Сегодня, уважаемые кинокореша, мы продолжаем рассказ о рождении золотого шедевра отечественного кинематографа – криминальной истории, придуманной писарями-авторитетами Георгием Данелией, Викторией Токаревой, воплощённой в кадре режиссёром в законе Александром Серым, вышедшей на экраны 45 лет назад.
Съёмки «Джентльменов удачи» начались в декабре 1970 года, однако команде Серого мёрзнуть не пришлось, поскольку первыми запланированными съёмочными объектами являлись «Лагерь археологов», «Колония», затем все эпизоды, связанные с побегом. Киногруппа, не собираясь ожидать лета, отправилась к нему сама. Работу начали «на месте преступления» – под Самаркандом. Поставили палатки учёных. Бутафоры вручили «археологам» великолепный шлем Македонского, затем отняли и зарыли в землю драгоценный «артефакт».
Как горбатого «лепили»… Васю
«Нечего тут горбатого лепить…» – говорят в народе. А вот режиссёру «Джентльменов» пришлось «лепить» его в натуре. В одном из местных колхозов добыли молодого смышлёного горбатого – верблюда окрестили Васей. Посадили на Васю Доцента с Хмырём, уздечку вручили Косому, и режиссёр скомандовал: «Мотор!». За один дубль сняли общий план проходки Васи с рецидивистами. Когда же перешли к дополнительным крупным планам, выяснилось, что Евгений Леонов не может долго удерживаться верхом на верблюде – актёр постоянно соскальзывал с коврика-седла меж двух горбов. Время шло, а простой кадр снять не получалось. Тогда Серый нашёл оригинальное решение и подозвал дрессировщика. Через пять минут на плечи дородного мужчины взгромоздился увесистый Доцент (Леонов), на горбушку самого режиссёра взобрался сухонький долговязый Хмырь (Вицин). Синхронно раскачиваясь «под верблюда», дрессировщик и режиссёр не единожды, от своего нелёгкого груза обливаясь потом и скрипя зубами, прошлись перед камерой. Зато кадр в итоге получился настолько реалистичным, что зрители до сих пор не догадываются о подмене.
«А говорил: порожняком пойдём…»
Знаменитый эпизод «Побег в цистерне» снимали в два захода. Внутри бочки – в декорации на «Мосфильме», снаружи – всё там же, под Самаркандом.
Идея использовать настоящий цементный раствор отпала сразу. Чем заменить? На помощь пришли химики завода пивобезалкогольных напитков. В один прекрасный день на съёмки подкатила «цементовозка», от которой за версту разило скисшей брагой и луком. Раствор оказался хлебной закваской, сдобренной для вязкости тридцатью килограммами манной крупы и подкрашенной для правдоподобия зелёной луковой эссенцией. Компания «рецидивистов», тихонько матерясь, полезла в «цемент». Состав безопасного раствора оказался всё же не слишком приятным – терпким и ещё более липким, чем «оригинал». Как-то после одного из дублей оглядываются, а Вицина нет. Переполошились: «Где Гоша? Утонул?!». Помчались к «цементовозке». Оказалось, Георгий Михайлович продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал от кого-то, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость.
Интересно, что в реальную цистерну во время натурных съёмок один из рецидивистов (Крамаров) влезть так и не решился, поскольку страдал клаустрофобией. Серому пришлось прибегнуть к хитрости уже во время монтажа. В фильме зритель увидел, как из цистерны выбираются Леонов, Вицин, а когда очередь доходит до Крамарова, в кадре появляется верблюд – так режиссёр скрыл отсутствие актёра.
Худой примус, пожар и…
В январе 1971 года съёмочная группа перебралась в столицу. Дом, в котором поселились джентльмены удачи, был не декорацией, а реальным строением, предназначенным под снос. Жильцов уже выселили, поэтому без особых проблем киношникам разрешили его спалить. Съёмочная группа настолько увлеклась игрушками с огнём, что едва не сгорела заживо. Пожарные после первого же взрыва «совсем худого примуса» за шкирку выволокли творцов из пылавшего здания. Хорошо, что хоть эпизод успели снять. Спустя всего несколько дней работяги, трудившиеся на разборке «дома джентльменов», обнаружили в его фундаменте… клад. Даже подрались из-за «археологической находки». Правда, кто-то позвонил в милицию, и клад конфисковали.
