Главная / Авторы / Сергей Балахнин / «Берегись автомобиля» — 50 лет!
«Берегись автомобиля» — 50 лет!
Часть II


Часть I

Робин Гуды реальные и легендарные, литературные и кинематографические. Продолжаем рассказ об одном из них, очень знаменитом и очень автомобильном, любимом миллионами зрителей разных поколений, и его истории, что живёт уже полвека, чей девиз гласит: «Берегись автомобиля».

Новые Деточкины
«Добро» на запуск картины в производство было выдано 15 марта 1965 года. К сожалению, весь первый актёрский состав: Деточкин – Юрий Никулин («дублёр» Леонид Быков), следователь Подберёзовиков – Юрий Яковлев, жулик Семицветов – Юрий Белов, утверждённый на главные роли два года назад, полностью распался. Надо было начинать съёмки фильма, а снимать было некого. Срочно требовались новые актёры. Колоритные. Режиссёр будущего шедевра начал подобно перегревшемуся радиатору закипать.

В конце апреля начались лихорадочные пробы на роль благородного автоугонщика: Леонид Куравлёв, Михаил Державин, Александр Белявский и даже Василий Лановой. В мае съёмочная группа специально выехала в Ленинград, чтобы сделать пробу с Иннокентием Смоктуновским, но поскольку он был актёр драматический (недавно снялся в одной из самых удачных экранизаций в мире – картине Козинцева «Гамлет»), в комедиях никогда не снимался и потому наотрез отказался участвовать в проекте Рязанова. Главная причина – непонятная личность главного героя фильма – странного типа «тюкнутого пыльным мешком из-за угла», как выразился тогда сам Смоктуновский. Тем более проба актёра получилась не самой лучшей. Это был почти крах проекта «Берегись автомобиля».

Волк в овечьей шкуре
После возвращения в столицу Рязанов с болью в душе поставил коллегам на голосование: продолжать работу над фильмом или «прикрыть лавочку»? Все киношники дружно проголосовали за продолжение. Поиск Деточкина продолжился. Обратились к Олегу Ефремову, который рвался на главную роль. Проба прошла замечательно, но когда актёра увидел на экране главный художник картины, опытный Борис Немечек ужаснулся: «Да вы что, мужики, с ума сошли? Это же волк в овечьей шкуре!». И вдруг вся съёмочная группа словно прозрела: сквозь мягкость, добросердечие и наивность в Ефремове явно проглядывал волевой и железный человек (см. фото). Но чтобы не обижать актёра, ему была предложена роль следователя Подберёзовикова, на которую также претендовали и другие известные актёры (см. фото). Ефремов предложение принял. В тот момент Рязанов уже понимал, что он верит только Деточкину в лице Смоктуновского.

«Ленин»… жулик?!
Отступать было некуда, и режиссёр ринулся вновь в Ленинград. Разыскал в окрестностях города дачу, где находился актёр. Он был болен (туберкулёз) и ещё не прошёл окончательно почти двухлетний курс лечения. В проливной дождь явился толстый, мокрый, угрожающе-умоляющий Рязанов и почти силком вырвал согласие на съёмки. Далее случилось небывалое за всю историю советского кино – «обнаглевший» режиссёр заставил актёра дать расписку: «Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа 1965 года приступить к съемкам в роли Деточкина в фильме «Берегись автомобиля».

Узнав об участии Смоктуновского в роли новоявленного советского Робин Гуда, глава министерства кинематографии Романов разбушевался: «Это неслыханно! Актёр, который только что снялся в роли Ленина, в фильме «На одной планете», будет играть какого-то «чиканутого» жулика!». «Он будет в другом гриме», – сопротивлялся Рязанов. Спасло ситуацию только то, что министру некогда было разбираться с киношниками – он уезжал в отпуск.

