Главная / Авторы / Сергей Забелин / Ему было всего 43
Ему было всего 43
Жугдур Пагбаин - один из основоположников Бурятского государственного академического театра драмы


Сегодня в Агинском Бурятском округе успешно работает Национальный театр песни и танца «Амар сайн», созданный в 1991 году, и Агинский окружной театр современной драмы и синтеза «ДалиТэ», созданный в 2003-м. Однако мало кто знает, что в конце 1940-х – начале 1950-х годов в посёлке Агинское уже был свой драматический театр. Его существование, пусть и недолгое, – неотъемлемая страница истории театрального искусства Забайкальского края. Сегодняшний рассказ – об этом театре, а также его режиссёре и ведущем актёре Жугдуре Пагбаине.


Заслуженный артист Бурят-Монгольской АССР Жугдур Сандакович Пагбаин (1910–1953)

Он сам выбрал дату своего рождения. И судьбу…
«Человек с детьми подобен свече, человек без детей подобен подошве», – гласит бурятская пословица. Однако, радуясь рождению своих детей, в стародавние времена малограмотные кочевые буряты обычно не записывали даты их появления на свет. Так произошло и в 1910 году в семье одного из бедных скотоводов в окрестностях забайкальского селения Ага.

Повзрослев, этот юноша – его имя Жугдур Пагбаин – сам назначил день своего рождения — 7 ноября. День, когда произошло главное событие в истории человечества – Великая Октябрьская социалистическая революция. Во всяком случае, так было принято считать в Советском Союзе, а Жугдур рос настоящим советским человеком.

В 1929 году он окончил семь классов и приехал в Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), где в то время открылись мастерские для обучения сценическому искусству. Туда набрали лучших участников улусной художественной самодеятельности. В их число попал и Жугдур Пагбаин. Когда в 1931 году по решению Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) на базе студий Дома искусств в Верхнеудинске был открыт техникум искусств, Жугдур стал студентом его театрального отделения.

Горький «Хлеб»
В сентябре 1931-го приглашённый в Бурятию режиссёр-педагог Георгий Брауэр поставил учебный спектакль по пьесе Владимира Киршона «Хлеб» – первой из задуманной автором трилогии о социалистическом переустройстве деревни. Действие пьесы происходило в конкретно обозначенное время: февраль – март 1929-го. Всего за два года до постановки. Жугдуру досталась роль секретаря окружного комитета коммунистической партии Михайлова.

Пройдёт несколько лет, и популярный драматург будет обвинён в контрреволюционной деятельности и расстрелян летом 1938-го. Кстати, после ареста Киршона его дачу в подмосковном посёлке Переделкино передали сибирскому прозаику Владимиру Зазубрину, автору первого советского романа «Два мира». А когда за «диверсионно-террористическую деятельность» расстреляли и его, на этой даче расположился известный писатель Александр Фадеев, которому во время Гражданской войны довелось побывать в Забайкалье. Он участвовал в боях против семёновцев, каппелевцев и японцев за Зилово, Сретенск, Оловянную, Даурию, Карымское, Нерчинск, Читу, во взятии Борзи. На этой даче лауреат Сталинской премии Фадеев, автор романов «Разгром» и «Молодая гвардия», застрелился в мае 1956-го.

Злая судьба ждала и постановщика спектакля «Хлеб». Осенью 1938-го 36-летний режиссёр Георгий Викторович Брауэр, немец по национальности и «контрреволюционер» по обвинительному заключению, работавший к тому времени художественным руководителем дома культуры в селе Быстрый Исток на Алтае, был расстрелян в Бийске.

Несколько лет отделяли премьеру «Хлеба» от этих печальных событий. А тогда, после просмотра спектакля работниками Бурятского Наркомата просвещения, он был рекомендован для участия в первой Всесоюзной олимпиаде рабочей художественной самодеятельности. Вскоре она должна была состояться в Москве, в Доме народного творчества имени здравствовавшей тогда вдовы Ленина – Надежды Константиновны Крупской.

Он стоял у истоков бурятской драмы
В середине октября 1932 года студенты третьего курса Верхнеудинского (название Улан-Удэ столица Бурят-Монгольской АССР получила только в июле 1934-го) техникума искусств впервые в жизни оказались в Москве. Посещение столицы нашей Родины само по себе стало для Жугдура Пагбаина исключительным событием. Тем более, что в свободное от репетиций время он вместе с товарищами посещал спектакли ведущих московских театров, встречался с выдающимися мастерами сцены Александрой Александровной Яблочкиной и Провом Михайловичем Садовским-младшим из Малого театра, с актёрами театра имени Евгения Вахтангова и недавно созданного цыганского музыкально-драматического театра «Ромэн».

