Главная / Авторы / Сергей Забелин / Художник из села Монастырского
Художник из села Монастырского
Художник Николай Верхотуров - наш земляк, родом из старинного забайкальского села


Мало кому известно, что зрительный зал первого русского профессионального общедоступного театра в Ярославле в 1911 году украсил забайкальский художник.

«Торжество Диониса»
Основателем русского национального театра считается выдающийся актёр и театральный деятель Фёдор Григорьевич Волков (1728-1763), пасынок ярославского купца и промышленника Фёдора Полушкина. Посланный в Москву для изучения основ коммерческого дела, Волков по-настоящему увлёкся сценическим искусством. Полушкин, понимающий и заботливый отчим, не стал препятствовать решению приёмного сына, когда тот выбрал для себя тернистый путь искусства.

После смерти отчима Волков стал наследником его состояния, а всё вдохновение и время отдал театру, к созданию которого пришёл, обладая необходимыми средствами, талантом, энергией и знаниями. В 1750 году он основал в Ярославле первый русский профессиональный общедоступный театр.

В 1909 году был объявлен всероссийский конкурс на лучший проект здания нового городского театра в Ярославле вместимостью не менее тысячи зрителей. Жюри конкурса возглавил председатель Московского архитектурного общества Фёдор Шехтель, один из крупнейших российских зодчих рубежа XIX-XX столетий. На конкурс поступило 66 проектов. Первую премию присудили 27-летнему студенту Московского училища живописи, ваяния и зодчества Николаю Спирину. Здание по его проекту и под его наблюдением построили в рекордно короткий срок – всего за полтора года.

Судьба Спирина печальна и типична для своего сурового времени. Он работал архитектором в Москве, сражался на фронтах Первой мировой войны, осенью 1917-го служил в артиллерийском арсенале московского Кремля. Когда в октябре красногвардейцы штурмовали Кремль, он оказался в числе его защитников. Позднее советская власть припомнила ему этот эпизод биографии. Как и то, что сын кадрового военного, сам бывший офицер царской армии, архитектор Спирин горячо протестовал против сноса храма Христа Спасителя.

В декабре 1933-го Николай Александрович был осуждён на три года ссылки, которую провёл в Вологодской области, работая школьным учителем черчения и рисования. Отбыв ссылку, 56-летний архитектор был вновь арестовали в Рыбинске за «шпионско-диверсионную деятельность» и расстрелян в октябре 1938-го.

…Но вернёмся в 1911-й год. Торжественное открытие нового здания ярославского театра состоялось 28 сентября при огромном стечении народа. Была зачитана приветственная телеграмма от Константина Сергеевича Станиславского: «Примите сердечную благодарность за приглашение и память… Искренне желаю, чтобы на родине основателя русского театра зародилось и расцвело симпатичное молодое дело. Примите поздравления и передайте участникам дела».

Решением городской Думы новому театру было присвоено имя Фёдора Григорьевича Волкова. Это имя Российский государственный академический театр драмы носит до сих пор.

Зрительный зал ярославского Дворца Мельпомены был украшен живописным фризом «Торжество Диониса, или Рождение театра». Дионис – младший из олимпийских богов в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноделия, вдохновения и театра. Фриз включал в себя около ста фигур в натуральную величину человеческого роста.


Фрагмент живописного фриза «Торжество Диониса, или Рождение театра» в Ярославле

Эту роспись выполнил вместе с Верой Сакен, своей помощницей и второй женой, известный живописец, портретист, жанрист, автор картин на историко-революционные темы Николай Верхотуров. Наш земляк, родом из старинного забайкальского села Монастырского.

Из Нерчинска – в Москву
На правом берегу реки Шилки, в восьми километрах от города Нерчинска, расположено старинное село Калинино. Его первоначальное название – Монастырское, поскольку в XVIII веке здесь находился Успенский мужской монастырь, где отбывал ссылку опальный протопоп Аввакум.

Летом 1923-го столь отдалённые от столицы места посетил председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин, и под впечатлением исторического визита «всероссийского старосты» село вскоре переименовали в Калинино.