Сочный, смачный, жлобский и… опасный
24 августа начались съёмки. Но и здесь не обошлось без проблем: настораживала пара Дима Семицветов – Андрей Миронов – и его «тесть» Сокол-Кружкин – Анатолий Папанов. Слишком яркие образы, грозившие затмить Деточкина и следователя. Особенно съёмочная группа ополчилась на Папанова. Заговорили о том, что он выпадает из общего ансамбля, нарушает стилистику и целостность фильма: слишком сочный, смачный и слишком жлобский. Чего стоили только одни его фразы, впоследствии ставшие крылатыми: «Тебя посодют, а ты не воруй!», «Положь птичку!» и т.д. На эту тему собрали даже совещание. Папанов был явно «опасным» для остальных актёров, занятых в главных ролях. По счастью, актёр о злых умыслах не подозревал. Хотя, по признанию самого Рязанова, уже в конце съёмок он чуть было не вырезал из картины все кадры с великолепным Папановым, сочтя его чересчур гротескным для жанра сатирической комедии.

«Волга» – одна, Деточкиных – два
Основная часть съёмок проходила в столице, а все знаменитые погони в Подмосковье. Несмотря на то, что специально для работы Смоктуновский сдал на права, водителем он был пока неважным, и потому вторым Деточкиным стал опытный автомеханик, первоклассный шофёр и настоящий автохулиган, каскадёр Александр Микулин. Лихой «водила» Микулин сразу заявил режиссёру, что он категорически против всяческих комбинированных съёмок и все трюки будет исполнять только живьём. Для съёмок «Мосфильм» выделил под «честное слово» всего одну (!) «Волгу». И вовсе не цвета «беж», как говорят в фильме, а цвета «белой ночи». Фильм-то был заявлен в «чёрно-белой» версии, и зритель цвета, естественно, не видел. ГАЗ-21 был обыкновенного серийного производства. В нём не было установлено ни усиленного двигателя, ни других дополнительных «наворотов», без которых не пошёл бы на трюк ни один из каскадёров того же Голливуда. Микулин не имел права ничего поломать в автомобиле.

Без компьютера, но с математикой!
Трюки он рассчитывал математически. Чтобы «Волга» и мотоцикл благополучно пронеслись под прицепами-трубовозами, они должны были ехать в три раза быстрей трубовозов, которые двигались со скоростью 40 км/ч. Лихач Микулин с удовольствием проскакивал под мчащимся трубовозом, с ходу разворачивался на 180 градусов, въезжал на быстро идущий трейлер и прятал машину на откосе дороги. Кстати, в сцене, где машина Деточкина съезжает с дороги по крутому склону, а потом поднимается на него задним ходом, можно увидеть трос, которым автомобиль перетягивают на трассу. Компьютерной технологии тогда не было, поэтому трос немного виден. Гонки на мотоцикле исполнял сам Георгий Жжёнов (гаишник-милиционер). После выхода фильма на экраны многие зрители думали, что снимался настоящий милиционер, и никто даже не догадывался, что это недавний «зэк», отмотавший десятилетний срок по «политической» статье. 

О «Волгах» «берегисьавтомобильных». Во время съёмок ни одна машина не то, что не была разбита, даже поцарапана! И это вопреки всем народным слухам о нескольких десятках разбитых вдребезги «Волг».

Люба, «рогатый», «стриженый» и Эльдар
Погоню на троллейбусе снимали в живом потоке машин. Вокруг было всего три или четыре «подставные» машины с трюкачами. На общих планах за рулём были или каскадёр, или настоящая водитель троллейбуса, издалека похожая на Ольгу Аросеву (роль возлюбленной – Любы). На крупном плане за баранкой сидела сама актриса. Кстати, рулила она сама – ей пришлось получить профессиональный диплом водителя троллейбуса. Актриса вспоминала, что больше всего боялась задавить Смоктуновского в финальной сцене, когда он радостно бросается навстречу троллейбусу. Надо было затормозить метрах в трёх от него. Посадили пассажиров (массовку), велели ехать. Ольга Аросева поехала, про себя молясь: «Господи, спаси, сохрани меня от греха задавления ближнего моего, раба божьего, Иннокентия!» (ну, или примерно так). Слава богу, затормозила вовремя. Не задавила. И далее ещё пять дублей… Любопытно, что финальную фразу «Люба, я вернулся», улыбающийся стриженный Деточкин-Смоктуновский произносил вовсе не Аросевой, а сидящему в кабине замученному бесконечными дублями Эльдару Рязанову.

