Информация к размышлению (вместо пролога): Май переносится на август.
Опустевшие, а точней, пожалуй, жутковато пустынные, можно сказать, вымершие, как в фантастических фильмах на тему апокалипсиса вечерние улицы городов, посёлков, деревень СССР. Ровно 50 лет назад. Лишь порядка 200 миллионов приборов приёма изображения мерцали голубоватым светом за стёклами окон домов… Однако это случилось лишь спустя три месяца, в августе 1973-го. Причина «отсрочки» была серьёзной — посещение генеральным секретарём ЦК КПСС страны, где происходила часть действия картины, вызвавшей опустошение улиц Советского Союза…
В майские дни празднования 28-й годовщины Дня Победы, ровно полвека назад ЦТ ТВ собиралось начать показ нового многосерийного художественного фильма, но премьеру будущего шедевра отечественного кинематографа пришлось отложить в связи с запланированным визитом Леонида Ильича Брежнева в ФРГ. Причина была достаточно веской и серьёзной. Премьера 12-серийной картины состоялась 11 августа, в субботу, в 19 часов 30 минут. И улицы СССР опустели…
…Сегодня мы продолжаем историю появления телевизионного многосерийного художественного фильма, культовой ленты режиссёра Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». В прошлый раз мы остановились на процессе выбора режиссёра в актёрскую группу фильма…
Итак, на главную, центральную роль в фильме советского разведчика-нелегала, полковника Максима Максимовича Исаева — сотрудника центрального аппарата СД, штандартенфюрера СС Макса Отто фон Штирлица был найден и утверждён 42-летний Вячеслав Тихонов.
Чтобы воплотить одну из самых зловещих фигур, как исторической личности, так и персонажа (хотя и не главного) — рейхспрезидента, рейхсканцлера и фюрера — Гитлера Татьяна Лиознова остановилась на …Куравлёве и …Броневом. Двух Леонидах. При кажущемся абсурдом выборе режиссёра и явной непохожести актёров на облик нацистского вождя, намётанный глаз выдавал в Татьяне Михайловне высокого профессионала. Впрочем, Куравлёв отпал почти сразу — его «фюрер» всё-таки не походил фигурой и движениями. А вот Леонид Броневой… Когда он вошёл в гриме на пробы — это был Гитлер. Но актёр, в конечном итоге от этой роли начал отказываться по морально-этическим соображениям: «Я этого антихриста не осилю. Понимаете, сама моя душа, натура против этого… Да и орёт он почти постоянно…». Кроме внутреннего психологического отторжения была у Леонида Сергеевича, видимо, вполне профессиональная причина отказа — роль Гитлера была небольшой и не такой тонкой, а потому и интересной. Режиссёр, тщательно взвесив все «за» и «против», поняла, что эти двое актёров сниматься в фильме будут обязательно, но в других ролях. Что же касается персонажа — Гитлера, то Лиознова решила пригласить замечательного актёра из ГДР Фрица Дица, которого она видела уже в трёх картинах эпопеи «Освобождение» своего коллеги — режиссёра Юрия Озерова и получившего специфическую известность в кинематографе, как «абсолютный двойник» фюрера.
Информация к размышлению. Фриц Диц, как и Леонид Броневой, в жизни совсем не походил на главаря третьего рейха.
Главным «антагонистом» Штирлица — группенфюрером СС, главой гестапо Генрихом Мюллером, помимо нескольких кандидатур, мог стать Всеволод Санаев, но актёр возмутился: «Таня, с ума сошла, что ли? Я же секретарь партийной организации всего «Мосфильма»! А ты мне фашиста играть предлагаешь!». Веские доводы Лиозновой, что, мол, тот же немецкий товарищ Фриц Диц является коммунистом, а согласился исполнить «вон какую роль», на принципиального актёра не подействовали. Вот тут Броневому и было предложено «примерить» образ шефа тайной полиции.
Информация к размышлению. Отец Леонида Броневого немало лет проработал в органах госбезопасности.
Актёр так заинтересовался своим персонажем, что ещё за полгода до съёмок выучил все его диалоги в сценарии назубок, а заодно и Штирлица, чтобы в кадре реагировать как надо, со всеми мельчайшими тонкостями и подробностями не только в интонациях при общении с «подозреваемым», но и в поведении, жестах. В этом, порой, помогали даже вещи. Так, уже во время съёмок первых сцен с участием Штирлица и Мюллера, последний время от времени совершал странные тянущие движения головой и шеей, словно его преследовал нервный тик. «Да что с вами такое?» — не выдержала Лиознова и остановила съёмку. «Да трёт он мне, зараза окаянная», — возмутился Броневой. Выяснилось, что актёру сшили мундир …на два размера меньше, да и ворот рубашки был явно тесен, хотя со стороны это было незаметно. «А в этом что-то есть… — задумалась режиссёр. — Пусть это будет «фирменной фишкой» Мюллера — когда он нервничает, то пусть немного дёргает головой и тянет шею». На том и решили. Правда, мундир и рубашку всё же перешили по размеру.