За шестьдесят лет до этого события, 5 декабря 1863 года, в Монастырском появился на свет главный герой нашего рассказа – Николай Иванович Верхотуров, ставший первым забайкальским профессиональным дипломированным художником, чьё творчество вышло за пределы России. Эту дату приводит большинство исследователей. Правда, могильная плита на московском Новодевичьем кладбище, где он похоронен, даёт другую дату его рождения – 1865-й. Но для дальнейшего повествования это расхождение непринципиально.

…В Нерчинске, на пересечении улиц Шилова и Советской, стоит старинный кирпичный дом с мезонином, единственный в городе. Сейчас в нём аптека, а в середине девятнадцатого столетия дом принадлежал Нерчинскому 3-й гильдии купцу Назару Карповичу Верхотурову, человеку не только очень богатому, но и утончённому. Из Санкт-Петербурга он выписал коллекцию картин, ставших первой частной художественной галереей в городе.


Дом купца Верхотурова в Нерчинске

Как сообщает сайт Нерчинского краеведческого музея, «именно на этих картинах учился живописи самодеятельный художник Прокопий Николаевич Рязанцев, впоследствии ставший первым учителем родственника их хозяина – Николая Ивановича Верхотурова».


Прокопий Николаевич Рязанцев (1829-1897), учитель Н.И. Верхотурова

Они познакомились, когда Верхотуров учился в Нерчинском духовном училище, а Рязанцев работал в Нерчинском уездном училище и давал уроки рисования, которые серьёзно повлияли на выбор жизненного пути молодого Верхотурова, – он уехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, одно из ведущих художественных учебных заведений в дореволюционной России.

С 1885-го по 1889-й годы Николай учился у признанных мастеров Владимира Маковского и Василия Поленова. Они оказали огромное влияние на формирование его творческих взглядов в русле традиций русских художников-передвижников.

Из Иркутска – в Петербург
После окончания училища Верхотуров, уже создавший семью с Клавдией Михайловной Михеевой, дочерью богатого купца, отправился на родину жены – в Иркутск, где произошло его окончательное формирование как художника.

Он много путешествовал по Приангарью, писал местные пейзажи, на городской художественной выставке в апреле 1900-го выставил несколько портретов и этюдов, написал иконостас для церкви Медведниковской больницы, вместе с художником Михаилом Рутченко-Короткоручко организовал в Иркутске рисовальную школу, став её заведующим и основным преподавателем. Но школа проработала меньше года.

Кстати, ровесник и коллега Верхотурова – Рутченко-Короткоручко – в 1910-17 годах жил в Чите, учительствовал в 1-й женской гимназии, являлся деятельным членом Забайкальского отдела Общества изучения Сибири и улучшения её быта, основал в городе музыкально-художественное общество, в 1913-м по его инициативе была открыта Читинская художественно-промышленная школа, первым директором которой он стал.

В Иркутске Верхотуров был членом Общества распространения народного образования и народных развлечений, членом Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. В собрании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва есть два портрета кисти Верхотурова: «Портрет графини Е.П. Архангельской» и «Портрет редактора газеты «Восточное обозрение» И.И. Попова».

Несмотря на свою активную творческую деятельность, Верхотуров, похоже, чувствовал, что ему всё же не достаёт профессиональных знаний. Поэтому летом 1901-го он уехал в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств, в мастерскую Ильи Ефимовича Репина, одного из лучших мастеров русского реализма.


Илья Ефимович Репин (1844-1930), учитель Н.И. Верхотурова

Несколько лет соучениками Верхотурова были будущие прославленные деятели отечественного изобразительного искусства – Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Иван Горюшкин-Сорокопудов, Дмитрий Кардовский. В конце 1907-го за картину «Спор о крестном знамении» уже немолодому, 44-летнему Николаю Ивановичу Верхотурову было присуждено звание художника.

В революционных кругах
Первая русская революция (1905–1907) открыла новую и самую важную тему в творчестве Верхотурова – историко-революционную.

