Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Битва за Севастополь
Битва за Севастополь


На протяжении Великой Отечественной войны на разных фронтах действовали сотни советских женщин-снайперов, уничтоживших более десятка тысяч гитлеровцев. Самая знаменитая охотница за двуногим немецким зверем – Людмила Павличенко. Сегодня – о ней и о новом совместном военно-патриотическом проекте «Битва за Севастополь», премьера которого состоится в «Удокане» 2 апреля.

Суперснайперы СССР
С первых месяцев войны перевес побед советских снайперов над противником был (и всегда оставался) подавляющим – ощутимо сказывалась оборонно-массовая работа Осоавиахима среди населения и борьба за почётное звание «Ворошиловский стрелок». Программа стрелковой подготовки действовала семь лет – с 1932 года. За это время обладателями звания стали около 9 миллионов советских граждан. Это отражалось и в боевых успехах невидимых бойцов видимого фронта.

Рекордсменом по охоте на немецко-фашистских снайперов стал таёжный охотник из Красноярского края Михаил Сурков – за войну он отправил в ад 702 вражеских «бекаса» (это такая небольшая птица, имеющая идеальную камуфляжную окраску для болотистой местности; тех, кто успешно охотился на почти невидимых бекасов с XIX века называли «снайперами» – от англ. «snipe» – бекас).

А наш земляк Семён Номоконов, кроме убитых 366 солдат и офицеров, прославился и тем, что первым спровадил в мир иной генерала.

Снайпер-уникум бурят Арсений Ятобаев, прозванный «Зенитчиком», помимо 356 гитлеровцев, 14 июня 1942 сумел подбить из винтовки «птичку» посерьёзней – самолёт бомбардировщик Хейнкель-111, а всего через четыре дня – ещё один бомбовоз – Юнкерс-87!

Под прицелом женщины
Мужчины могут отнестись скептически, но женщины от природы стреляют лучше мужчин. У них повышенный порог терпения, более высокая физиологическая выносливость и приспособляемость. У них лучше работают главные системы «снайперского» восприятия: зрение, слух. А самое опасное для врага – женская интуиция.

Если прославленный снайпер Василий Зайцев, ставший одним из главных героев фильма режиссёра Жана-Жака Анно «Враг у ворот» (2001, роль Зайцева исполнил известный актёр Джад Лоу), с ноября по декабрь 1942-го под Сталинградом уложил 225 гитлеровцев, то его коллега Людмила Павличенко, участвовавшая в обороне Севастополя, к июлю 1942 имела на своём счету гораздо больше подтверждённых смертельных попаданий в солдат и офицеров противника.

Frau Pavlichenko
Людмила Михайловна Павличенко (девичья фамилия – Белова) так и не стала учителем истории и учёной-историком, но сумела войти в историю.

Война застала студентку истфака КГУ им. Шевченко в Одессе, во время преддипломной практики. Люда сразу записалась добровольцем на фронт и вскоре была зачислена бойцом-снайпером в 25-ю Чапаевскую стрелковую дивизию, поскольку ещё во время учёбы получила звание «Ворошиловского стрелка». Воевала в Молдавии, обороняла Одессу и героический Севастополь. В этом городе Павличенко установила свой рекорд – 309 поверженных «фрицев», став самой успешной женщиной-снайпером за всю мировую историю. Немцы ненавидели Frau der Tod (фрау Смерть), пытались охотиться за ней – в результате потеряли сами 18 «охотников» (Павличенко уничтожила 36 вражеских снайперов). Они даже пытались привлечь её на свою сторону. Кричали из окопов: «Эй, Льюдмилла – ти гьерой. Перьеходи к нам!». Но Frau der Tod в ответ лишь щедро слала свинцовые гостинцы.

