«Планета бурь»

Часть I


В такой же весенний день, 12 апреля, более полувека назад, ровно в 10.00 московского времени первый посланец Земли, сын могучей державы Юрий Гагарин покинул пределы «колыбели» человечества и отправился в космос. А спустя всего год русские с двумя американскими представителями высадились на Венере. Это было 56 лет назад. И это случится вновь – сегодня в «Синескопе». Зажигание! ...3, 2, 1. Старт! Поехали! Курс на «Планету бурь».

«Дорога к звёздам»: сенсация без компьютеров
В 1958 году на экранах СССР и дальнего зарубежья (фильм закупило 130 стран) с бешеным успехом прошёл полнометражный научно-популярный фильм «Дорога к звёздам» гения спецэффектов, комбинированных съёмок, энтузиаста кинокосмонавтики и астрономии, режиссёра (в будущем и писателя) Павла Владимировича Клушанцева («Полярное сияние», 1946; «Метеориты», 1947; «Вселенная», 1951). Русские первые в мире с потрясающей реальностью, безо всяких компьютерных эффектов, показали полёты космических кораблей, мир невесомости, стыковки, строительство гигантских обитаемых орбитальных станций, быт и работу «небожителей», а затем и высадку на естественный спутник Земли и создание лунных баз.

Миссия «Лунный камень»
Пока зрители СССР и зарубежья восторгались космическими чудесами «Дороги к звёздам», её автор уже вынашивал идею первой кинокосмической международной (!) экспедиции на Луну. В захватывающей лунной миссии с избытком хватало опасностей, страшных событий, приключений, что поджидали космонавтов на подходе к естественному спутнику Земли и на нём самом.

Являясь режиссёром научно-популярного кино, Клушанцев вспомнил свои первые, ещё довоенные опыты в художественном кинематографе («Семь барьеров», 1934; «Неустрашимые», 1937), свою последнюю «Дорогу к звёздам», где хватало игровых фрагментов с участием актёров. Рискнём! Режиссёр-документалист и научный популяризатор решил делать целиком игровой фантастический фильм.

Уже в 1959 году на стол руководства киностудии «Леннаучфильм», которая занималась производством научно-популярных, документальных, учебных фильмов и лишь изредка игровых картин (и даже мультиков), в штате которой состоял Павел Клушанцев, легла заявка на полнометражный научно-фантастический художественный фильм «Лунный камень». Жанр фантастики в то время был сверхредким в кинематографе СССР – к 1959 году было снято всего шесть полноценных фантастических картин. Началась эра Спутника, страна нуждалась в кадрах новой, космической отрасли: рабочих, инженерах, учёных и тех, кто кому предстояло отправиться за пределы Земли – на орбиту, а затем к другим планетам. Требовалась космическая романтика, ведущая за собой. Возможно, поэтому заявка на «Лунный камень» была утверждена.

СССР, США, ФРГ: летим вместе?
За сценарий взялись уже известный писатель-фантаст Александр Казанцев (романы «Арктический мост» и «Пылающий остров», 1941) и драматург Михаил Витухновский. По сюжету три космических корабля из трёх стран – СССР, США и ФРГ – отправлялись на Луну для изучения спутника Земли, последующей высадки и доставки образцов лунного грунта. Все корабли периодически попадали в аварийные ситуации и космонавты из разных стран приходили на помощь друг другу...

Клушанцев всегда и везде подчёркивал: у человечества одна планета, один общий дом, и освоение космоса может сплотить народы мира на благо всех людей. Это нашло своё отражение и в сюжете будущего фильма. Интересен факт, что в сценарии были некоторые сцены, намекающие на некое инопланетное, неземное присутствие.

«Луну... мы завоюем сами!»
В конце 1959 года сценарий «Лунного камня» был готов, но вмешалась идеология. Верхушка ленинградского обкома КПСС, куда директор киностудии привёз сценарий, усмотрела в нём форменную крамолу: «Да вы с ума сошли! Какое международное сотрудничество? Какая дружба между Советским Союзом и странами дикого капитала? Вы потеряли партийную бдительность?! Луну со всякими вашими «марсианами» мы завоюем сами! На полку!» – прошипел в гневе директор, когда вернулся на студию. А придя в себя, добавил: «Или всё переделать». Легко сказать!