Зарядка «по-джентльменски»
Дачу «барыги»-профессора снимали в феврале под Москвой, в Серебряном бору.
На улице стоял мороз в -17 градусов, а режиссёр настаивал на натурных съёмках эпизода «Физзарядка джентльменов». И тогда троица «рецидивистов» серьёзно забастовала, не желая бегать полуголыми по морозу. Доцент, Хмырь и Косой, пошептавшись, предложили Алибабе, вопреки желанию режиссёра, оставаться в тёплых фуфайках. Но вышла промашка: актёр пришёл на съёмки фильма позже всех и не успел сродниться с коллективом, хотя уже и вжился в образ. Поэтому по команде «Мотор!» Раднэр Муратов всё-таки разделся и первым выскочил на мороз. Ну, а дальше сработала актёрская ревность – разделись все… Правда, потом они отомстили Алибабе – Крамаров подкрался к нему и стал тереть снегом… Муратов завопил. Вицин, чтобы веселее было, стал натирать и самого Косого, тогда заорал и Крамаров. В итоге этот дубль и вошёл в фильм.
Косой и «шампусик»
Шампунь, который выпил вместо спиртного Косой, был самым настоящим. Крамаров с перекошенной от отвращения физиономией и полным ртом пены вызвал такой смех у сидевшего рядом Вицина, что у него самого вылетела из-за рта картофелина, которую актёр с трудом жевал всухомятку. Реалистичный дубль при монтаже сразу вставили в фильм.
Про слона, Ялту и блатного Гену
Съёмки фильма заняли всего три месяца и закончились в конце февраля 1971 года. Всю музыку к фильму написал композитор Геннадий Гладков. Многие удивлялись, как он умудрился написать главную, такую неожиданную, «блатную» тему джентльменов? Оказывается, помогли воспоминания детства, когда юный Гена общался с настоящими блатарями.
В «Джентльменах» звучит всего одна песня – «Проснись и пой». Но мало кто в курсе, что для фильма было написано ещё две. Песню «Ялта» исполнил под гитару Крамаров. Она должна была звучать после его фразы: «Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом и в Ялту…». Другую, «Про слона», на мотив «Собачьего вальса» исполнил Вицин. Она должна была прозвучать в эпизоде, когда Косой на даче профессора млеет в кресле-качалке, а Хмырь виртуозит на профессорском рояле. При монтаже эти песенные номера джентльменов Серый вырезал. Ныне их можно найти в Интернете.
Министр – редиска, а генсек – фрейфе
Смонтированную картину в мае 1971 года авторы показали худсовету «Мосфильма» и руководству Госкино. Во время просмотра киночиновники много смеялись, но картину, напичканную «блатной феней» и «воровской романтикой», в прокат не пустили. В ноябре, в преддверии Дня милиции, «Джентльменов» показали министру МВД Николаю Щёлокову. Министр тоже смеялся, но фильм по той же причине велел поставить «на полку». Шедевр спас главный любитель кино СССР Леонид Брежнев. Узнав о запрещённой комедии, замначальника по пропаганде политуправления внутренних войск полковник Юрий Чурбанов, зять генсека, доставил родственнику опальную картину. Леонид Ильич весь просмотр хохотал до слёз. «Да у нас в стране половину этой «фени» каждый уличный мальчишка знает», – заявил генсек и отдал приказ о тиражировании и прокате картины Александра Серого.
«Это тебе не мелочь…»
Феноменальный успех «Джентльменов» говорит за себя: бюджет фильма составил 400 тысяч рублей, а только один месяц проката принёс государству 30 миллионов! Зрители разорвали картину на фразы, и героев цитируют вот уже пятый десяток лет. В 1971-м после такого бешеного успеха Токарева, Данелия и Серый даже подумывали о продолжении похождений «джентльменов», делали наброски…
Спустя 45 лет, мы …цатый раз пересматриваем «Джентльменов» – «рыжьё» нашего отечественного кинематографа, и каждый из нас понимает, что созданное Александром Серым – это… тебе не мелочь по карманам тырить! Век воли не видать!
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№27 (1407) // 06.07.2016 г.
0 комментариев