Мисс Кольт
После получения звания «Герой Советского Союза» и присвоения чина майора в 1943 году Людмила по поручению И.В. Сталина отправилась с делегацией дипломатов в Канаду и США – с целью переговоров и агитации открытия второго фронта союзников. Побывав на приёме у президента Рузвельта, она познакомилась с его женой Элеонорой, которая пригласила девушку-героиню в поездку по стране. Людмила выступала во многих городах США, но сенсацией стала её речь в Чикаго. «Джентльмены, – грозно звенел перед многотысячной толпой её голос. – Мне 25 лет. На фронте я успела уничтожить 309 фашистских захватчиков… Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!». Толпа оцепенела. А потом был оглушительный взрыв аплодисментов… В США Людмиле вручили пистолет – Кольт, а заодно и уважительное прозвище «мисс Кольт», под которым её нередко величали в американской прессе и радио.

После возвращения на Родину майор Павличенко начала службу инструктором в снайперской школе «Выстрел», а после войны всё-таки окончила Киевский университет. До 1953 года была научным сотрудником главного штаба ВМФ, позже вела работу в советском комитете ветеранов войны.

Кинопроект
История самой знаменитой в мире женщины-снайпера, чей «звёздный час» наступил в период обороны Севастополя, не могла не привлечь внимания кинематографистов. «Битва за Севастополь» – такое название своему детищу дал режиссёр Сергей Мокрицкий, в прошлом оператор многочисленных сериалов, включая некогда известную программу «Куклы». Саму идею снять картину о девушке-снайпере подсказала ещё в 2012 году Екатерина Копылова – тогда глава украинского Госкино. Мокрицкий вместе с женой, российским продюсером Натальей Мокрицкой, решили запустить проект.

Главной проблемой, связанной с историческими фактами жизни Героя Советского Союза Л.М. Павличенко, стало отсутствие материалов о её личной жизни, что важно для съёмок художественного фильма, потому авторы рискнули кое-что додумать. Режиссёр признался: «Война отобрала у девушки-снайпера любовь. А любит Павличенко трёх мужчин – по-разному…».

На главную роль претендовало с российской стороны 15 актрис, с украинской – гораздо больше. Съёмки предстояли долгие, с большими физическими и моральными нагрузками. В конце концов остановились на Юлии Пересильд, известной по сериалам и фильмам «Край», «Пять невест» и др.

Съёмки
Стартовали съёмки осенью 2013 года со сцен обороны Севастополя и велись на протяжении полутора лет в Киеве, в Хмельницком, Одессе. Повлияло на работу киношников и осложнение российско-украинских отношений – часть эпизодов, связанных с Севастополем, пришлось доснимать под Одессой.

А в Киеве снимали… Америку – Белый дом. Для этого в украинской столице был арендован красивый особняк и соответствующе «загримирован». Первую леди США Элеонору Рузвельт исполнила британская актриса Джоанн Блэкхэм («Дневник Бриджит Джонс») – она специально прилетала в незалэжную на несколько дней.

Общий бюджет украино-российского проекта составил 5 млн долларов, что для отечественного кино немало. Около 70% расходов на производство взяла на себя украинская сторона, остальные – российская.

«Незламна»?
Помимо рабочего «Битва за Севастополь» фильм обрёл название «Незламна» (с укр. – несокрушимая, несломленная). Картину было решено запустить в прокат в России – с первым названием, на Украине – со вторым.

Кое-кто ещё до премьеры пытался обвинить создателей в политической конъюнктуре и попытке добавить «ещё одну трещину в раскол стран бывшего единого государства и народа». Сам С. Мокрицкий сказал так: «Для меня главное, что и то, и другое название точно отражают суть картины, смысл который в неё вкладывался. Я хотел показать женщину и войну как две вещи несовместимые. Показать, что война – это грязь, смерть, это вызов человеческому существованию и это неправильно. Ничего нельзя решить войной, силой».

P.S. «Битва за Севастополь» – первый большой совместный, национально-патриотический украино-российский проект – выходит на экраны двух стран 2 апреля. Уверен, что зрителя несколько напряжёт один из первых титров фильма: «20th century Fox present…». Так американцы занимаются прокатом фильма по нашим странам…

P.P.S. На сегодняшний день самым правдивым, масштабным и зрелищным фильмом о героях, защищавших город русской славы Севастополь, остаётся картина «Море в огне» (реж. Л. Сааков, 1970).

Продолжение читать здесь

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин
Автор текста и иллюстраций
«Читинское обозрение»
№12 (1340) // 25.03.2015 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net