Вся наша жизнь соткана из моментов, которые мы, как правило, редко замечаем, если они не раскрашены в какие-то контрастные тона. Для нас это просто обыденность. Фотограф Александр Калашников, которого уже больше чем полгода нет с нами, обладал удивительным качеством ловить эти самые обыденные моменты, превращая каждый из них в праздник.
В военно-историческом музее Дома офицеров Забайкальского края состоялось открытие персональной выставки фотографа «С любовью к Забайкалью».
Удивительно, но один единственный снимок иногда способен рассказать больше, чем сотни слов. Если этот снимок сделан рукой мастера. И не просто мастера, а человека, умеющего ВИДЕТЬ. По словам заслуженного работника культуры РСФСР, знаменитого мастера фотографии Фёдора Машечко, это очень редкое качество в наши дни, а Александр относился именно к таким людям.
— Присмотритесь внимательно к его фотографиям, прочтите их, и у вас появится представление о том, что видел этот художник, как он смотрел на мир, на чём строил акценты. Всегда был убеждён в том, что творческого человека можно охарактеризовать по его работам, а Саша ни в одной из них не изменил своей душе, — сказал фотограф.
Среди присутствующих на выставке были многие из тех людей, которые, как и автор этих строк, по роковому стечению обстоятельств стали свидетелями ухода Александра Калашникова. Это случилось четвёртого июня, во время одной из фотовыставок его коллеги по цеху Александра Савченко. Был там и председатель Законодательного собрания региона Юрий Кон. Именно с ним тогда Александр Владимирович поделился замыслом организации своей очередной персональной фотовыставки.
— Идею организации этой фотовыставки, к сожалению, пришлось обсуждать уже после смерти Александра, — говорит Юрий Михайлович. — Ему бы ещё жить да жить, радовать нас своими работами. Он был настоящим профессионалом и при этом на удивление скромным человеком, никогда не гнавшимся за наградами и званиями. Несмотря на то, что при жизни Саша был довольно молчалив, его работы могут многое нам поведать и о нём самом, и о мире вокруг нас. Спасибо ему за то, что он за свою недолгую жизнь так много успел сделать и для края, и для города, и для всех нас.
С фотоаппаратом по жизни
Родившись в семье профессиональных художников, Александр с малых лет научился чувствовать всё многообразие этого мира, его красоту, гармонию и духовность. Его детство было наполнено красками, а в школьные годы он взял в руки отцовский фотоаппарат «Зорге», который до сих пор хранится в их семье. Взял, чтобы уже никогда не расставаться с этим чудом техники, способным останавливать мгновения. Это стало главным делом его жизни. Символично, что и ушёл он из этого мира с фотоаппаратом в руках. Первыми его кадрами стали портреты любимых кота и собаки.
— Казалось, он был с нами всегда, — вспоминает заместитель министра культуры Забайкальского края Наталия Лиценберг. — Ни одно крупное мероприятие не обходилось без присутствия Александра Калашникова, будь то День Победы, кинофестиваль или многочисленные выставки его коллег по цеху. Всем нам больно говорить об этом человеке в прошедшем времени.
Дочь художника Анастасия, выступившая в качестве консультанта в организации выставки, от души поблагодарила всех людей, причастных к этому событию, в частности, сотрудников военно-исторического музея Дома офицеров, лично директора Сергея Жеребцова, а также фотографа Фёдора Машечко:
— Эту выставку отец начинал готовить ещё при жизни — он отбирал и печатал фотографии, оформляя их так, как видел сам. Поскольку здесь сегодня представлены далеко не все работы, которые отец планировал показать, я очень надеюсь на то, что эта выставка не последняя.
«Не стало Саши…»
За годы своей карьеры Александр Калашников трудился фотокорреспондентом в газетах «Земля», «Читинское обозрение», около двадцати лет работы связывают его и с «Забайкальским рабочим». Сергей Забелин, работавший в своё время главным редактором этой легендарной краевой газеты, а когда-то учившийся с Александром в одной школе и даже живший с ним в одном доме, вспоминает:
— Саша был из тех людей, которых называют созерцателями, он никогда никуда не рвался, не нёсся сломя голову. Он часами мог рассматривать свои снимки, анализируя их взглядом настоящего художника. Любимыми его темами были психологические портреты людей, природа и животные. Замечательно, что появилась возможность организовать эту выставку, но было бы ещё лучше издать альбом Сашиных фотографий, в котором были бы собраны его лучшие работы.
Член правления Союза журналистов России Алексей Будько, также в своё время занимавший пост главреда «Забайкальского рабочего» и бок о бок работавший с Александром Калашниковым, признался, что его всегда подкупала в этом человеке его удивительная способность видеть красоту в, казалось бы, абсолютно простых вещах и при вполне обыденных обстоятельствах:
— Эта выставка в полной мере оправдывает своё название — «С любовью к Забайкалью», поскольку Александр Владимирович без всякого пафоса работал с любовью к своему родному краю и делал это очень профессионально.
«Не стало Саши — бесконечно больно, задуло, как горевшую свечу», — прочёл строки из своего стихотворения друг детства мастера Александр Матвеев.
В тот день, четвёртого июня, Александр Калашников легко поднимался по ступенькам Музейно-выставочного центра на, как потом оказалось, своё последнее рабочее задание. Как всегда приветливый, он любезно открыл передо мной дверь и даже успел на ходу рассказать какую-то забавную историю. Он всегда был доброжелательным по отношению к людям и умел смотреть на окружающий его мир добрыми глазами. Глазами человека, который умел ВИДЕТЬ. Может быть, поэтому его фотографии и кажутся нам живыми…
Все материалы рубрики "Золотой фонд" земли Даурской"
Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№52 (1692) // 22.12.2021 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев