Главная / Авторы / Сергей Забелин / Университеты Виктора Ростовцева
Университеты Виктора Ростовцева
Рабочим сцены Читинского драмтеатра начал свой творческий путь будущий Народный артист России


Японское и Охотское моря между материком и островом Сахалин соединяет Татарский пролив. На его западном берегу находится залив, который до Октябрьской революции назывался Императорская Гавань. Пришедшая на Дальний Восток советская власть дала ей новое имя – Советская Гавань. Через месяц после переименования, 3 марта 1923 года, на её берегу в селе Знаменском (сегодня это город Советская Гавань), в простой рабочей семье родился Виктор Семёнович Ростовцев, будущий Народный артист России. Его творческий путь начался в Чите.

История с географией
Виктор рано лишился отца. Его воспитывали мать, отчим-поляк и суровая действительность предвоенных лет. Отчим, трудолюбивый и самостоятельный человек, отказался вступить в рыболовецкий колхоз, за что в 1930 году семья была сослана на лесозаготовки в Приамурье.

Эти места ещё в 60-е годы ХIХ века заселили забайкальские казаки. Они успешно совмещали хозяйственную деятельность с выполнением воинских обязанностей и пограничным надзором. Особый импульс освоению приамурских земель придало строительство Транссибирской магистрали. В леспромхозовском посёлке Сиваки в Магдагачинском районе, где Виктор Ростовцев окончил среднюю школу, и сегодня действует одноимённая станция Забайкальской железной дороги.

О лагерных условиях своего детства и юности Виктор Ростовцев вспоминать не любил. Как не слишком распространялся и о службе в Красной Армии, куда после школы был призван весной 1941 года, и об участии в разгроме японской Квантунской армии, за что получил медаль «За отвагу».

«Не изображал, но был!..»
После демобилизации Виктор оказался в Чите без особых планов на дальнейшую жизнь. Гражданскую профессию вчерашний школьник-фронтовик приобрести не успел и устроился рабочим сцены в местный драматический театр. Его здание было построено в 1911 году по проекту архитектора Фёдора Пономарёва. Зал на 1100 мест, партер, ложи, балкон, гардероб, буфет – всё, как полагается. Но эти части театра, предназначенные для зрителей, не интересовали Ростовцева. В его ведении была сцена площадью в четыреста квадратных метров с поворотным кругом и оркестровой ямой. Знай себе – таскай бутафорскую мебель да меняй декорации.

Однако театральный дух постепенно овладел молодым человеком. В 1947-м он был принят актёром вспомогательного состава, а через два года окончил театральную студию, ковавшую кадры для читинского дворца Мельпомены, и начал самостоятельный творческий путь.

Виктор Семёнович так и не получил регулярного театрального образования. Но это не помешало ему в тридцать пять лет стать Заслуженным артистом РСФСР, а в пятьдесят – Народным. Ему помогали целеустремлённый характер, постоянная работа над собой, учёба у старших коллег и режиссёров и, конечно же, врождённый талант.

Как писала Наталья Флорова, жена его близкого друга, лауреата Госпремии СССР, актёра, режиссёра и педагога Василия Лещева, «университетами Ростовцева была непростая жизнь сибирской глубинки с репрессивными «прелестями» борьбы власти против кулачества, служба в армии, участие в войне с Японией, а театральной школой было служение на подмостках дальневосточных и сибирских театров, на которых мужал и рос его самобытный природный талант».

Покинув Читу, Ростовцев добился признания на сценах Хабаровска, Улан-Удэ, Благовещенска (здесь он был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР»). В 1963 году, уже сложившимся мастером, он приехал в Иркутск, обретя там друзей и единомышленников по жизни и творчеству. Василий Лещев, Виталий Венгер, Андрей Ланганс, Виктор Егунов, Виктор Родионов составляли ядро труппы одного из старейших драматических театров России, основанного в 1850 году.

Всего три сезона служил Ростовцев на сцене города на Ангаре, но искушённые иркутские театралы-ветераны до сих пор не забывают его роли. Профессор Колчанов, директор научно-исследовательского института из пьесы Якова Волчека «Физики-лирики». Инженер Василий Мартьянов из пьесы по роману Доры Павловой «Совесть» – человек несгибаемой воли, непримиримый борец за чистоту науки, которого не останавливают ни клевета, ни угрозы. И, конечно же, шекспировский король Ричард III – злодей с атрофированным чувством совести, идущий к власти через море крови.

