Тонкий знаток «важнейшего из всех искусств», его верный поклонник и знаток. В нём жили одновременно зритель, сценарист, продюсер, режиссёр, актёр, критик. Продолжаем разговор о кинолюбителе №1 СССР — Иосифе Виссарионовиче Сталине.
С заботой о «Ленине» и наказании
Помимо «главнокомандующих» съёмочных площадок (режиссёров) вождь внимательно следил за работой актёров. Особенно тех, кто воплощал образы первых лиц государства.
Когда Сталину 7 октября 1939 года сообщили, что скончался после болезни Борис Щукин, блистательно исполнивший роли вождя мирового пролетариата в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году», реакция генсека была интересной. Он написал: «Голосую за похороны на Новодевичьем кладбище, но хотел бы знать, кто лечил Щукина, почему не сообщили нам о его болезни, о её характере. Предлагаю немедленно расследовать это дело без шума, поручив расследование лично Вышинскому (прокурор СССР с 1935 г. по 1939 г. – прим. авт.) и Берия. Виновных наказать самым строгим образом». Из чего следовало, что отношение к актёрам идеологически важнейших фильмов у Сталина было как к своим собственным заместителям.
О «товарищах Сталиных»
Ещё детальней Иосиф Виссарионович интересовался фильмами, где сам выступал в качестве одного из персонажей: так, он лично давал указания Алексею Каплеру, когда тот писал сценарий к фильму Михаила Ромма «Ленин в 1918 году». То же, несколько позже, происходило и с легендарной картиной «Падение Берлина» Михаила Чиаурели. И хотя образ вождя, подобно ангелу в белом кителе, спустившемуся 9 мая 1945 года с небес на самолёте, прямиком в поверженный Берлин, к толпам восторженных воинов армий победителей и узников концлагерей стран всей Европы, мягко говоря, не соответствовал действительности, Сталину очень понравился… В реальности глава страны никогда не летал на самолёте. В Германии появился впервые только 16 июля 1945 года для участия в Потсдамской конференции. Был всегда окружён неприступным кольцом охраны.
После просмотра смонтированных фильмов с его «участием» главный советский кинолюбитель обычно спрашивал: «Где мы уже видели этого актёра?». Часто приглашал к обеду своих кинодвойников. Однажды он спросил лучшего из таких «Сталиных» Михаила Геловани: «Как вы собираетесь дальше играть товарища Сталина?». «Буду играть таким, каким люди его видят», – ответил сообразительный актёр. «Правильный ответ», – засмеялся Иосиф Виссарионович и подарил ему бутылку коньяка.
Генсек и звезда
Трепетно Сталин относился и к «обычным» артистам. Особенно любил Бориса Бабочкина, Николая Крючкова, Николая Черкасова, Бориса Чиркова, Орлову. Так, в середине 1930-х, познакомившись лично с Любовью Петровной, он часто приглашал актрису в Кремль, нередко звонил по телефону. Однажды, когда Орлова, отвечая на вопрос генсека, не обижает ли её муж, режиссёр Г. Александров, сказала, что «бывает, но редко», Иосиф Виссарионович мрачно пошутил: «Скажи ему, что, если он будет тебя обижать, мы его повесим!». Легко догадаться, что ощутил главный комедиограф страны, когда его жена передала сказанное…
И ещё один любопытный факт, связанный с первой кинозвездой СССР. 16 октября 1941-го фашисты стояли у стен Москвы. В городе начали проявляться следы паники. Лично по распоряжению Сталина на афишных тумбах и стенах домов были расклеены гастрольные афиши Орловой – это ощутимо помогло сбить волну паники. Люди поняли, что оборона Москвы продолжается и столицу не сдадут.
Поцелуям и «прочему» – нет!
Иосиф Виссарионович отличался крайним пуританством. Подвергнув жесточайшей критике вторую часть картины Эйзенштейна «Иван Грозный» (первая была отмечена высшей наградой страны, Сталинской премией I степени), помимо строгих замечаний он раздражённо добавил: «…А ещё ваш Иван слишком долго целуется с женой!».
Другой раз, когда Иван Большаков (председатель комитета по делам кинематографии) показал генсеку фильм, где был эпизод с обнажённой танцовщицей, тот закричал: «Вы что, Большаков, содержите бордель?» и в гневе выскочил из зала.
В «Волге-Волге» Сталина шокировал страстный поцелуй взасос актрисы Орловой с актёром Тутышкиным, и он с такой яростью приказал его вырезать, что на некоторое время поцелуи в советских фильмах были запрещены.
Когда «прочему» – да!
