Главная / Авторы / Сергей Забелин / Дед Мороз родился в Чите
Дед Мороз родился в Чите
«Дед Мороз – это не шут, которого можно за бороду дёрнуть»


Ещё не выветрились из памяти недавние новогодние праздники, поэтому рубрику, посвящённую наступившему Году театра, мы решили начать именно с Деда Мороза. Тем более, что он родился и начал свой творческий путь в Чите.

Глава государства Владимир Путин поддержал инициативу председателя Союза театральных деятелей РФ Александра Калягина.

Официальный логотип этого знаменательного года – символическое изображение греко-римского амфитеатра, из которого «выросло» современное сценическое искусство.

Специально к этому событию «Читинское обозрение» подготовило серию публикаций об артистах, которые либо родились в Забайкалье, либо тех, в чьей творческой биографии наш край сыграл особую роль.

Шестиклассник с седой бородой
Заслуженного артиста Российской Федерации Сергея Ивановича Елизова частенько называют лучшим Дедом Морозом города Благовещенска. В этом качестве он известен уже не один десяток лет. А впервые примерил дед-морозовскую бороду ещё в шестом классе.

Сергей Елизов родился в Чите в июле 1954 года и с десяти лет посещал кукольный кружок при городском Доме пионеров, который вела главный режиссёр читинского театра кукол Маргарита Алексеевна Поспелова. Она рассматривала этот кружок как кузницу будущих кадров для своего коллектива. В одном из спектаклей она применила новшество для того времени – вывела на подмостки живого артиста среди кукольных персонажей.

Роль живого Деда Мороза Маргарита Алексеевна предложила шестикласснику Серёже Елизову. Ему сшили костюм, приклеили бороду, и он, поборов страх, впервые вышел на сцену.

– Мне и сейчас страшно, – рассказал Сергей Иванович в беседе с благовещенской журналисткой Ириной Васюковой. – Всегда волнуюсь перед выходом, постоянно боюсь что-нибудь забыть – я же должен выйти к детишкам не пустой, как барабан. Я серьёзно отношусь к этой роли. Она мне нравится: положительная, яркая. Год от года пытаюсь её совершенствовать, вкладываю в неё всего себя, свою душу. Я внёс ту серьёзность, на которой воспитывался сам. Дед Мороз – это не шут, которого можно за бороду дёрнуть или прочитать стишок типа «Табуреточка мала – деду по носу дала». Многие родители умиляются, когда ребёнок говорит такие стишки. Нельзя этого делать. Дед Мороз должен быть таким, каким был мой дедушка. С ним можно было поиграть, пошутить, но все его уважали. Уважение к старшему поколению должно быть с малых лет.

– У меня было два учителя, – продолжал Елизов. – Один – артист читинского театра драмы Николай Николаевич Забелин. Он меня учил гримироваться. А эталоном Деда Мороза был артист читинского театра кукол Юрий Васильевич Оглы. На него я смотрел, разинув рот.

…Не скрою, автору этих строк было очень приятно прочитать это интервью. В них артист из Благовещенска вспомнил моего покойного отца, Почётного гражданина Читинской области Николая Николаевича Забелина (1917-2004), который отдал читинской сцене сорок лет своей жизни. Довелось мне знать и Юрия Васильевича Оглы. Уроженец Читы, он окончил студию Смирнова-Сокольского при Центральном Доме работников искусств в Москве и в 1955-1993 годах служил актёром, одно время – директором читинского областного театра кукол.

Елизов мечтал стать таким же артистом. Когда через много лет он приехал в Читу и исполнил роль Деда Мороза, Юрию Оглы было за шестьдесят. Он сказал: «Серёга, ты такой классный Дед Мороз. Смотрю и любуюсь». И услышал в ответ: «Юрий Васильевич, вы видите своё отражение. Я же учился у вас».

Дорога на сцену
Многое в жизни определяют семья и случай. Что касается семьи, то, как рассказал Елизов журналисту газеты «Амурская правда» Александру Бобошко, его родители были простыми читинскими рабочими, но благоговейно относились к театру: «Бабушка Шура по линии отчима, купив билеты в театр, тщательно подбирала соответствующее платье, в котором отправлялась в храм искусства. «Жуткая драма будет, – приговаривала она, – поэтому надену тёмную кофту и юбку. А светлый костюм приберегу на комедию». Когда в радиоприёмнике раздавался голос диктора: «Слушайте передачу «Театр у микрофона», другая бабушка требовала от домашних полной тишины. Мама в молодости играла в любительском театре».

