Сегодня мы продолжаем разговор о звезде французского и мирового кинематографа, немеркнущем кумире миллионов зрителей, которому ныне исполнилось юбилейных 90 лет! Причём безо всякой приставки «бы», ибо благодаря чуду кино он всегда с нами. Романтично-бесшабашный, весёлый, порой жуликоватый, но страшно обаятельный, твёрдый, мужественный, несгибаемый Великолепный, Частный детектив, Каскадёр, Профессионал… В «Синескопе» — Жан-Поль Бельмондо! Итак, в начале он был театралом, но…
…то перед объективом кинокамеры 23-летний Бельмондо впервые появился ещё в 1956-м, причём исключительно по театральному «поводу» — снималась короткометражка — очерк о Мольере и его пьесах. Именно в тот момент мало кому известный актёр Жан-Поль Бельмондо оказался захваченным в плен искусством ХХ века — кинематографом. Но было и разочарование — все сцены, где он фигурировал, удалились из «Мольера» незадолго до выхода киноленты.
Впервые на экране Бельмондо появился на следующий, 1957 год, на этот раз уже в полнометражной картине — франко-итальянской комедии «Пешком, верхом и на машине». Правда, роль была совсем небольшой. Последующая пара фильмов Жан-Полю тоже «погоды» не сделала, хотя в комедийных «Воскресных друзьях» он и исполнил одну из главных ролей — молодого работяги.
В 1958-м по-прежнему малоизвестный актёр появился в очередной комедии, но уже криминальной — «Будь красива и помалкивай». Здесь вновь, играя не слишком большую роль незадачливого помощника крупного скупщика краденого — контрабандиста Пьеро, Бельмондо впервые в кадре появился на пару со своим будущим конкурентом, другом, будущей мегазвездой французского кино, но тогда также мало кому известным Аленом Делоном, исполняющим роль лидера подельника, товарища Пьеро — Лулу (см. фото). Комедия режиссёра Марка Аллегре прошла с успехом не только во Франции, но и по всей Европе. Зрители и критика хотя и обратили внимание на «уродца», как тогда время от времени называли Бельмондо и его приятеля-красавчика, но особо не отметили ни того, ни другого.
Факт о фильме «Будь красива и помалкивай». Ныне эту чёрно-белую комедию может посмотреть любой желающий. Она свободно «гуляет» на просторах Интернета с приличным русским переводом.
Тем временем, весной того же 1958 года в Париже, на улице, неподалёку от одного из театров, произошла странная встреча…
Бельмондо, уже успевший сняться ещё в одной комедии Аллегре — «Странное воскресенье», размышляя над перспективами своего дальнейшего продвижения в кино, возвращаясь домой после репетиции в театре, где продолжал служить, решил немного пройтись. На тихой улице его окликнул какой-то небритый гражданин средней молодости в тёмных очках. Подозрительный тип дымил как паровоз, успевая время от времени прикуривать одну цигарку от другой. «Здравствуйте, месье Бельмондо!» — «Ну, здравствуйте», — буркнул Жан-Поль. «Тип» ему не нравился. «Хочу вам кое-что предложить по вашей второй специальности…». Небритый говорил крайне медленно и раздражающе тихо. «Вы приходите ко мне в отель… Я заплачу 50 тысяч франков…». Актёр так посмотрел на небритого, что тот сразу добавил: «…Я вас хочу снимать». — «Это в каком смысле?..»
Уже будучи к этому времени семейным человеком, Жан-Поль обсудил эту странную встречу с женой — танцовщицей Элоди Константен, на которой женился ещё в 1953-м.
«Ну чего уж тут… Сходи… Если этот тип начнёт к тебе приставать, ты можешь просто заехать ему по морде». Вспомнив о своей небольшой, но приличной, хотя и не состоявшейся карьере профессионального боксёра, Бельмондо счёл совет жены дельным и отправился к небритому.
Незнакомцем оказался тогда также мало кому известный, но в будущем классик мирового кинематографа, начинающий режиссёр, 27-летний Жан-Люк Годар. Рукоприкладствовать Бельмондо не пришлось, ибо он прямиком попал на съёмки короткометражного фильма, 13-минутной комедии «Шарлотта и её Жюль», где исполнил одну из главных ролей. Сюжет был несложным. Девушка вернулась в комнату отеля, где весьма самовлюблённый студент «поэтической» наружности (Бельмондо) «вкручивает» ей, почему она вернулась к нему, неотразимому и замечательному после размолвки, при этом не давая ей слова вставить. Наконец Шарлотте удаётся вставить в финале фразу, которая всё переворачивает…
Актёр был в восторге от «методы» режиссёра — тот давал полную свободу своим исполнителям, лишь слегка намечая границы сцены. Всё было снято дней за пять. Интересно, что в первый же съёмочный день Годар пообещал Бельмондо главную роль в своей первой полнометражной картине. Слово «небритого» очкарика, как оказалось, было железным.