Информация к размышлению. В реальности у Генриха Мюллера была совсем противоположная внешность, в отличие от Мюллера кинематографического. Дело в том, что фото ряда подлинных нацистских руководителей были тогда крайне мало кому известны. Группа Лиозновой не была исключением. В реальности шеф гестапо был высоким, худощавым брюнетом, имел нос с горбиной. «Если бы я знал, как выглядит настоящий Мюллер, я бы от роли отказался», — признался позднее Леонид Броневой.
Информация к размышлению 2. Мюллер в «Мгновениях» — романе Ю. Семёнова и фильме явно старше Штирлица лет на десять. В реальности они были одногодки — вымышленному персонажу и Мюллеру в 1945 году было по 45 лет.
Ещё одним актёром-«отказником» мог быть поэт, писатель, кинодокументалист и актёр Юрий Визбор — ему было предложено «оживить» мрачный образ такого нацистского бонзы, как рейхсляйтер Мартин Борман. Режиссёр сумела его переубедить, правда, Визбору в будущем пришлось в течение всех съёмок изрядно помучиться не только творчески, но и физически. Актёру для сходства с персонажем и его «солидности» по габаритам каждый раз вставляли тампоны в нос, а мундир дополнительно набивали поролоном. К тому же, у Визбора был довольно мягкий, душевный, по-своему даже нежный голос, и его впоследствии во время тонировки (озвучки) картины пришлось полностью «перекрывать» «мрачной» речью актёра Соловьёва из Театра киноактёра.
Несмотря на отсутствие у творческой группы «Мгновений» ряда документальных изображений высокопоставленных нацистских руководителей, случались и удивительные попадания в образ.
На довольно большую роль в фильме — начальника политической разведки, бригаденфюрера СС Вальтера Шелленберга пробовалось совсем немного человек, причём кандидаты были, казалось бы, нехарактерными для этого персонажа, но стояла задача — показать внешне обаятельного, улыбчивого человека, но при этом внутренне холодного, зловещего, хитрого, подлого и коварного хищника. Одним из кандидатов на роль 35-летнего Шелленберга и с довольно немалым шансом на успех пробовался …Андрей Миронов, но режиссёр настояла на 35-летнем Олеге Табакове, за плечами которого было участие в более 30-ти фильмах. И не прогадала. Табаков блестяще справился с задачей. Даже внешность актёра оказалась настолько похожей на «оригинал», что уже после ряда выходов картины за рубежом Олег Павлович получил письмо из ФРГ от племянницы … Шелленберга, где сообщалось, что они «всей семьёй каждый раз пересматривают фильм», поскольку родственникам «всегда приятно видеть ещё раз дядю Вальтера»…
Второму неудавшемуся «Гитлеру» — Леониду Куравлёву была предложена роль оберштурмбанфюрера СС Курта Айсмана. Однако дело поначалу застопорилось. Актёр никак не мог уловить характер своего персонажа, и неизвестно чем бы всё кончилось, если бы Татьяна Лиознова не распорядилась «лишить» оперативника гестапо …правого глаза. (Айсман в начале съёмок не был инвалидом по зрению). Актёру сразу стала ясна «биография» его образа, а с ней чётко и ясно «проявились» и характер, и его поведение.
Разумеется, в этаком «мужском» фильме как «Семнадцать мгновений весны» хватило, пусть и в небольшом количестве, но, безусловно, ярких женских персонажей. Главным связующим, причём, едва ли не в прямом смысле , звеном советского разведчика с Родиной и Центром, в романе и в сценарии была радистка Кэтрин Кин, она же Катя Козлова. За возможность воплотить этот один из самых драматических женских персонажей картины боролось несколько претенденток, одной из главных была тогда ещё никому не известная студентка третьего курса ГИТИСа, 19-летняя Ирина Алфёрова — роль Кэт могла бы стать её дебютом в кино. Однако выбор режиссёра пал на её соперницу, 24-летнюю выпускницу школы-студии МХАТ Екатерину Градову.
Самое интересное, что литературно-сценарная радистка Кэт, оказывается, имела вполне реальный прототип — разведчицу Анну Филоненко. Ещё во время войны она была задействована в развед-диверсионных операциях. Затем, вместе с мужем Михаилом Филоненко не один год проработала на нелегальном положении.
Информация к размышлению. Двое детей Анны Филоненко родились во время командировки. В отличие от своего персонажа — радистки Кэт Анне во время появления каждого малыша удавалось кричать убедительно не по-русски.
Анну Фёдоровну познакомили с Татьяной Лиозновой, и разведчица, майор в отставке стала одним из важных консультантов будущей картины.
Режиссёру оставалось найти актрис на роли жены Штирлица, машинистки Габи и фрау Заурих, которой, кстати, в романе Ю. Семёнова вообще не было… На дворе заканчивалась весна 1970 года, до начала съёмок оставалось совсем немного…
…Продолжение истории рождения шедевра отечественного кино — многосерийной культовой телевизионной художественной картины — на следующей неделе, в «явочный» день — среду.
Все материалы рубрики «Синескоп»
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№19 (1763) // 10.05.2023 г.
0 комментариев