Главная / Авторы / Раиса Гончаренко / В переплёте зелёного сафьяна
В переплёте зелёного сафьяна


Часть I
Часть II

В апреле 1990 г. в журнале «Наше наследие» появилась статья Аркадия Маньковского об утрате семейного архива Муравьёвых-Апостолов. В первую очередь интересовали бумаги братьев Сергея, Матвея и Ипполита, руководивших восстанием Черниговского полка в декабре 1825 — январе 1826 гг. Почти вся переписка уничтожена, когда начались аресты. Немало «белых пятен» и в биографиях других членов семьи: отца декабристов, писателя Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола, их матери, сестёр…

Потомок знаменитой семьи, ныне швейцарский подданный А. В. Муравьёв-Апостол летом 1989 г. передал Советскому фонду культуры часть коллекции, что компенсирует некоторые из этих пробелов. В собрании рисунков, книг, орденов и медалей, фотографий, семейных реликвий наибольший интерес представляет домашний альбом, принадлежавший сестре декабристов Е. И. Муравьёвой-Апостол. Он небольшой, «в осьмушку», в переплёте зелёного сафьяна с бронзовыми застёжками. Завершим же рассказ об этой реликвии.

Каким образом Бибиковы могли оказаться в Москве в 1817 году? И. Д. Якушкин пишет: «…В конце 17 года вся царская фамилия переехала в Москву и прожила тут месяцев 9 или 10. Ещё в августе прибыл в Москву отдельный Гвардейский корпус, состоящий из первых батальонов всех пеших и первых эскадронов всех конных полков». Переезд двора, к которому, как мы помним, принадлежали и Илларион Михайлович с Екатериной Ивановной, был связан с закладкой фундамента храма Христа Спасителя в Москве в память победы над Наполеоном.

Впрочем, сюжет карикатуры Батюшкова далёк от столь высокоторжественного события. На ней изображены ноги завсегдатаев Тверского бульвара: приятеля Батюшкова московского поэта Василия Львовича Пушкина, чиновника Матвея Михайловича Солнцева (или Сонцова) и его жены Елизавета Львовны. Изогнутые в реверансе ножки Василия Львовича в ботфортах поместились между толстыми, как тротуарные тумбы, ногами М. М. Солнцева и худыми, как жерди, ногами Елизаветы Львовны. Слева от фигуры Солнцева в виде аллегории нарисовано восходящее солнце.

Следует отметить, что в альбоме имеется также список одного из последних стихотворений Батюшкова «Изречения Мельхиседека», сделанный неизвестной рукой. Датировка этого стихотворения до сих пор колеблется между 1818 и 1824 годом.

Бывал в гостях у Бибиковых в Москве и Василий Львович Пушкин (1766-1830). Он посвятил Екатерине Бибиковой французский мадригал и буриме, написанное по-русски. Первый автограф датирован 17 мая 1816 года, второй 7 декабря (то есть Бибиковы были в Москве ещё задолго до приезда царской фамилии). Буриме — излюбленный жанр Василия Львовича, сочинениями подобного рода он не раз блистал в светских гостиных XVIII — начала XIX века. Приводим буриме из альбома с пунктуацией автографа:

Да будет спутником, вождём тебе Юпитер
Да будет шалей всех твоя прекрасней Шаль
Да будет славиться тобою славный Питер
Желания мои прелестны. Я не Враль
Ты можешь восхищать собою Палатина
Поверь мне пред тобой присядет и Каринна.

Фамилия Пушкиных встречается на страницах альбома ещё дважды, в пометах М. И. Муравьёва-Апостола к французским стихам неких Элизы и Катрин. Можно только гадать о том, кто они, ибо Елизавет и Екатерин Пушкиных проживало в это время в Москве и Петербурге множество. Недатированное четверостишие, подписанное «Elise», возможно, принадлежит Елизавете Львовне Пушкиной (1776-1848) — тётке Александра Сергеевича, изображённой Батюшковым в альбоме в карикатурном виде. Стихотворение за подписью «Catterine» вписано в альбом 4 мая 1816 г., и, по-видимому, принадлежит Екатерине Никифоровне Пушкиной (1796-1864) — в то время фрейлине, хозяйке петербуржского салона.