Народный артист России, ныне покойный Виталий Константинович Венгер вспоминал, что во время репетиции Ростовцев «мог вдруг остановиться посреди сцены, которую, казалось бы, вёл блестяще, и, несмотря на просьбы режиссёра продолжать и выяснить какую-то подробность после, говорил: «Нет. Не могу! Передо мной стена». Он не мог действовать, не ощутив внутреннего посыла. Не мог существовать в образе формально. Он был из тех актёров-самородков, которые безудержно тратились в каждой роли, щедро расходуя свои нервные клетки. Из тех, кто никогда не притворялся, не фальшивил. Не изображал, но был!..».

В Иркутске Виктор Семёнович стал отцом. Жена Фаина родила ему сына. Семейные обстоятельства заставили Ростовцевых перебраться в Калинин.

Тверь и Питер. Вернее, Калинин и Ленинград
Заключительная часть человеческого и творческого пути Виктора Ростовцева прошла в Твери и Питере. Правда, в те годы этим городам ещё не вернули исторические имена. Это были Калинин и Ленинград.

Калининский (ныне Тверской) областной академический театр драмы, созданный в 1745 году, – один из старейших и узнаваемых театров России. Ростовцева пригласили туда в 1966-м, а в 1971-1972 годах он служил здесь не только актёром, но и главным режиссёром. Однако эта хлопотная творческая должность, как оказалось, требует некоторых качеств, не имеющих отношения к искусству. Служебной «гибкости» Ростовцев был лишён и вскоре без сожаления покинул руководящее кресло, успев поставить интересный спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» по пьесе Алексея Константиновича Толстого.

Местный театральный критик так писал о том периоде: «Этот крупнейший актёр провинциальной сцены пришёл уже зрелым мастером, которому по плечу были масштабные работы как в русской, так и в зарубежной драматургии. Сценический стиль Ростовцева, его гражданская и личная пристрастность совершенно очевидны. Актёра привлекают натуры цельные, сильные, характеры пусть трудные, но не ординарные».

В 1977 году Ростовцев переехал вместе с семьёй в город на Неве, приняв приглашение главного режиссёра Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (ныне театр «Балтийский дом») Геннадия Опоркова. В разное время на сцене этого театра играли выдающие актёры: Юрий Толубеев и Евгений Лебедев, Татьяна Доронина и Ролан Быков, Нина Ургант и Олег Басилашвили, Олег Даль и Андрей Краско. Список, конечно, неполный, и Виктор Ростовцев занимает в нём достойное место.


Виктор Ростовцев в роли Ленина

Геннадий Михайлович Опорков был мастером ярко выраженного камерного дарования, постановщиком жёстких по форме, пронзительных по содержанию, остросоциальных по направленности спектаклей. Власти его не жаловали. Их недовольство вызвали такие спектакли, как «Деньги для Марии» по Валентину Распутину и «Утиная охота» Александра Вампилова (1978), «Последние» Максима Горького (1980), «Дорогая Елена Сергеевна» Людмилы Разумовской (1982).

47-летний режиссёр скончался в августе 1983-го. После его смерти в театре начались перемены. Виктор Семёнович, обладая душой беспокойной, прямой и честной, не принял эти перемены. Были и силы, и желание работать, но он подал заявление об уходе. Как говорили его друзья, он не терпел глупости, не прощал предательства и подлости, которых, к сожалению, в его жизни хватало.

Уже упомянутая Наталья Флорова, хорошо знавшая Ростовцева, вспоминала: «День в день, как исполнилось шестьдесят, он объявил, что уходит на пенсию, повергнув всех в изумление, наотрез отказавшись даже доиграть имеющийся репертуар. Для актёра, да ещё такого ранга, решение невиданное. Случая такого больше не припомню. Но Виктор Семёнович Ростовцев никогда ни в чём не был похож на других…».

Навсегда оставив сцену, старый актёр иногда исполнял небольшие, но запоминающиеся роли на «Ленфильме» и в сериалах. Так, сыграл конструктора Гордеева в одной из серий популярного теледетектива «Агент национальной безопасности» под названием «Гордеев узел».

84-летний Народный артист РСФСР Виктор Семёнович Ростовцев, чей творческий путь начинался в Чите, ушёл из жизни 10 сентября 2007 года в Санкт-Петербурге. За год до смерти он сыграл небольшую роль смотрителя библиотеки в 14-серийном телефильме «Столыпин… Невыученные уроки».

Все материалы рубрики "Золотой фонд" земли Даурской"
 

Сергей Забелин
«Читинское обозрение»
№6 (1542) // 06.02.2019 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net