиком и полностью автономно. Один раз, правда, ночевал в Чойбалсане у новых знакомых: Бато и Жанны. Вместе переходили границу, познакомились. 

– 
Монголы – народ дружелюбный. Как они тебя встречали?
– Есть такая особенность: у монголов не принято переходить сразу к делу. Они сначала расспрашивают, как здоровье, семья, потом уже о делах говорить начинают. Например, у монголов не принято сразу, без спроса хозяев, входить в юрту. Не рекомендуется близко подъезжать к юрте и на автомобиле. Нельзя наступать на порог. Гостю заранее указывают его место – он не должен садиться где попало. Восточная половина (справа от двери) предназначается для женщин, левая – для мужчин. Если тебе предлагают угощения, то необходимо всё попробовать. Мои новые знакомые постелили мне на своей кровати, а сами легли на полу. Отдали лучшее место. Это я запомнил: приезжал ко мне одноклассник – уложил его на свою кровать. А когда у меня закончились наличные и я не мог их снять с карты, позвонил Жанне. Она поняла, что у меня совсем деньги закончились, и готова была их мне закинуть на карту. Вот такие они, монголы. 

– 
В Забайкалье были случаи, когда путешественников грабили и даже убивали. Не доводилось сталкиваться с этим в Монголии? 
– Там нет такого. Страна, конечно, в чём-то отстаёт, но развивается при этом. Появляются передовые средства связи, на юртах спутниковые антенны, солнечные батареи. Появилось очень много японских автомобилей: легковых, грузовичков. Некоторые считают, что в Монголии только УАЗики. Да там «Лексусов» 470-х и 570-х, возле крупных городов особенно, намного больше! А УАЗиков почти не осталось. Может, избалуются цивилизацией, и у них появятся грабежи. Но пока всё тихо. 

– 
Чем монголы угощают туристов?
– Очень понравилось мясо, всегда свежее, нежное и сочное. Забивают молодняк, старый скот монголы не держат. А какие там стада! Населения проживает меньше трёх миллионов, а скота – около пятидесяти миллионов. Ну, и, конечно, монгольский чай. По-монгольски: «цай». Это молочный продукт. Похож на наш горячий и густой чай с молоком. Рецепт не выведал, придётся ещё раз ехать специально за ним.

– 
Какой можешь дать совет забайкальцам, которые собираются посетить эту страну, в плане питания?
– Посоветовал бы знать названия основных блюд на монгольском языке. Ведь существует мнение, что каждый второй монгол знает русский язык. Это неправда! Я не раз не мог заказать себе еду в кафе. Монголы не понимают языка жестов. И ещё им надо всегда улыбаться, иначе они пугаются, замыкаются, тогда от них уже ничего не добиться. Так можно остаться голодным, что часто со мной и было. 

– 
Расскажи о водопадах, которые можно назвать уникальным явлением в песчаной стране?
– Песчаная страна? Нет, это тоже заблуждение. Там очень много гор. Пустыня Гоби занимает 2/3 страны. Но это пустыня не в общепринятом понимании. Монголы считают, что у Гоби 33 разновидности. Это не сплошная пустыня. Есть участки, где есть высокая и маленькая трава. Песчаные барханы – редкость; чтобы их увидеть, надо специально к ним ехать. Вот и водопад шикарный есть – высотой 24 метра. Мне повезло: попал к водопаду Орхон после сезона дождей, и он был мощным в это время. Оставив машину, добирался до него пешком, потому что там ограждение – место является национальным парком. Многим достопримечательностям в Монголии присвоен такой статус, и мне это понравилось. 

Побывал в старинном монастыре Амарбаясгалант на севере Монголии, а также в Долине вулканов. Представляет собой огромные россыпи камней. Самый знаменитый – недествующий вулкан Хорго. Глубина кратера – сто метров, ширина – двести. Здесь же находится Белое озеро. Визитная карточка этой страны, конечно же, каньон Хармен-Цав. Очень красивый. Запомнилось, что там температура достигала +42 градуса. Это место считается сложным для проезда, но мне удалось миновать его с первого раза без проблем. Это настоящий ад: всё раскалено, один песок, нет даже верблюдов.

Много там красивых мест, поэтому развивается внутренний туризм. Недалеко от водопада, например, есть кемпинги, в юртах мини-магазины, где можно что-то купить. 

– 
С Монголией тесно связано имя Чингисхана, а это легенды, сказания... Было ли что-то мистическое в поездке?
– Не то чтобы мистическое, но интересное подмечал. Были случаи, когда только о чём-то подумаешь, тут же происходит всё наоборот. Еду как-то по очень плохой дороге и думаю, что по ней на легковой японке точно не проехать. И тут же из-за поворота выруливает разбитая легковушка, передний бампер привязан к багажнику верёвкой. Один раз остановился, чтоб сделать утреннюю съёмку: эх, думаю, какая тишина... И тут же надо мной очень низко пролетает с криком огромная птица. Как-то пришла не совсем умная мысль, что погода хорошая в последнее время, дождей нет. Несколько часов не прошло, как начался дождь – лил сутки. 

– 
Знаю, что перед поездкой нанёс карту маршрута на капот машины. Все ли места удалось посетить?
– Да, всё удалось. Получилось, что по протяжённости (6700 километров), учитывая размеры Монголии, дважды пересёк страну вдоль и дважды поперёк. На 24-й день понял, что насытился Монголией вдоволь, пора ехать домой. 

– 
Железный конь не подводил?
– Один раз порезал колесо. Но это была моя ошибка. В Долине вулканов остановился, чтоб снять видео. Забыв, что передо мной камни, поехал. Колесом наехал на острый булыжник, машина соскользнула – колесо порвал. Пошутил, что этот камень ждал меня здесь миллионы лет. А по приезду в Читу обнаружил, что вся рама поломана. Оставалось только пять сантиметров до того, как совсем быразвалилась. Ехать же старался всегда осторожно. Пересекая границу, сразу для себя решил, что машина теперь становит-ся «хрустальной» – чужая страна всё-таки, а ремонтировать машину не умею. Так не спеша и проехал. А когда начинал суетиться, останавливал себя: «Куда торопишься, ты же в Монголии! Здесь спешить некуда».

– Изменила тебя Монголия?
– Стал спокойнее, терпимее. Ничего страшного не случится, если я, например, подожду очередь на СТО. В поездке вообще меняешься: становишься более самостоятельным, дисциплинированным. Происходит смена жизненных установок, внутреннее перерождение, я бы сказал. 

– 
Хочешь вернуться в эти места и для чего?
– Есть задумка приехать снова. На этот раз снять фильм о монголах, их традициях, укладе жизни. Пожить в юртах, пообщаться с людьми. Узнать рецепты приготовления блюд. Посмотреть, как они пасут скот, как забивают. Всё, чего я о них не знаю. Всё это мне интересно.

Беседовала Ольга ЧЕУЗОВА
Фото из архива А. Дехтярука

«ЧО» №45 (1320) 
05.11.2014 г.

Перейти на главную

 

 

 

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).