Три студенческих года, насыщенные теоретическими и практическими занятиями, пролетели для Жугдура Пагбаина и его сокурсников незаметно. В 1932-м они подготовили выпускной спектакль по пьесе А. Шадаева, С. Балдаева и А. Мяхонова «Шэнэ зам» («Новый путь»). Его главная героиня – бедная молодая батрачка (в исполнении такой же молодой Найдан Гендуновой) – находится под влиянием местного кулака, у которого работает до организации колхоза в улусе. Кулак пытается совершить насилие над девушкой. Происходит убийство её жениха-красноармейца, вернувшегося из армии и избранного председателем колхоза. После смерти любимого девушка связывает факты, которым прежде не придавала значения, и изобличает бывшего хозяина и его сообщников.

Жугдур Пагбаин, создавший в этом спектакле запоминающийся образ пронырливого ламы, уже тогда смог заявить о незаурядности своего острохарактерного и комедийного актёрского дарования.

К тому времени были решены все вопросы, связанные с организацией Бурят-Монгольского государственного драматического театра, и 7 июля 1932 года состоялось его торжественное открытие. Первым директором и художественным руководителем назначили заведующего театральным отделением техникума искусств режиссёра Михаила Васильевича Хаптагаева.

В состав новой труппы влились первые выпускники техникума искусств. Назовём их поимённо: Намжил Балдано, Георгий Батубаев, Ульяна Болдонова, Норма Гармаева, Роман Гаврилов, Найдан Гендунова, Чойжинима Генинов, Антроп Ильин, Мария Данилова, Санжидма Намсараева, Бальжинима Ринчино, Владимир Халматов, Софья Халтагарова, Юлия Шангина и наш земляк Жугдур Пагбаин.


Народный артист Бурят-Монгольской АССР, Народный писатель
Бурятской АССР Намжил Гармаевич Балдано (1907-1984)

Помимо спектакля «Шэнэ зам» и большой концертной программы в репертуаре была и пьеса «Прорыв», написанная их товарищем Намжилом Балдано. Её показали в день официального открытия театра. В дальнейшем Намжил Гармаевич Балдано – драматург, актёр, режиссёр – вырос в крупного деятеля культуры республики. Он провёл организацию Бурятского театра оперы и балета, долгое время являлся председателем правления Союза писателей Бурятии и даже председателем Верховного Совета Бурятии, написал около сорока пьес, либретто нескольких опер и балетов.

Несостоявшийся «Наместник Будды»
В 1934 году Жугдур Пагбаин впервые в жизни окунулся в волны настоящего моря. Чёрного моря в Ялте. В этот крымский город он приехал, чтобы принять участие в съёмках кинокартины «Наместник Будды» о революции в Монголии, сценарий к которой написал старый большевик Павел Андреевич Бляхин (1886-1961), автор приключенческой повести «Красные дьяволята» – по её мотивам в 1923-м был снят популярный фильм.

Поскольку действие «Наместника Будды» происходило в Монголии, потребовались артисты азиатской внешности. Кастинг состоялся в Верхнеудинске. 17-летнему Николаю Дылгирову поручили главную роль хуварака (монаха-послушника и ученика) Дамби, в которой первоначально предполагали занять марийца Йывана Кырлю, уже известного зрителям по фильму «Путёвка в жизнь». В результате ему предложили роль второго ламы. На эпизодические роли были выбраны Чойжинима Генинов и Владимир Халматов (будущие Народные артисты России), Ульяна Болдонова и герой нашего рассказа.

Натурные съёмки завершились осенью 1934-го, и к концу года один из первых советских звуковых фильмов был сдан в производство.

«Все с нетерпением ждали выхода фильма на большой экран, но это событие всё затягивалось и затягивалось, – писал в одной из улан-удэнских газет журналист Алексей Идыгов. – В 1936 году начался процесс по троцкистско-зиновьевскому делу, и борьба с «врагами народа» вышла на первый план. Любое упоминание о буддизме каралось. В это время выход «Наместника Будды» на большой экран стал невозможен».