Однако кинолюбитель №1 время от времени противоречил своим пуританским принципам. То любимый, то ненавистный ему режиссёр Александр Довженко попал в опалу генсека из-за своей картины «Земля» (была снята «немой»). После предварительного просмотра этой киноленты Сталин написал в своём постановлении от 1930 года: «Исключить порнографические и иные противоречащие советской политике элементы…» (они имели место в фильме – прим. авт.). И вот что интересно – незадолго до выхода «Земли» на экраны «противоречащие советской политике элементы» были вырезаны, а «порнография» в виде единственного маленького эпизода… осталась. В кадре одна из главных героинь картины – деревенская девушка Наталья, узнав о гибели своего жениха, революционера Василя, мечется в истерике по хате полностью… обнажённая. Бегать голышом (безо всяких «эротических каскадёров») пришлось актрисе Елене Максимовой («Молодая гвардия», «Два капитана», «Высота»). Разумеется, ни о каком лиризме и уже тем более телесной чувственности здесь не было и речи: была личная трагедия, протест изолгавшейся церкви, классовая борьба против кулачества. Это было революционное искусство в чистом виде. Видимо, потому ярый противник «обнажёнки» на экране Сталин этот эпизод в последний момент распорядился не вырезать.
Другой пример. В полнометражной документальной картине режиссёра Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» (1929) время от времени в кадре фигурируют частично (и полностью) обнажённые женщины и даже коротко демонстрируются роды с подробностями.
На табуретке против Голливуда
Нередко Иосиф Виссарионович был настолько очарован кино, что принимал всё снятое за реальность. Как-то он пересматривал в очередной раз картину «Смелые люди». В зале был режиссёр Георгий Александров. Когда Сталин увлёкся и воскликнул: «Эх, здорово скачет артист Грибов», Александров решил пояснить: «Товарищ Сталин, он не скачет. Это приём такой. Комбинированные съёмки – он на табуретке подпрыгивает». Сталин жутко обиделся: «И что, вы хотите на этой табуретке обогнать Голливуд?».
Кино – в жизнь
Иосиф Виссарионович часто путал, намеренно или ненамеренно, искусство с реальной жизнью, уделяя большое внимание деталям. Например, требовал, чтобы в сцене одного из фильмов, где показан партийный съезд, звучали именно такие аплодисменты, как на настоящем съезде и чтобы оркестр не звучал. Он писал: «Такого не может быть».
Посмотрев фильм об адмирале Ушакове – флотоводце времен Екатерины II – генсек вдруг решил строить гигантский флот. Когда Сталин собрался увеличить налогообложение и без того небогатых крестьян, и ему сказали, что они слишком бедны и не в состоянии платить налог, он сослался на фильм.
В 1935 году, увидев первый в мире полнометражный советский научно-фантастический фильм о межпланетном путешествии «Космический рейс» (реж. В. Журавлёв), генсек серьёзно задумался о перспективе освоения космоса. Те же ракеты можно было использовать и в военно-оборонительных целях. Спустя несколько дней после просмотра он отдал приказ о разработке нового вида вооружений. Сталин как в воду глядел. В недалёком будущем это оказалось мудрым и очень дальновидным решением.
Кино делает политику
В «Падении Берлина», снятом в 1949 году, его уже волновал не столько Гитлер и разгромленная Германия, сколько нынешние противники – англо-американские империалисты. Поэтому большое внимание было уделено коварным планам американцев и англичан по сепаратному миру с Германией.
Во время работы над фильмом «Адмирал Нахимов» (Сталинская премия I степени, 1947) о великом флотоводце и его главной победе – Синопском сражении, где был разбит весь турецкий военный флот, Сталин потребовал от режиссёра Всеволода Пудовкина обязательно учесть возможную динамику в реальных политических отношениях Турции и США.
Ещё не вышедшую на большой экран картину Сергея Юткевича «Пржевальский» (1951) Сталин отправил для ознакомления китайским товарищам. Возникла конфликтная ситуация: Мао Дзедун посмотрел фильм, и ему не понравилась трактовка китайцев в исторической перспективе и т.д. Иосиф Виссарионович, с большим уважением относившийся к братскому народу КНР, лично проконтролировал перемонтаж спорных эпизодов фильма Юткевича. В конечном итоге картина только выиграла.
«Ртутное» покушение киномеханика. Сталин, Чаплин и Геббельс. Молотова – к гангстерам! Это сладкое, сладкое «трофейное кино». Убить ковбоя! Первый советский «ремейкер» и первый «кинопират». Финальная часть разговора – в следующей нашей встрече.
Часть III
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№45 (1415) // 09.11.2016 г.
0 комментариев