Наша машина уже два часа мягко катит по дорогам Бурятии. Нас ждёт Байкальский информационный форум, посвящённый межэтническим отношениям.
Немногословный водитель Валерий Батоевич аккуратно ведёт своего автоконя, то и дело обгоняя кружащих над степью в поисках жимбирушек стервятников. Позади – куча лекций, семинаров и круглых столов, посвящённых взаимоотношениям народов России, беседа по душам с вечно седым и вечно лохматым главредом «Эха Москвы» Алексеем Венедиктовым, посещение уже ставшего знаменитым Иволгинского дацана. Впереди – встреча со старообрядцами села Тарбагатай. Дальше поездка на Байкал, мозговой штурм и обсуждение свежих дискуссий на заданную тему в шашлычке на базе Энхалук.
В голове, как тополь на Плющихе, единственный вопрос – как рассказать землякам об увиденном, не расплескав, донести до чиновников мысль о том, что неплохо бы перенять богатый опыт соседей в плане развития межнациональных отношений, которые в Забайкалье, мягко говоря, только-только начинают оформляться.
Откуда берётся непонимание?
В России тема межнациональных отношений в последние годы стала настолько деликатна, что большинство российских СМИ предпочитают буквально не дышать на неё, и, если касаются, то предельно осторожно, буквально двумя пальчиками, как минного взрывателя – вдруг кто-то обидится, али, не дай Бог, что-то не так истолкует. Форум, который проходил в Улан-Удэ со 2 по 5 августа, изначально ставил себе задачу выработать новую информационную стратегию освещения в СМИ тем, связанных с культурой и жизнью народов России, а также проработать методы культурного и делового взаимообмена всех этнических групп в регионах. Грубо говоря, участникам форума предстояло поменять представление общества о межнациональных отношениях, которые каждый понимает по-своему, в меру своего образования, начитанности и опыта общения с представителями разных этносов.
В то время как русские, как доминирующий в России этнос, традиционно не обделены вниманием чиновников, культурологов, бизнеса и политиков, остальные народы не всегда могут похвастать тем же. Они хотят быть узнанными, услышанными и понятыми, есть горячее желание наладить деловые связи, но для этого на местах зачастую не хватает денег и возможностей, особенно для самых простых людей, далёких от бизнес- и прочих элит. Как воздух, многим представительствам нужен хороший ежеквартальный журнал – это великолепная рекламно-информационная площадка со многими вытекающими. Но нет денег на издание. Есть потребность в качественных сайтах, необходимы национальные костюмы для фестиваля или концерта, хочется провести соревнования по национальным видам спорта – снова денежный вопрос, что колючка в сапоге. Нет соответствующего финансирования, причём многие прекрасно понимают, что деньги-то есть, просто их никто не хочет тратить на тему, которая «немонетизируема».
Итог – нарастание внутри этносов маленьких локальных обид и скрытых конфликтов. Рождается совершенно ложная уверенность в притеснении по национальному признаку, которого на деле не существует. Хотя отдельные вспышки между одними и другими бывают. Только морду бьют зачастую не по национальному признаку, а исключительно из-за пьянки, и денег не дают исключительно из жадности.
В России нет «рассеянных»
Власти и бизнесу копаться в этнических проблемах – недосуг, других дел много. Хотя именно власти и бизнесу стоило бы заняться межэтническими отношениями в первую очередь. Об этом и говорили участники форума. А вдруг! Вдруг услышат, увидят, заинтересуются и помогут.
К счастью, в Бурятии к вопросам межнациональных отношений власти давно относятся весьма серьёзно. Результат – целая линейка достойной медиапродукции о культуре разных народов. Заместителя руководителя администрации республики по развитию гражданских инициатив Михаила Харитонова знают и уважают одинаково как улан-удэнские русские, так и буряты, как поляки с корейцами, так и эвенки с татарами. Потому что он для всех давно свой – понимающий и помогающий. И всё без особой помпы, без чиновничьей чопорности, буднично и, вроде бы, вполне обычно. Работа такая – народы сближать.
Каждому из участников Форума, представители которого приехали из Иркутска, Забайкалья, Воронежа, Москвы, Северной Осетии, Тувы и даже Калмыкии, было понятно, что межэтнические отношения – самое перспективное направление, ведь без благоприятного межнационального климата России её дальнейшее развитие, если не существование вообще, немыслимо.
Что делать, как сблизить народы между собой? Всё просто. Уважение, взаимный интерес и искренняя взаимопомощь. Никакого секрета. Старообрядческий священнослужитель села Тарбагатай отец Сергий сказал когда-то: «Своей веры надо держаться, чужую уважать, и будет хорошо». Мой дед говорил: «Для меня есть две национальности – хороший человек и плохой человек».
В России отделить один народ от другого порою уже невозможно, разве что внешне. Иногда уже и не знаешь, где чьё, только мы зачастую об этом даже не подозреваем. А не подозреваем, потому что не знаем. Не знаем, опять же, потому что мало что для этого делаем. Культуры народов и их опыт – это ценнейшее богатство, которое нам, жителям XXI-го века, нужно как-то умудриться не растерять в цифровых джунглях. Начнём с малого – с уважения. И пересмотра некоторых понятий.
Так, участники форума договорились уходить от слова «диаспора» – не хотят народы, живущие веками бок о бок, называть себя «рассеянными». Именно так с греческого переводится слово «диаспора». Договорились и не употреблять слово «толерантность», что переводится как «терпимость». У нас никто никого не «терпит» – мы все один народ из разных национальностей.
Братья навек
По теории цветовых пятен запомнился синий и величественный батюшка Байкал, совершенно неповторимый, почти репинский образ старообрядческого священника отца Сергия, разноцветные крыши Иволгинского дацана, «дергунки», которые мы делали из разноцветных ниток в Тарбагатае под руководством сотрудников Центра традиционной культуры и исторической реконструкции «Живая старина». Запомнились величественные скалы, буузы и «Омулёвая гора», издалека похожая на фигуру льва, шаманский обряд, необыкновенный закат с облаками над засыпающей Селенгой и ещё водитель Валерий Батоевич, с которым мы всю обратную дорогу от Байкала до Улан-Удэ пели старые советские песни.
– Поговори со мною ма-а-а-а-ма. О чём-нибудь поговори-и. До звёздной полночи до са-а-мой мне снова детство подари…
Слушая негромкий, но красивый голос Валерия Батоевича, я удивлялся, как хорошо этот бурят знает русские песни, к которым относится как-то удивительно бережно, и которые мы, вроде бы, русские, не поём уже очень давно. Вот и весь межнациональный вопрос…
Я вспоминал своё босоногое белобрысое детство на реке Никишихе в пионерском лагере «Юный строитель», где был восемь раз и где навсегда остались мои друзья из Цокто-Хангила, Могойтуя и Агинского. Хорошее было время. Доброе и светлое. С пионерскими песнями и кострами, с выстрелами из настоящего спортивного лука и стрелами на память о смене в конце сезона, с маленькими революциями и перемириями. Не без потасовок, конечно. Но, главное, без «толерантности».
Все материалы рубрики "Темы"
Максим Стефанович
Фото автора
«Читинское обозрение»
№34 (1518) // 22.08.2018 г.
0 комментариев