Озвучить своего героя «поэтической наружности» Бельмондо не успел — актёр был призван в армию, а потому пришлось Годару «наградить» этого персонажа своим голосом, правда, с весьма специфическим швейцарским акцентом. Сам же Жан-Поль угодил в Алжир, где успел коротко, но повоевать в пехоте, получил ранение в ногу, к счастью, не отразившееся на его дальнейшей творческой карьере. Был комиссован, вернулся домой, продолжил служить в театре. Надо заметить, короткометражка Годара в широкий прокат так и не вышла, и всё-таки она послужила серьёзным толчком в кинокарьере Бельмондо — «Шарлотту» увидели многие киношники-профессионалы и стали активно предлагать перспективному актёру новые роли. Так, в 1959-м он уже «светился» на экране в германо-французской фэнтези-комедии «Единственный ангел на земле» о стюардессе-ангеле, автогонщике и…
Далее, в этом же году последовало участие в детективе «Двойной поворот ключа» и телевизионных «Трёх мушкетёрах» (роль д`Артаньяна), где Жан-Поль впервые в кадре начал лихо размахивать шпагой. Наконец, пришёл феерический 1960 год, сразу аж с шестью кинокартинами (!), среди которых была Та Самая, сделавшая Бельмондо подлинной звездой кинематографа…
Шляпа, высокий лоб, уже начинающий складываться в «гармошку», не совсем правильно сросшийся сломанный нос, одутловатые губы, большие, с сумасшедшинкой и насмешкой глаза. Внешне далеко не красавец. Зато чертовски дерзкий, обаятельный, с дьявольским темпераментом и энергией, заряженный под завязку чёрным юмором и …лирической романтикой молодой тип. Прямо-таки гремучая смесь… В общем, крайне непривычный герой на роль кинокумира. Это Мишель Пуаккар — автомобильный угонщик — герой Первого полнометражного, воистину, Звёздного Фильма (всё с большой буквы), как режиссёра-дебютанта в большом кино Жан-Люка Годара, так и актёра Жана-Поля Бельмондо. Подобного этой картине — «На последнем дыхании» не было ещё в истории французского кинематографа. Первая ярчайшая, ныне уже хрестоматийная, классическая картина — первый представитель так называемой Французской новой волны, фильмы которой резко отличались от «привычных» и «типичных» «старых» картин новизной стиля съёмки, динамики кадра, новизной образов персонажей и непредсказуемости сюжета.
Главный герой фильма — прожигатель жизни, делающий «бизнес» на угоне дорогих авто. Пуаккар никогда не задумывается о последствиях своих криминальных выходок — просто живёт, как «левая нога захочет», ни на кого не рассчитывая, ни с кем не считаясь. Но однажды, по дороге в Париж, Мишель убивает полицейского: просто для того, чтобы избежать неприятных расспросов. Заодно возвращается к своей подружке — студентке из США Патриции (22-летняя американская актриса Джин Д. Сиберг), которая, несмотря на некоторые разногласия, поддерживает «выкрутасы» дружка. Но с этой минуты в его (и её) жизни больше не будет ничего, кроме неприятностей…
«На последнем дыхании», вышедший 16 марта 1960-го, стал мировой сенсацией, вознёсшей Бельмондо на самую вершину киноолимпа. Предложения от режиссёров посыпались на Жан-Поля лавиной — уже в следующем году он снялся аж в восьми картинах, среди которых были шедевры: «Чочара» (с участием Софи Лорен), Витторио Де Сики, «Леон Морен, священник» Мельвиля (Бельмондо номинирован Британской академией в 1963-м как лучший иностранный актёр), «Женщина есть женщина» того же Жана-Люка Годара. Именно в это время новую супер-кинозвезду французы стали называть …Бебель.
Как известно… А если не известно, то напомню вам, уважаемые друзья, зрители-читатели, во Франции (и даже в ряде некоторых других стран) почти всю свою кинематографическую жизнь Жан-Поль Бельмондо носил прозвище — Бебель (ударение на французский манер — на втором слоге), что в «переводе» означало нечто вроде как «баловень», прекрасный ребёнок (малыш). В общем — баловень судьбы…
На самом же деле, как это всегда объяснял сам Бельмондо, всё было «прозаичней». В период театрального студенчества его звали, и он с удовольствием откликался на «позывной» — «Пепел» (смягчая типично «по-галльски» букву «л»). Получалось — «Пепель», которое, естественно легко превратилось в «Бебель». Почему всё-таки «Пепел»? Просто однажды, ещё в период учёбы Жан-Поль увидел драму А. М. Горького «На дне», поставленную известным режиссёром Жаном Ренуаром. Парня абсолютно поразил образ Васьки Пепла, воплощённый знаменитым Жаном Габеном, и тот ходил под впечатлением не одну неделю, при этом перечитав пьесу русского писателя не на один раз. Особенно «смакуя» те места, где фигурировал Пепел, а затем цитируя фрагменты этих сцен.
Видя такое дело, друзья-сокурсники немедленно «окрестили» Жан-Поля Пепелем, именем, которое трансформировалось после выхода мега-успешного годаровского «На последнем дыхании» и последующих картинах с участием Бельмондо — в Бебеля. Бебеля невероятного, как начали называть актёра все французы (и не только)…
А далее Жан-Поль Бельмондо — Бебель рванул…
…Но об этом — в продолжении истории Профессионала — в следующей нашей встрече.
Все материалы рубрики «Синескоп»
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№34 (1778) // 23.08.2023 г.
0 комментариев