О том, что дышать… нельзя! Последние кадры картины снимали в начале октября 1965 года. «Натура уходила», и группа перебралась в Одессу. Но и там, как назло, ударили заморозки. Снимали летние проходы по улице. Пар валил изо рта. Рязанову ничего не оставалось делать, как вопить Ефремову и Смоктуновскому на каждом дубле: «Олег! Кеша! Попробуйте только дыхнуть!».

«Рязанову пиши похуже»
Ещё до съёмок для написания музыки к фильму режиссёр пригласил Андрея Петрова. Забавно, что узнав об этом, в поздравительной телеграмме ко Дню рождения композитора, другой известный режиссёр Георгия Данелия, уже работавший с Петровым в фильмах «Путь к причалу» и «Я шагаю по Москве», написал: «Поздравляю тебя, крепко обнимаю и очень прошу – пиши для Элика музыку немного похуже, чем для меня. Твой Гия». Шутил ли Данелия или нет, но, как говорится, в каждой шутке… Уже во время монтажа «Берегись автомобиля» композитор принёс вальс, который должен быть основной музыкальной темой комедии и его различные варианты. Прослушивание проходило на «Мосфильме». Петров сел за фортепиано и начал коряво, сбиваясь (иначе он не умел) наигрывать мелодию вальса. Рязанов попросил сыграть ещё раз, затем ещё и ещё. Чувствовалось, что он «не въезжает». Присутствующие пытались убедить режиссёра, что у Петрова оркестровый слух и что в оркестре всё будет звучать как надо. Но Рязанов ужасно расстроился и решил, что этот молодой очкарик вряд ли вообще может сочинить что-нибудь путное… Наступила тягостная тишина. И вдруг режиссёра осенило: «Сыграни-ка Андрей свою собственную «Я шагаю по Москве…». Петров «сыгранул». Прекрасная мелодия была исполнена так же криво, что и новоиспечённый автовальс. Рязанов «хищно» засмеялся: «Ну, батенька, теперь мне всё ясно!». Так в новую картину был дан «зелёный свет» одному из самых узнаваемых и лучших в мире вальсов для кино, ставший визитной карточкой маэстро Петрова.

«Стеклянный» Деточкин. Ныне мало кому известно, что существует песенная версия на мотив автовальса, под названием «Стеклянный господин», написанная поэтом Е. Евтушенко и исполненная вначале С. Никитиным, но в более удачном варианте в исполнении дуэта певиц Натальи Дудукиной и Раисы Нур (альбом «Нас двое», 2005).

50 золотых летокилометров
В начале октября 1966 года (по другим данным – в августе и декабре) комедия «Берегись автомобиля» вышла на экраны. Никакой рекламы не было. Киночиновники решили, что картину с таким «ненормальным» главным героем лучше не «раскручивать». Фильму присвоили вторую категорию и пустили по второстепенным кинотеатрам. Зрителей было немного. Но народная молва быстро разнесла слух. За последующие четыре месяца фильм Рязанова стал лидером проката 1966 года. «Берегись автомобиля» только за это время посмотрело 30 миллионов зрителей! Смоктуновский был признан актёром года. Последующие многочисленные показы по ТВ окончательно подняли картину Эльдара Рязанова на самый верх Олимпа отечественного комедийного кино, где она и пребывает ныне уже 50 золотых летокилометров.

Все материалы рубрики "Синескоп"

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора

«Читинское обозрение»
№41 (1411) // 12.10.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net