Кино, весна, любовь...

Часть I


Весна. Середина самого романтическо-«чувственного» месяца — марта. Коты, не жалея своих муррр-мявочных глоточек, то там, то сям выводят рулады-арии, посвящая себя всепоглощающему чувству, имя коему — Любовь. Люди более сдержанны в своих прекрасных душевных и не только порывах и предпочитают не слишком афишировать свои ощущения (за исключением, естественно, «объектов» этих чувств… хотя и это не всегда). Впрочем, легко доверяют их разным видам искусств — поэзии, музыке, живописи и ...кинематографу. Как известно, такое прекрасное чувство, как любовь, состоит из духовного и физического начал.

Если с первым у режиссёров советского искусства кино (сегодня мы говорим именно о нём, поскольку в пору СССР отечественный кинематограф переживал расцвет), было всё на высочайшем уровне, то со вторым сложнее... Итак…

Ломая стереотипы
До сих пор бытует стойкое мнение, что советское художественное кино чуралось открытой натуры. Отчасти это было так, поскольку в данном «вопросе» предостерегающе-предупредительно грозила пальчиком соответствующая статья в УК СССР. Но, в первую очередь, грозили чиновники и «общественные деятели» разного направления, ханжески усматривая в показе обнажения «запретных» фрагментов человеческого тела сразу едва ли не порнографию. И, тем не менее, старые фильмы о любви наэлектризованы незримой сексуальностью — видимо, благодаря таланту актёров и режиссёров. Однако советский кинематограф за всю свою историю был не всегда таким уж пуританским...

Пионером неодетого тела на большом отечественном экране стал великий мастер кинематографа Александр Довженко. Впрочем, он был в этом первым не только в СССР... На тот момент ещё ни один режиссёр в мире не рискнул показать обнажённое тело массовому зрителю.

В ещё немой классической картине «Земля» (1930) одна из главных героинь фильма, деревенская девушка Наталья, узнав о гибели своего жениха, революционера Василя, мечется в истерике по хате полностью... обнажённая. Бегать голышом пришлось актрисе Елене Максимовой («Молодая гвардия», «Высота»). Разумеется, ни о каком лиризме и уже тем более телесной чувственности здесь не было и речи: личная трагедия, протест против изолгавшейся церкви, классовая борьба с кулачеством. Это было революционное искусство в чистом виде. Великий любитель и знаток кино Иосиф Виссарионович Сталин, известный своими пуританскими взглядами в том же кинематографе, просматривая фильм Довженко, не увидел ничего крамольного в этом эпизоде и распорядился не вырезать его из прекрасной картины.

Одеяльная «граница»
Первый прорыв эротической чувственности в советском кино начался в 1958 году, на съёмках знаменитого «Тихого Дона». Тогда нужно было снять постельную сцену с участием Петра Глебова (Григория Мелехова) и Элины Быстрицкой (Аксиньи). Роль, сделавшая актрису звездой, далась Быстрицкой очень тяжело. Во-первых, ей был несимпатичен Глебов, а во-вторых, строгое пуританское воспитание не позволило 28-летней даме голой лечь в постель с мужчиной. В итоге тела актёров разделили одеялом вскатку. Так и сняли.

Этот «эротический» 1968-й…
…Дальнейшим этапом показа «близкой» любви в отечественном кино стала картина Георгия Натансона «Ещё раз про любовь». Снималась она в самый расцвет пуританства в СССР, в 1968-м. Видимо, поэтому совсем невинный эпизод — разговор в постели главных героев фильма — Наташи и Евдокимова вызвал множество споров. Сцена, действительно, была крайне целомудренной: оператор показал только освещённые лица Дорониной и Лазарева, больше в кадр ничего не попало. И, тем не менее, даже в таком виде эпизод не пропустили.

Съёмки оказались серьёзным испытанием и для артистов. Александр Лазарев, тогда ещё начинающий актёр, робел перед Татьяной Дорониной, чьё имя в то время гремело на всю страну. Дорониной же непросто было играть любовные сцены, зная о горячей любви своего коллеги к жене Светлане Немоляевой. Актриса попросила, чтобы из павильона удалили всех, без кого можно обойтись. За ширмочкой она разделась, накинула «ночнушку» и забралась в постель. Подошёл Лазарев в белой рубашке, в брюках и ботинках. Далее произошёл примерно следующий диалог: «Саша, ложитесь!» — «Татьяна Васильевна, подвиньтесь, пожалуйста». Актриса подвинулась. Лазарев замялся. «Саша, да ложитесь же вы!». Лазарев поднял край одеяла и собрался лечь — как есть, в брюках и... ботинках! Режиссёр схватил актёра за руку: «Дорогой мой, вы забыли снять брюки и ботинки!». Лазарев опустил одеяло и взмолился, что уляжется в постель только в таком виде, либо пусть его снимают с роли. Режиссёр махнул рукой — делай, как знаешь, только ботинки сними. Лазарев сказал, что и ботинки снимать не будет. Натансон со вздохом согласился.

Кинокурьёзность «До 16- ти…». После фильма «Журавушка» (1968) Людмила Чурсина получила приглашение и трёхгодичный контракт на работу в Голливуде. Предполагалось снять 15 фильмов! Но её вызвали в верха и сказали примерно так: «Мы рады, что вас так ценят в Голливуде. Но вдруг, вам, Людмила Алексеевна, предложат раздеться догола в фильме. А вы ведь член КПСС!». Контракт так и не подписали.

