90 — не возраст. И при этом, как это ни абсурдно на первый взгляд звучит, неважно, если даже ты перешёл на Ту сторону. Ты остаёшься в памяти у тех, кто остался.
Но ещё зримей, в прямом и переносном смыслах, если ты остаёшься в пространстве и времени, зафиксированными кадрами величайшей магии этого мира — магией кинематографа. А потому Он всегда с нами — кумир миллионов зрителей обоего пола, разных стран и разных десятилетий, наделённый несколько нестандартной для кино внешностью, улыбчивый и с невероятным шармом… Ныне ему — Великолепному, Асу из Асов и Профессионалу юбилейных золотых — 90! В «Синескопе» вновь сам месье Жан-Поль Бельмондо! Продолжаем о нём…
После невероятного успеха в марте 1960-го картины Жан-Люка Годара «На последнем дыхании», где 26-летний Бельмондо исполнил свою первую главную роль, предложения от режиссёров посыпались на Жан-Поля лавиной. Он начал сниматься с такими «раскрученными» и восходящими звёздами кино, как Жан Габен, Софи Лорен, Жана Моро, Лино Вентура, Джина Лоллобриджида, Катрин Денёв, Бурвиль, Ив Монтан, Симона Сеньоре, а также со своим другом и «вечным» конкурентом Аленом Делоном и другими. Роли Бельмондо были самыми разными — от серьёзных, драматических — таких, как роль молодого интеллигента с коммунистическими взглядами, расстрелянного гитлеровцами в картине известного итальянского режиссёра Витторио Де Сика «Чочара», молодого кюре — своего рода «прототипе» отца Сергия» в фильме «Леон Морен, священник», образы военных и участников французского сопротивления — «Уикенд на берегу океана» (старший сержант Жюлье Майа) и «Горит ли Париж?».
Однако, при всём уважении к драмам, Жан-Поль любил и предпочитал всё же «гангстерские» боевики, а ещё сильней — комедии и приключения, где можно было от души покуролесить и применить свою энергию и задор. Надо заметить, что зрители в своём подавляющем большинстве также предпочитали именно такое кино с участием новой харизматичной кинозвезды.
Одним из первых и громких таких фильмов стал в марте 1962 года «Картуш» — о похождениях весёлого оторвы, разбойника и грабителя, лихо орудующего шпагой, родом из XVIII века по имени Луи Доминик Бургиньон, по прозвищу, вынесенному в заглавие этой франко-итальянской киноленты. «Соратницей» Бельмондо в этой картине выступила звёздная Клаудиа Кардинале.
Факт о фильме и СССР. Авантюрная комедия «Картуш» попала в советский прокат лишь спустя пятнадцать лет после премьеры — только летом 1977 года. Впрочем, о картинах с Бельмондо в СССР поговорим в следующей нашей встрече…
Новая французская суперзвезда Жан-Поль Бельмондо, или, как его начали любя называть французы, Бебель (Баловень судьбы), в одних только 1960-х снялся в сорока двух картинах, воплотив, соответственно, столько же жизней. В это же время актёр, работая в тандемах с другими, более известными, звёздами кино, оставаясь по жизни весельчаком и добродушным рубахой-парнем, чуждым какой-либо заносчивости и зависти, начал вполне осознавать, что теперь он уже достаточно «заматерел» и особо не нуждался, что ни говори, в «конкурентах» в кадре. Бебель всё больше предпочитает самостоятельно тянуть очередной фильм. И действительно, делал это он всё с большим успехом. Публика, соответственно, всё больше шла в кино именно «на Бебеля».
Некоторое исключение какое-то время оставлял его друг и киносоперник, почти ровесник (младше на два года), Ален Делон. Жан-Поль снялся с Аленом в четырёх картинах, а на пятой, очень успешной гангстерской криминальной франко-итальянской драме «Борсалино» (реж. Жак Дере), вышедшей на экраны 20 мая 1970 года, произошёл серьёзный разрыв. Сюжет придумали оба и оба исполнили главные роли (как и в жизни)… конкурентов, но двух соперничающих бандитствующих хулиганов, ставших друзьями.
В реальности вышло наоборот… А всё из-за… афиши. По уговору с Бебелем, имя Делона на официальном постере «Борсалино» должно быть представлено равным. Но поскольку Делон был продюсером картины, то он сделал своё представление «двойным»: «Ален Делон представляет Бельмондо и Делона в новом фильме…» (см. фото). Ну, в общем, Бебель «слегка» возмутился. Впрочем, оба стоили по «горячности» друг друга, так что отношения между культовыми звёздами европейского кинематографа разладились аж на двадцать лет. И лишь когда оба перескочили «за 60», а зрители начали интересоваться более молодыми звёздами кино, «старики» «выпили мировую». После чего с юмором напомнили о себе в комедии 1998-го «Один шанс на двоих» с участием певицы и актрисы Ванессы Шанталь Паради, где исполнили роли двух возрастных красавцев, пытающихся доказать, что кто-то из них, хотя и немолодой, но весьма крутой папаша её героини.