Киновед Евгений Марголит, рассуждая весной 2012-го на телеканале «Россия К» о причинах, помешавших выйти на большой экран кинофильму «Кара-Бугаз», снятому по одноимённой повести Константина Паустовского в тот же период, что и «Наместник Будды», поведал: «Существовал такой трест – «Восток-кино», при нём студия «Восток-фильм», и вот эта студия не подчинялась Госуправлению кинофотопромышленности СССР, что очень не нравилось руководителю этого ведомства Борису Шумяцкому. Фильм «Кара-Бугаз» производства студии «Восток-фильм» был окончен в июне 35-го года, а в августе студию стараниями Шумяцкого закрыли».

Руководитель советского кинематографа – старый революционер Борис Захарович Шумяцкий – хорошо знал события монгольской революции, о которых рассказывал фильм «Наместник Будды», поскольку лично принимал в них участие и даже был награждён монгольским орденом Красного Знамени. К тому же он был земляком артистов, приехавших из Верхнеудинска. В этом городе 16 ноября 1886-го он родился, в нём провёл детские годы, владел разговорным бурятским языком.

Биография «наркома кино» сама напоминала приключенческий фильм. Чего в ней только не было перемешано. Во время революции 1905 года – арест в Красноярске после поражения восстания, где он командовал большевистским боевым отрядом. Побег от смертного приговора. Работа по подложному паспорту в газетах Верхнеудинска и Читы. Участие в вооружённом восстании моряков во Владивостоке. Эмиграция в Аргентину. Подпольная работа в Сибири. Ранение при ликвидации контрреволюционного мятежа в Иркутске. Руководство Советом министров буферной Дальневосточной республики. Участие в народной революции в Монголии. Конфликт с Народным комиссариатом по делам национальностей РСФСР и его руководителем Сталиным по вопросу об автономии Бурятии. Почётная «ссылка» на дипломатическую работу в Персию. Руководство Государственным управлением кинофотопромышленности СССР. Награждение высшим орденом – орденом Ленина. И трагический финал – стандартное обвинение в контрреволюционной террористической деятельности и расстрел в июле 1938-го.

В отличие от погибшего Шумяцкого, режиссёр «Наместника Будды» Евгений Алексеевич Иванов-Барков (1892-1965), который начал свой путь в кинематографе как сценарист фильма «Трёхсотлетие царствования дома Романовых» в 1913-м, избежал сталинских репрессий. В те суровые годы он начал работать на Ашхабадской киностудии, способствовал развитию туркменской национальной кинематографии, стал лауреатом двух Сталинских премий второй степени и Народным артистом Туркменской ССР.

Колоритную фигуру представлял из себя и директор картины «Наместник Будды» Дмитрий Николаевич Бассалыго (1884-1969), профессиональный революционер и деятель советского киноискусства. Он руководил боевыми дружинами во время вооружённого восстания в Харькове. Встречался с Лениным в мае-июне 1907-го на Лондонском съезде Российской социал-демократической рабочей партии. Участвовал в Октябрьской революции и Гражданской войне. Являлся сценаристом и режиссёром кинофильмов «Из искры пламя» и «Мусульманка», получивших золотые медали на Парижской выставке 1925 года. 84-летний Бассалыго пережил всех участников съёмочного процесса «Наместника Будды» (по данным сайта «Кинопоиск», фильм сохранился только во французских киноархивах) и был похоронен в колумбарии московского Новодевичьего кладбища.

Как бы то ни было, длительная работа с опытными режиссёрами и актёрами принесла большую творческую пользу Жугдуру Пагбаину и его товарищам. Тем более, что дорога в Крым и обратно пролегала через Москву. Там они не теряли время даром и не только посетили многие столичные спектакли, учась у подлинных мастеров сцены, но и, как говорится, себя показали, включив в свою концертную программу отрывки из пьес, бурятские песни, танцы и игру на национальных инструментах.

Плодотворные годы
Как вспоминал Народный артист РСФСР Дагба Доржиевич Дондуков, отдавший почти полвека Бурятскому драматическому театру, «Пагбаин был очень ярким комедийным актёром. Он совершенно неповторим, таких у нас сейчас нет… Он постоянно находил что-то смешное, импровизировал во время спектакля. В самые обыденные житейские ситуации и действия вкладывал столько комизма, что зрители не могли удержаться от смеха».