«Мы рванём дальше Луны»
И без того натянутые отношения Клушанцева со сценаристами были к концу работы изрядно испорчены – режиссёра не устраивал медленный темп развития сюжета, откровенный «недолёт» фантазии авторов. А тут ещё разгром сценария в обкоме. Взрыв не замедлил себя ждать – Витухновский со скандалом покинул проект «этого сумасшедшего «лунатика» Клушанцева», а за ним и Казанцев. Доведённый до нервного срыва режиссёр уговаривал писателя взяться за переделку сценария. «Саша, а давай мы рванём дальше Луны, – заманивал Казанцева Павел Владимирович. – Туда, куда в кино ещё никто в мире не летал...На Венеру!». Писатель сдался.

Русские идут
В 1960 году на страницах нового сценария, в основу которого легла одноимённая фантастическая повесть Казанцева, обретшая к тому времени немало поклонников в СССР и за рубежом, в направлении Венеры стартовало три советских пилотируемых космических корабля: «Капелла», «Сириус» и «Вега». Через пять месяцев полёта, приблизившись к загадочной планете, «Капелла» столкнулась с метеоритом и погибла вместе с экипажем. Перейдя в режим орбитального полёта и посоветовавшись с ЦУПом на Земле, двое из команды «Веги» – командир Щерба, кибернетик, американец Керн и тяжёлый экспедиционный экспериментальный робот – на исследовательском планере, не предназначенном для пассажиров, высадились на поверхность Венеры, чтобы найти посадочную площадку для «Сириуса».

Под зловещим непроницаемым покровом облаков смельчаки отыскали среди скал подходящее место, но сами рухнули на перегруженном планере в полусотне километров, в болотах чужой планеты. Экипаж «Сириуса» поспешил на выручку, оставив на орбите «Вегу» с одним единственным человеком для связи с Землёй, девушкой Машей – биологом и радистом...

Так с машинописных страниц начиналась картина, которой предстояло стать киносенсацией 1962 года под названием «Планета бурь».

Миссия на Венеру: подготовка
Обновлённый сценарий был с восторгом принят как на студии, так и представителями КПСС, отвечающими за идеологическую «благонадёжность» киномиссии на Венеру. Работа закипела. На «Леннаучфильме» монтировались венерианские ландшафты, в инженерно-бутафорских цехах строились макеты космических кораблей, создавалось оружие для первопроходцев опасной планеты. Здесь же в тесном контакте с художниками шились и сооружались оригинальные скафандры для космонавтов, не имеющие аналогов в кинематографе.

В конце февраля 1961-го «Леннаучфильм» «выращивал» экзотические инопланетные растения, включая хищного представителя флоры чужого мира, пытающегося сожрать землянина. Здесь «рождались» чудовища Венеры: мелкие ящероподобные хищники, бронтозавр, птеродактиль... Тем временем режиссёр с оператором Аркадием Климовым уже успели подыскать подходящие места для натурных съёмок – «планета Венера» была обнаружена в нескольких районах (локациях) полуострова Крым.

Реальность наступает
В конце марта – первой декаде апреля 1961 года группа «Планеты бурь» во главе с режиссёром приступила к отбору экипажа кино-межпланетных путешественников. Интересно, что характеры и взаимоотношения героев будущей картины интересовали Клушанцева несколько в меньшей степени, чем техника, антураж, спецэффекты, комбинированные съёмки и достоверность, реальность, «научность» происходящего. Первой целью была популяризация космонавтики, романтика покорения других планет. От будущих актёров требовалась прежде всего «типажность». Киношники торопились с отбором кинокосмонавтов – поджимали сроки, летом надо было уже «высаживаться» на Венеру... Но вскоре случилось Нечто!

Однажды члены съёмочной группы «Планета бурь», как и миллионы граждан СССР, проснулись и услышали торжественную сталь левитановского голоса: «Внимание! Говорит Москва. Работают все радиостанции Советского Союза... Передаём сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство...».

На календаре было 12 апреля 1961 года. Гагарин летел над планетой. Полёт человека в космос перестал быть фантастикой. Киношники, как и весь мир, ликовали. Но оставались Венера, и команда «Планеты бурь» готовилась покорять таинственную вторую планету от Солнца.

«Сириус» и «Вега»: всё об экипажах кораблей. Четыре «Волги» на Венере. Живой инопланетный синтезатор. Как бортинженер «Сириуса» Георгий Жжёнов Куртом Боденом стал. Главное, чтобы «костюмчик» сидел, или От Венеры до «Прометея». Кто вы, мистер Джон? О первом в мире трансформере. Криминал-приключения «Планеты бурь», или Грандиозный космическо-планетарный гоп-стоп. Зрители ликуют, критики с чиновниками... Чудеса без компьютеров и зелёных экранов: 20 нераскрытых секретов Клушанцева... Об этом – в нашем следующем синескоп-полёте к «Планете бурь».

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№15 (1447) // 12.04.2017 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).