Художник и сам был непосредственно связан с революционной борьбой. В декабре 1905 года он был арестован, и полиция делала обыски в его доме, поскольку он активно призывал народ к восстанию. Об этом в своих воспоминаниях писал знавший его художник Аркадий Рылов, известный как автор хранящегося в Третьяковской галерее полотна «В голубом просторе» — со стаей диких лебедей над волнами северного моря и парусником вдали, которое вошло в официальную историю искусства как чуть ли не первая «полноценно-советская» картина.

Из цензурных соображений произведения Верхотурова неоднократно снимали с выставок. В его портретной галерее немало видных представителей революционного движения, с которыми он встречался за границей. Известна серия «Старые революционеры», состоящая из 19 портретов, написанных с натуры карандашом, акварелью и маслом в Париже, Брайтоне, Швейцарии, Брюсселе.

Это, например, портреты Владимира Бурцева – разоблачителя провокаторов царской охранки, Германа Лопатина – переводчика на русский язык «Капитала» Карла Маркса, Георгия Плеханова – теоретика и пропагандиста марксизма, Петра Кропоткина – князя и знаменитого теоретика анархизма, Веры Фигнер – террористки, члена исполнительного комитета «Народной воли», Эдуарда Анселя – бельгийского революционера, Андрея Фейта – члена ЦК партии эсеров, а также других революционеров: Сергея Иванова, Марка Натансона, Ильи Рубановича, Александра Христофорова…

Имена некоторых персонажей с портретов Верхотурова связаны с Забайкальем. Так, 19-летний Пётр Кропоткин после окончания элитного Пажеского корпуса добровольно избрал военную службу в Сибири в казачьих частях, был назначен в Читу в чине есаула чиновником по особым поручениям при и. о. губернатора Забайкальской области, генерал-майоре Болеславе Кукеле.

На каторге или в ссылке в Забайкалье довелось побывать Феликсу Волховскому, Егору Лазареву, Александру Прибылёву, Марии Школьник. Наверное, им было что вспомнить, когда художник писал их портреты. Тем более, что революционерка-террористка Мария Школьник незадолго до этого бежала из хорошо знакомых Верхотурову мест – с Нерчинской каторги, куда на пожизненные каторжные работы попала за участие в покушении на черниговского губернатора Алексея Хвостова.


Н.И. Верхотуров. Портрет Марии Школьник (1911 год)

В 1917 году эти портреты экспонировались в Петрограде на выставке «Первые борцы за свободу», сбор от которой пошёл на нужды возвращавшихся из тюрем политзаключенных. Портреты Плеханова и Кропоткина находятся в Муниципальном музее политической истории Российской Федерации в Санкт-Петербурге, но большинство этих работ не сохранилось до сегодняшнего дня.

В годы Первой русской революции Верхотуров пишет свои наиболее известные картины: «Пропагандистка в рабочем кружке», «Прикованный к тачке» («Каторжник»), «Накануне казни», «Слушают» («Рассказ свидетеля о разгоне демонстрации», «1905 год» («Рассказ очевидца»).

Картину «Расчёт» («Перед стачкой») власти запретили к показу на официальных выставках, но в 1910 году зрители могли увидеть её в Лондоне на выставке, которую организовала Община русских художников, созданная учениками Репина при активном участии Верхотурова.


Н.И. Верхотуров. «Расчёт» (1910 год)

Зигзаги судьбы
Надеюсь, теперь читателям понятно, что украсить зрительный зал нового здания первого в России профессионального общедоступного театра живописным фризом «Торжество Диониса, или Рождение театра» было доверено настоящему мастеру. Неслучайно в Ярославле при открытии театра его фрески вызвали неподдельное восхищение у современников.

… В конце декабря 1911-го – начале января 1912 года в Петербурге под высочайшим покровительством Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича и почётным председательством Её Императорского Высочества Августейшего Президента Императорской Академии художеств Великой Княгини Марии Павловны состоялось важное событие в культурной жизни – Первый Всероссийский съезд художников. Его проведение готовили два года.