Что касается случая, то именно он помог Елизову приобщиться к театральной деятельности. Когда Серёжу приняли в пионеры, поручили стать барабанщиком. Для этого он записался в музыкальный кружок Дома пионеров, где в соседнем кабинете увидел кукол, висящих на стенах. Юного Серёжу поразило их отличие от тех магазинных пластмассовых кукол, которыми играли четыре его сестры. Это были чудесные посланцы из иного мира. В сказочных блестящих костюмах и пышных париках, они умели с помощью человека передвигаться, открывать глаза, как живые, и даже говорить. Вместо музыкального кружка Сергей стал ходить в кукольный. В свободное от школьных занятий время, в основном, на каникулах, ему доверяли играть небольшие роли в кукольном театре.

Сергей Иванович вспоминал: «Устраивайся у нас, – предложил мне режиссёр, – подавай документы в вечернюю школу». Так, с 15 лет я стал зарабатывать свой кусок хлеба. Попытался поступить в Иркутское театральное училище – не приняли. Как говорится, рожей не вышел. Это я позже узнал. Внешность-то у меня цыганская. А зачем же меня учить, когда ролей цыганских в пьесах крайне мало?».

В 1970 году 16-летний Сергей Елизов узнал, что открывшийся несколько лет назад Амурский областной театр кукол под руководством Семёна Богорада набирает молодёжный состав, и уехал в Благовещенск. Там он пришёлся ко двору. В спектакле «Чуче» получил первую серьёзную роль. Позже доверили главную роль в спектакле «Алёнушка и солдат». С тех пор в его репертуаре более двухсот главных ролей, среди них Король («Золушка»), Дедушка («Небывальщина, или Забавные потешки»), Шакал («Сэмбо»), Князь («Ханума»), АУ («Жуткий господин АУ»), Пугало («Аистёнок и Пугало») и многие-многие другие.

В качестве режиссёра Сергей Иванович тоже себя попробовал, поставил спектакли «Ку-ка-ре-ку», «Волшебная косточка», «Варьете Люкс», «У театра новоселье». В 1999-м Елизов стал Заслуженным артистом России, получил знак отличия «За достижения в культуре».

За полвека (без малого) дважды уезжал в другие города, но недолго. Видно, прикипел к амурской земле.

 Как-то хожу по фойе читинского театра кукол, — вспоминал Сергей Иванович. – Подходит ко мне мужчина, жмёт руку и спрашивает: «Не собираетесь ли из Благовещенска к нам вернуться?» «Нет, – отвечаю, – пока не задумывался об этом». Потом спрашиваю администратора: «Кто это был? Лицо знакомое». – «Наш губернатор», – отвечает та. Приятно стало, что меня помнят.

Новогодняя специфика
А когда начинаются новогодние праздники, Сергей Иванович – бессменный Дед Мороз. Сценарии и тексты пишет самостоятельно, опираясь на собственную фантазию, детские книжки, русский фольклор, а в последнее время ещё и на интернет. Он считает, что дети – самые сложные и важные зрители. Если артисты начинают халтурить, дети сразу это чувствуют, им становится неинтересно. А чтобы было интересно, каждый год нужен новый сценарий, нужно вводить новых персонажей, менять ритм, музыку.

– Бывает, что дети не верят, что вы настоящий, и дергают за бороду? – спросила Елизова журналист Ирина Васюкова.

– Да, бывает, но не родился тот, кто дернёт меня за бороду. Чтобы в тебе не сомневались, нужно быть не ряженым, а настоящим. Наигранность видна сразу. В спектакле Дед Мороз общается только с персонажами спектакля, а со зрителями, которые сидят в зале, нет прямого контакта. А вот у ёлки нужно уметь общаться с детьми, и это гораздо сложнее. Играть Деда Мороза на сцене проще.

Елизов не только сам пишет сценарии, но сам и кукол изготавливает. Чтобы кукла получилась, считает он, надо пропустить будущую роль через себя, приобрести необходимое душевное состояние. Это непросто. «Но какой кайф, – говорит он, выражаясь современным языком. – получаю я, когда слышу от детей на новогодних утренниках: «Настоящий Дед Мороз! Ой, как здорово!». Ради того, чтобы ребёнок поверил в чудо, наверное, стоит жить!».

Cам Елизов вот уже много лет подряд Новый год встречает на работе – в ресторане или кафе. Домой возвращается часа в три ночи, принимает душ, надевает тёплый халат и перед телевизором уплетает свой любимый салат из кальмаров.

Как тут не вспомнить старый анекдот. У провинциального российского артиста зазвонил телефон. «Вас приглашают сниматься в Голливуд, гонорар – десять тысяч долларов в день!» – «А когда съёмки?» – «С 25 декабря по 10 января». – «Не могу, у меня в это время ёлки!».

…9 июля наступившего года исполнится 65 лет артисту и заведующему литературной частью Амурского областного театра кукол, Заслуженному артисту РФ, нашему земляку Сергею Ивановичу Елизову.

Все материалы рубрики "Люди родного города"
 

Сергей Забелин
На фото Заслуженный артист РФ
Сергей Елизов с куклами и
в роли Деда Мороза

«Читинское обозрение»
№3 (1539) // 16.01.2019 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net