Ему были подвластны не только комические роли (Оргон в «Тартюфе» Мольера), но и драматические (Брабанцио в «Отелло» Шекспира). Он был занят и в классическом репертуаре («Коварство и любовь» Шиллера, «Васса Железнова» Горького, «Слуга двух господ» Гольдони), и в спектаклях местных авторов, таких как музыкальная драма «Баир» (музыка Павла Берлинского, текст Гомбожапа Цыдынжапова и Аполлона Шадаева по мотивам народной сказки «Молодец Мэргэн и красавица Хурган-Ногон»). Роль Буханая, брата старейшины племени, в его исполнении была отмечена ярким национальным колоритом.

Когда Бурятия готовилась к первой декаде искусства и литературы в Москве, Жугдур Пагбаин в селе Цокто-Хангил (ныне Агинского района) обратил внимание на то, как пел и играл на лимбе один паренёк, и предложил ему серьёзно заняться музыкальным образованием. Этим юношей оказался будущий Заслуженный артист РСФСР Абида Арсаланович Арсаланов, ставший ведущим солистом Бурятского академического театра оперы и балета на протяжении трёх с лишним десятилетий.


Заслуженный артист РСФСР Абида Арсаланович Арсаланов (1918-2002)

20 октября 1940 года в концертном зале Большого театра Абида Арсаланов блестяще исполнил партию старика-сказителя, партию Хутармана из драмы «Баир». По итогам декады Арсаланов был награждён медалью «За трудовую доблесть», а 30-летний Жугдур Пагбаин – орденом «Знак Почёта».

Новый театр – новые заботы
Когда началась Великая Отечественная война, Пагбаина призвали в армию. Он окончил школу сапёров в Иркутске и служил в Чите.

В 1944-м Агинский окружной исполком депутатов трудящихся выступил с инициативой организовать профессиональный драматический театр, что и было сделано в мае того же года. Возглавили Агинский театр Аюр Санданович Санданов и его супруга Мария Сергеевна Скольчикова. Режиссёром был назначен Жугдур Сандакович Пагбаин. Они провели большую работу: отобрали в новую труппу двадцать способных юношей и девушек из участников художественной самодеятельности улусов и сёл округа, учили их музыкальной грамоте, пению и танцам.

По информации улан-удэнского культуролога Валентины Бабуевой, учителями были хореограф Фёдор Иванов, выпускница Улан-Удэнского театрально-музыкального училища Галина Тугутова. Навыки хорового и сольного пения прививала Мария Скольчикова. Драматические миниатюры ставил Аюр Санданов. Декорации выполнял художник-любитель Эрдэни Базарон.

Все представления труппы пользовались большим успехом у агинчан и проходили при переполненном зрительном зале окружного Дома культуры. На выездные спектакли к чабанам, скотоводам, табунщикам артисты со своим скарбом почти круглый год отправлялись на телегах и санях, на грузовиках, иногда и на верблюдах.

Они начинали в Агинском театре
В 1945 году Жугдур Пагбаин поставил спектакль по пьесе своего старого товарища Намжила Балдано «Олоной нэгэн» («Один из многих») и сам сыграл роль улусного богача Шаралдая, а роль старика Сагадая досталась Даши-Дондогу Жалсараеву, сыну бухгалтера из села Ортуй, что раскинулось на берегу Онона. В следующем году, когда Жугдур Сандакович осуществил постановку «Женитьбы Бальзаминова» Александра Островского, Даши-Дондог исполнил главную роль. В 1947–48 годах ему, 20-летнему юноше, даже доверили быть художественным руководителем театра.


Заслуженный артист Бурятской АССР Даши-Дондог Жалсараев (1927-1973)

Когда в 1953 году при Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии открылась бурятская актёрская студия, в числе поступивших туда юношей и девушек оказался и Жалсараев. Он работал актёром и режиссёром, писал слова и музыку песен, преподавал на кафедре театральной режиссуры Восточно-Сибирского государственного института культуры. Студенты очень любили его занятия и его самого.

В 14 лет артистом Агинского окружного драматического театра стал младший брат Абиды Арсаланова – Аюша, в будущем – Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Он играл драматические роли, пел в хоре, танцевал, играл в музыкальном ансамбле. Даже став одним из первых бурятских оперно-симфонических дирижёров, педагогом, воспитавшим целую плеяду музыкантов, он с благодарностью вспоминал своих агинских музыкальных наставников М.С. Скольчикову и Д.Ж. Жамбалова.