Таков круг петербургских и московских родственников и знакомых, посещавших Бибиковых в десятые годы. Здесь сослуживцы Иллариона Михайловича, товарищи Сергея и Матвея, многие из которых — будущие декабристы. Кроме того, тут и литературные знакомцы Ивана Матвеевича — отца Екатерины Бибиковой.

***

К началу двадцатых годов относится примечательный рисунок неустановленного лица. Китайской тушью набросан пейзаж, овеянный романтическим духом: на заднем плане видны отражённые в воде развалины языческого храма на фоне пирамидальных тополей, на переднем плане — скалы, поросшие редким кустарником, с застывшей на одной из них фигурой человека в странном одеянии. Автором композиции мог быть кто-то из художников оленинского круга, возможно, сам Пётр Алексеевич Оленин, усовершенствовавший в Италии своё мастерство рисовальщика. Под рисунком дата римскими цифрами: «X. MARTIS. MDCCCXXII» (10 марта 1822 г.).

С 1829 г. И. М. Бибиков исполняет обязанности гражданского губернатора в Нижнем Новгороде. Отъезд Бибиковых из Петербурга был связан с некоторым ухудшением положения при дворе. Правнучка Иллариона Михайловича А. Бибикова писала об этом в семейной хронике: «Николай Павлович снял с него вензеля и всю жизнь не давал ему ходу по службе, мытаря его губернатором то калужским, то саратовским».

В 1831 г. Бибиковы переезжают из Нижнего в Калугу, куда Илларион Михайлович в чине генерал-майора назначен военным губернатором.

Кстати, именно Бибикову 14 ноября 1830 г. во время холеры писал Пушкин, испрашивая свидетельства для выезда из Болдино в Москву. Пушкин мог также общаться с Бибиковым и в Калуге во время посещения Полотняного завода (имения сестёр Н. Н. Гончаровой) в конце августа — начале сентября 1834 г. Во всяком случае, Екатерину Ивановну Бибикову Пушкин знал лично и потому писал жене 11 июня 1834 г. из Петербурга: «Пожалуйста, мой друг, не езди в Калугу. С кем там тебе знаться? С губернаторшей? Она очень мила и умна; но я никакой не вижу причины тебе ехать к ней на поклон».

Очень вероятно, что в Калуге у Бибиковых был свой кружок, куда входили, между прочим, одарённые молодые люди, служащие под началом Иллариона Михайловича. Например, Сергей Павлович Убри, дризенский уездный предводитель, высланный в Калугу за вольнодумную речь на дворянском собрании в 1832 г.

Создателем последнего по времени авторизованного рисунка в альбоме, возможно, был будущий писатель, племянник калужского губернатора Михаил Павлович Бибиков (1812-1856), исполнявший при дядюшке обязанности чиновника особых поручений. На этом рисунке (подписан по-французски «Маркиз Бибикини. 1836. Калуга») на фоне гротескных физиономий — человек со строгим одухотворённым лицом в изящно надетом тюрбане. Не исключено, что Маттео (так звали его приятели) изобразил здесь самого себя или дядюшку — одного из образованнейших людей своего времени.

В альбоме есть и другие рисунки племянника Бибиковых.

Так или иначе мы коснулись всех рисунков и автографов, авторство которых установлено Матвеем Ивановичем Муравьёвым-Апостолом. Среди безымянных рисунков более интересен один (тонированная бумага, графитный карандаш, являющий собой карикатуру и «готовую» французскую словесность).

Все материалы рубрики «Страницы истории»

 

Раиса Гончаренко,
кандидат исторических наук, краевед
«Читинское обозрение»
№7 (1751) // 15.02.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net