Колёса вагона уже четвёртый день выстукивали свои вечные позывные: «Тадам-тадам. Тадам-тадам». За дверями нашего купе, брякая подстаканниками, ходили бойкие проводницы, о чём-то говорили соседи.
Внизу взрослые горячо обсуждали особенности вагонной жизни, а я, лёжа на второй полке, читал книгу Бажова «Малахитовая шкатулка». Ничего не замечая вокруг, я слышал смех Настатьи, примерявшей буски в семь рядов, видел степанову шкатулку с чудными камешками, Медну гору с её Хозяйкой, Данилушку, шустрых зелёных ящерок и чудный каменный дурман-цветок с малахиту-камня…
Когда на московском вокзале брякнули железные суставы поезда и проводница пошла по вагону с громкими криками: «Москва! Выходим!» — я чуть не разревелся, потому что на какое-то время мне нужно было расстаться с книжкой, а там как раз начиналось самое интересное. С тех пор прошло сорок два года, а я так и не разлюбил книги. Спасибо Пал Петровичу — умел Бажов книжки писать… Вроде бы, чего такого — книжка какая-то. Подумаешь, невидаль. Только пыль собирать. Так или примерно так рассуждает нынешнее обчество. Обвешанное всякими электронно-цифровыми штуками, оно на полном серьёзе рассуждает о «бесполезности» бумажных книг.
Пару недель назад я присутствовал на заседании Совета по культуре при министерстве культуры Забайкальского края. На повестке дня был важнейший вопрос — сохранение кадров для культуры. Вот уже несколько лет культуру, как несчастную хрюшку, безбожно «режут» сокращением штатных единиц всякие ведомства, шибко заинтересованные в экономии бюджетных средств. Называется эта адова процедура «оптимизацией». Как журналисту и литератору, мне было горько слышать от директора библиотеки имени Пушкина слова о том, что нашим забайкальским библиотекарям уже даже не намекают, а напрямую советуют позакрывать большую часть домов культуры, включая библиотеки, из которых надо, мол, оставить две-три ведущие, да и те объединить в одну. Толку-то, мол, от них.
И стало мне как-то до боли грустно за своих земляков, до сих пор не понимающих роли книг. Ну, позакрываем мы все библиотеки. Только кто после нас вырастет и что будет в головах молодёжи, которая уже сейчас не умеет связать двух слов кроме нескольких матерных, но зато умеет тыкать пальцами в кнопки телефона с компьютером? Казалось бы, очевиднейшие вещи, только почему же их никто не хочет видеть и почему никто не хочет понять, что книга — это не макулатура, а гораздо больше. Выражаясь современным языком, каждая библиотека — это информационный центр, а не просто «изба-читальня», а каждая книга, пусть даже и не самая литературная и не самая интересная, это бумажная флешка, на которой находится самое главное — жизненный, личный и профессиональный ОПЫТ автора, его знания, чувства, эмоции, мысли… Читая, мы не только получаем огромное количество информации об окружающем нас мире, а напрямую воздействуем на своё сознание и свою душу, состояние которых как раз зависит от того, что мы видим, слышим и какую информацию получаем. Всё просто.
Я бы очень хотел дожить до тех счастливых времён, когда лучшим подарком снова станут книги. Всем пока, а я, пожалуй, перечитаю-ка «Малахитовую шкатулку». Уж больно буски Настасьины в семь рядов мне запомнились.
Все материалы рубрики «Разговор по душам»
Максим Стефанович
Фото: passionforum.ru
«Читинское обозрение»
№27 (1719) // 06.07.2022 г.
0 комментариев