Заслуженный деятель искусств России Аюша Арсаланович Арсаланов (1930-2016)

Именно в Агинском театре, куда молодой электромонтёр с Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода пришёл осенью 1944 года, начал свои первые шаги в искусстве будущий Народный артист РСФСР Фёдор Семёнович Сахиров. После года работы в Агинском его приняли на второй курс Улан-Удэнского театрально-музыкального училища, затем он окончил режиссёрский факультет ГИТИСа имени А. Н. Луначарского, был приглашён режиссёром в Бурятский театр драмы, а через десять лет, в 1965-м, назначен его главным режиссёром и без малого два десятилетия служил в этом ответственном качестве.


Народный артист РСФСР Фёдор Семёнович Сахиров (1928-2015)

В январе 1948 года агинская труппа побывала в творческой командировке в Улан-Удэ. Целый месяц её участники брали уроки по гриму, художественному слову, сценическому мастерству у ведущих артистов Бурятии Владимира Константиновича Халматова, Марии Николаевны Степановой и других, а также обновили свою концертную программу. С новыми танцевальными и музыкальными номерами, скетчами и некоторыми старыми спектаклями они проработали до закрытия своего театра из-за отсутствия дотаций в августе 1948-го.

Но, похоже, в дальнейшем средства всё-таки нашлись. Во всяком случае, известно, что в 1951 году, после возвращения в театр, Жугдур Пагбаин играл секретаря райкома партии Корытова («Счастье» Петра Павленко), старого моряка Василия Крыма («Калиновая роща» Анатолия Корнейчука), а в конце 1952-го возобновил на агинской сцене спектакль «Слуга двух господ» Карло Гольдони и сыграл в нём доктора Ломбарди.

Смерть на сцене
История театра знает случаи, когда актёры умирали прямо на сцене.

Классический пример – Жан-Батист Поклен (псевдоним – Мольер), по профессии актёр и директор театра. Уже будучи смертельно больным, Мольер написал одну из самых жизнерадостных и весёлых своих комедий – «Мнимый больной». На её четвёртом представлении 17 февраля 1673 года Мольер, игравший главную роль Аргана, почувствовал себя плохо и не доиграл спектакля. Его отнесли домой и через несколько часов он скончался.

Нашему земляку, Народному артисту России Виталию Мефодьевичу Соломину 24 апреля 2002 года стало плохо после первого акта комедии «Свадьба Кречинского» в Малом театре: произошёл инсульт, около месяца актёр лежал в больнице и скончался 27 мая.

14 августа 1987 года, на гастролях Московского театра сатиры в Риге, во время спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро», не доиграв последнюю сцену, Народный артист России Андрей Александрович Миронов потерял сознание на сцене из-за обширного кровоизлияния в мозг. Через два дня, не приходя в сознание, он скончался на 47-м году жизни.

Подобная судьба была уготована и Жугдуру Пагбаину.

На сайте Министерства культуры Республики Бурятия (www.soyol.ru) кандидат культурологии Валентина Бабуева, заведующая музеем Бурятского государственного академического театра драмы имени Хоца Намсараева, рассказала: «В 1953-м году, в самые трескучие морозы, труппа театра со спектаклем «Слуга двух господ» гастролировала по Мухоршибирскому и Бичурскому районам Бурятии. В день показа спектакля в селе Шанага собрался полный клуб зрителей. Но всегда весёлый, балагур и шутник, Жугдур Пагбаин был чем-то встревожен и опечален. В последние годы его стал беспокоить желудок. В тот вечер Жугдур Сандакович играл особенно пронзительно, с полной отдачей. Ничего не подозревающие зрители восторженно реагировали на все выходки героя. В конце последнего акта он вдруг упал на сцену… Воцарилась тишина, все бросились к лежащему актёру. Но он вдруг открыл глаза и, стиснув зубы от боли, заставил открыть занавес, и как ни в чём не бывало отыграл до конца свою роль. Когда благодарные зрители разошлись по домам, Жугдур Сандакович был доставлен санитарным самолётом в Улан-Удэ, где вскоре перестало биться его сердце. Одному из основоположников Бурятского государственного академического театра драмы имени Хоца Намсараева было всего 43 года».

Все материалы рубрики "Золотой фонд" земли Даурской"
 

Сергей Забелин
«Читинское обозрение»
№38 (1574) // 18.09.2019 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net