Несмотря на выраженную оппозиционность своего творчества, Николай Иванович был избран кандидатом в члены устроительного (организационного) комитета этого съезда и даже выступил на нём с двумя докладами. Он говорил о системе российского художественного образования и характеризовал состояние изобразительного искусства: «Мы переживаем период переоценки ценностей… Наша задача – всегда отражать своё время».

А время было непростое. В августе 1914-го Россия вступила в Первую мировую войну. Затем начались бурные революционные события Февраля и Октября 1917-го – «предчувствие гражданской войны», как позже назвал свою картину испанский сюрреалист Сальвадор Дали. Похоже, всё это побудило стареющего Верхотурова покинуть опасную и голодную столичную кутерьму и вернуться в родные края.

В самом конце 1917-го или начале 1918 года Верхотуров вновь оказался в Забайкалье, открыл собственное художественное ателье в Чите и стал принимать заказы на портреты, которые, как отмечал в местной прессе старый революционер, основатель Читинского краеведческого музея Алексей Кириллович Кузнецов, «написаны широкой, свободной кистью, тщательно разработаны в деталях, сотнями смелых мазков достигается разительное сходство с оригиналами». Портрет самого Кузнецова сегодня находится в фондах Забайкальского краевого краеведческого музея, носящего его имя.

В 1918 году Верхотуров по предложению Центросибири – руководящего органа советской власти в Сибири и на Дальнем Востоке разработал эскиз 50-рублевых кредитных билетов для Читинского отделения народного банка. В народе эти купюры именовали «кузнецы» или «молотки» – по рисунку рабочего-кузнеца, который опирался на рукоятку молота, и изображению кузнечных инструментов.

Верхотуров вошёл в состав редколлегии читинского журнала «Театр и искусство», публиковал там свои статьи, выступал с публичными лекциями. Весной 1920-го вместе с директором Читинской художественно-промышленной школы Николаем Александровичем Вьюновым (одессит по рождению, он был на 13 лет младше Верхотурова, тоже окончил мастерскую Ильи Репина, тоже участвовал в Первом Всероссийском съезде художников, а с 1921-го жил и преподавал в Харбине, где и скончался в 1946 году) пытался организовать в Чите Общество изящных искусств.

Недалеко от станции Дарасун, в селе Жимбира, Верхотуров построил дом с мастерской. Он откликнулся на предложение провести выставку своих работ со сбором средств в пользу Московского общества помощи борцам революции. Она состоялась в 1926 году в Чите, Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ), Иркутске и других городах, а когда добралась до Москвы, Верхотуров вновь перебрался туда на постоянное жительство.

Как писала читинский искусствовед Елена Иманакова, «живя в столице, Николай Иванович постепенно отошёл от участия в выставках и перестал заниматься живописью. Работал непродолжительное время в Политехническом музее, сделал несколько открытий и изобретений и имел 14 зарегистрированных патентов. Его уход из жизни был результатом стечения обстоятельств».

В один из морозных январских дней 1944 года в самом центре Москвы, у Ильинских ворот, неизвестный злоумышленник сорвал меховую шапку с головы 80-летнего художника. Добираясь домой, старик сильно простудился и серьёзно занемог, а 21 февраля скончался и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Со временем его заслуги и даже имя забылись в Забайкалье, и лишь в 1950-60-х годах вернул их из небытия пытливый краевед, библиофил и писатель Евгений Дмитриевич Петряев в своих книгах и статьях.

Детская художественная школа, которую в 1976 году основала в Нерчинске и почти сорок лет возглавляла художник-педагог Надежда Константиновна Гладкова, с 1992 года носит имя Н.И. Верхотурова. К 155-летию со дня его рождения в Нерчинском краеведческом музее открылась выставка «Художник из села Монастырского», на которой были представлены картины, репродукции, открытки и другие предметы, связанные с жизнью и творчеством художника-земляка.

Все материалы рубрики "Золотой фонд" земли Даурской"
 

Сергей Забелин
«Читинское обозрение»
№28 (1564) // 10.07.2019 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net