В это же время выходит на экраны знаменитая гайдаевская «Бриллиантовая рука». Двухминутный эпизод с участием Светланы Светличной и её раздеванием под знойное танго «Помоги мне» официально признан первой эротической сценой в советском кино, а уж «отстреливающийся» бюстгальтер преступницы действительно почти реально выносил мозги (и не только) многим представителям сильного советского пола.

Обнажёнка и ватные штаны
В 1974 году, в знаменитой драме Евгения Матвеева «Любовь земная», актрисе Ольге Остроумовой пришлось играть постельную сцену с режиссером и актёром в одном лице. «Я долго думал, как быть, чтобы Оля не чувствовала себя скованной, — рассказывал Матвеев. — Положил её в постель, накрыл лоскутным одеялом, а сам лёг сверху одеяла. Только сняли, Оля поднимается и так язвительно заявляет: «Ну, вы даёте, Евгений Семёнович. Вы бы ещё ватные штаны надели!..».

1976 год был ознаменован в нашей стране первым показом обнажённой женской груди в романтической мелодраме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо».

Спустя пару лет, в четырёхсерийном масштабном проекте Андрона Кончаловского «Сибириада», в одном из эпизодов роскошная русская красавица Наташа Андрейченко сверкнула грудью кустодиевских див, а изящная стройняшка Елена Коренева «бесстыдно» продефилировала на фоне таёжных дебрей в полностью обнажённом виде.

Интересно, что ни на «Табор», ни на «Сибириаду» гриф «до 16-ти» поставлен не был! Вот вам и «пуританское» советское кино!

С лесов от … чувств
Следующей крупной вехой на пути обнажения «чувственности» на отечественных киноэкранах стал первый советский фильм-катастрофа «Экипаж» Александра Митты (1979). После яркой постельной сцены с участием Александры Яковлевой и Леонида Филатова за актёрами прочно закрепился статус секс-символов советского кино. О знаменитой, сверхсмелой для того времени сцене, которая значилась в сценарии как «Ночь на квартире бортинженера Скворцова», было сказано и написано немало. Добавлю лишь то, что не вошло в прокатную версию «Экипажа».

Сначала Александра какоето время отнекивалась от «неодетых» съёмок, но когда режиссёр сказал, что обнажёнными снимаются такие звёзды как Брижит Бардо, Софи Лорен, Джейн Фонда и т.д. то…

«Как только закончили первый дубль сцены, где Тамара (героиня фильма) возлежит с яблоком на диване, Шурка решилась стянуть трусики, — рассказывал Митта. — А потом в неё как бес вселился. Стала носиться по всему съёмочному павильону в чём мать родила, вокруг кровати, в которой лежал в стыдливом ужасе Филатов (к слову сказать, очень скромный в жизни человек и актёр), прыгала на него, как обезьяна. Удержу просто не было». В самый кульминационный момент раздался страшный грохот — один осветитель, ярый фанат Яковлевой, не справился с обуявшими его чувствами и свалился с лесов... В итоге самую «рискованную» эротику режиссёр убрал во время монтажа (почти 90% отснятого материала), но и та, что осталась, произвела в СССР настоящий фурор на грани скандала. Фильм побил все кассовые рекорды, хотя и шёл с меткой «Детям до 16 смотреть запрещается» (как раз из-за той самой сцены).

Кинофакт «До 16-ти…». Сообщу одну любопытную деталь — в Чите, во время проката «Экипажа» в «Удокане», возрастное ограничение изначально отсутствовало.

Голый гуманоид
На следующий год фанаты научной фантастики и тайные эротоманы из СССР получили роскошный подарок — блокбастер Ричарда Викторова «Через тернии к звёздам», в одном из эпизодов которого клонированная инопланетянка Нийя — молодая актриса Наталья Метёлкина разгуливала голышом по берегу. Удивительно, что картина снималась на студии детско-юношеских (!) фильмов им. Горького. Фильму повезло — в состав комиссии по его приёмке вошли умные, компетентные люди, справедливо решившие, что голый инопланетный клон-гуманоид не может быть эротической угрозой земным советским подросткам.

«Вишнёвый» кинослучай «До 16-ти…». Один мой знакомый читинский кинофанат со стажем поделился воспоминанием, как в 1985 году классную руководительницу угораздило весь его седьмой «В» повести в кинотеатр «Родина» на новую мелодраму «Зимняя вишня». Обворожительная Елена Сафонова в постели с Виталием Соломиным, а затем (о, ужас для «классной»!!!) и дефилирующая по комнате абсолютно нагишом, повергла всех парней-семиклассников в тяжёлый тестостероновый «шок». Дооолго потом обсуждали фильм. «Классной» же, узнав, в чём дело, директор школы влепил выговор…

А между тем на великую кинодержаву СССР уже неумолимо надвигалось зловещее нечто под названием Perestroyka, в том числе и с приставкой «эро...». Впрочем, пока: «Стоп, мотор!»…

Об Этом и не только, серьёзно и не очень, у Нас и у Них и даже «за сколько» — в следующей нашей встрече.

Часть II

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№12 (1652) // 17.03.2021 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).