1968-1969-е, последующие 1970-е и первая половина 1980-х стали поистине золотыми, пиковыми в карьере Бельмондо. Именно тогда пошли косяком самые известные картины с участием актёра, естественно, любимых им жанров — полицейско-гангстерских боевиков — детективов, приключений и авантюрных комедий, нередко «смачно» смешанных в ядрёные жанровые кинококтейли. Знаковые: «Зовите меня «О»!», «Супермозг » , «Борсалино», «Великолепный» ( убойная пародия на «бондиану»), «Страх над городом», «Неисправимый», «Частный детектив», «Чудовище», «Кто есть кто», «Профессионал», «Вне закона», «Ас из асов», «Авантюристы»…
…Однажды американский журнал Time поместил фото брутального актёра на свою обложку, что по-своему свидетельствовало об известности Бельмондо за океаном. Именно в это время Жан-Полю коллеги начали предлагать отправиться покорять «мировую фабрику грёз», на что Бебель отреагировал несколько странно, но от души: «Во-первых, я там не собираюсь изображать им в угоду каких-то второсортных французиков или итальяшек. Во-вторых, я слишком туп, чтобы изучить иностранный язык. А это может закончиться провалом любого задуманного проекта». И Бебель остался дома…
Он едва ли не с детства (лет эдак с десяти) обожал риск и развесёлую браваду. Воображал себя то крутым гонщиком на какой-нибудь супер-пупер-тачке, то укротителем, панибратски и с шуточками тискающим опасных усатых хищников, то вообще катающимся на самолёте… нет, именно не В самолёте (как все «нормальные» люди), а На… То есть стоя на летящей в небесах крылатой машине. И однажды все эти мечты осуществились одновременно. Через сорок четыре года. В нашумевшей блистательной картине известного французского режиссёра-комедиографа Клода Зиди о похождениях каскадёра Мишеля Гоше «Чудовище» (1977). Интересно, что в этом фильме , нашпигованном всяческими кинотрюками, страховые компании, работавшие с Бельмондо, отказались от ответственности за него и возможных последствий ряда вышеназванных, осуществлённых детских «мечт» Бебеля, а равно и прочих, что были в сценарии. Однако ничего чрезвычайного и трагического не произошло. У него всё получилось, не считая «мелочёвки» в виде синяков и шишек, когда, по сюжету авто — «Ролл-Ройс» — вместе с ним кувыркалось по ступеням парижского храма — Базилики Сакре-Кёр, вывиха лодыжки и проникающей раны, когда актёр катился с 80-метровой многоступенчатой «самурайской» лестницы, да зажёванного (и подшитого затем) тигром (самым настоящим) уха. Самое главное — в финале «Чудовища» Жан-Поль наконец-то «проехался» верхом на самолёте, да ещё приветственно размахивал рукой.
Все трюки в своих картинах Бельмондо предпочитал выполнять сам. Однажды ему кто-то сказал, что делает он это из-за дополнительного гонорара. Говорят, Бебель дал заявителю сего в ухо и «приправил» рядом бодрых галльских выражений. Продолжающиеся слухи были абсолютно несправедливыми. Он просто, как уже говорилось, любил «адреналиновые» приключения, лихачество. Не отказывая себе, таким образом, и в «самоутверждении». Сигал с небоскрёбов, вертолётов (и висел на верёвочных лестницах), носился на бешеных скоростях с крутых склонов на тачках, на них же въезжал в дома, витрины, нырял, очертя голову, в глубину, прыгал с поезда на поезд…
В первом своём «каскадёрском» фильме — авантюрно-приключенческо-комедийном «Человек из Рио» (1964) едва не погиб, зависнув (без страховки!) на высоте 40-го этажа, переползая по тросу с одного небоскрёба на другой. Спасла отличная физическая подготовка бывшего боксёра, всегда остающегося в форме. Жан-Поль благополучно добрался до соседнего здания — смертельно опасная сцена целиком вошла в фильм.
В другой раз персонажу Бельмондо надо было нырнуть в реку, кишевшую, согласно сценарию, «змеями и пираньями». Снимали в Южной Америке — «рае» этих тварей. Киношники засомневались в безопасности выбранного водоёма. Жан-Поль, недолго думая, схватил здоровенный кусок ветчины, что остался от недавней трапезы, и швырнул в воду. Ничего не произошло, и он сиганул следом. Киношники замерли в замешательстве. «Какого чёрта! Если они не жрут такой деликатес, я им точно не понравлюсь», — крикнул, хохоча во всё горло, коллегам Бельмондо. И съёмки начались.
Удивительно, но выполнивший множество опасных трюков актёр серьёзно травмировался довольно редко. Но всё же бывало. Так, работая над «Великолепным» (1973) в знойной Мексике, он всё же сломал бедро, прыгнув на полной скорости из машины и приземлившись мимо цели. Причина была в том, что скорость автомобиля для трюка рассчитали по-европейски, в километрах в час, а, находясь за океаном, партнёрша — актриса Жаклин Биссет — решила, что речь идёт о милях, и погнала почти в два раза быстрее. Результат…
Если на работе заполучить травму актёр считал нормальным, то…
…Но здесь — «Стоп-мотор!», как говорят киношники. Финальная часть истории великого французского актёра — в следующей нашей встрече.
Все материалы рубрики «Синескоп»
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№35 (1779) // 30.08.2023 г.
0 комментариев