Военный боевик «Мерседес» уходит от погони», снятый в 1980 году режиссёром Юрием Ляшенко на киностудии им. А. Довженко, до сих пор частенько показывают по телевидению. Действие фильма разворачивается во время Великой Отечественной войны. Захватив трофейный «Мерседес», группа советских разведчиков-диверсантов под видом немецких солдат и офицеров совершает дерзкий рейд в тыл противника. Операция проходит успешно, но не все возвращаются с опасного задания. Главную роль в фильме – руководителя разведгруппы капитана Владимира Локтева, действующего под видом немецкого капитана Лоренца, – исполнил наш земляк, уроженец Читы Герман Юшко.
Покорить столичную сцену
Будущий Заслуженный артист России Герман Иванович Юшко родился в Чите за пять месяцев до начала Великой Отечественной войны, 27 января 1941 года. О его родителях и детских годах, прошедших в Забайкалье, нам не удалось отыскать никаких сведений. Похоже, в отличие от многих своих коллег, Герман Юшко был довольно закрытым человеком и не любил давать интервью. Во всех связанных с ним публикациях, как под копирку, звучит одна и та же фраза, которую, за неимением иной информации, мы позволим себе процитировать: «Детство будущего актёра прошло, как и у всех мальчишек, которые родились во время той страшной великой войны. Конечно же, в далёкой Сибири не были слышны артиллерийские залпы боёв, но всё равно очень трудно было всем, это однозначно».
Однозначно и то, что именно в Чите юный Юшко загорелся идеей покорить столичную сцену. Получив аттестат о среднем образовании, он отправился в Москву и с первого раза сдал вступительные экзамены в Школу-студию при Московском художественном академическом театре им. М. Горького. Это высшее учебное заведение было создано в 1943 году по инициативе одного из основателей МХАТа Владимира Ивановича Немировича-Данченко и носит его имя. Руководителем курса, на котором учился Юшко, был театральный педагог, актёр Василий Петрович Марков, известный тем, что во многих фильмах («Ленин в 1918 году», «Яков Свердлов», «Свет над Россией», «Кремлёвские куранты») играл председателя ВЧК Феликса Дзержинского.
В 1965 году 24-летний Герман окончил Школу-студию МХАТ и сходу был принят в уже прославленный к тому времени московский «Современник». Признанным лидером и первым художественным руководителем этого театра, основанного в 1956 году группой выпускников Школы-студии МХАТ, стал Олег Николаевич Ефремов. В числе основателей «Современника» были молодые актёры Галина Волчек, Игорь Кваша, Лидия Толмачёва, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Виктор Сергачёв. Последний – тоже наш земляк. Он родился в Борзе и был на семь лет старше Юшко. Кстати, в то время в «Современнике» служил ещё один читинец – Владлен Паулус. О них мы расскажем в следующих номерах газеты.
Однако роман Германа Юшко с «Современником» продлился лишь четыре года. Потом актёр перешёл в Центральный театр Советской армии, где прослужил в десять раз дольше – четыре десятилетия, встретил свою любовь, был удостоен звания Заслуженного артиста России и получил подлинное признание зрителей.
У Германа Юшко многие находят сходство с «агентом 007» Дэниелом Крейгом
На сцене и на экране
Центральный ордена Трудового Красного Знамени академический театр Cоветской (ныне Российской) армии располагает самой большой в Европе сценической площадкой, а его зал рассчитан на 1520 зрительских мест. Находится театр на Суворовской площади в Москве. В его зале часто проходили, да и сейчас иногда проходят, игры Высшей лиги КВН.
На сцене армейского театра по-настоящему раскрылся талант Германа Юшко. Он создал множество запоминающихся образов. Небогатый чиновник Юлий Капитоныч Карандышев («Бесприданница» Александра Островского). Гусарский полковник Давыд Васильев («Давным-давно» Александра Гладкова). Слесарь Андрей Митрич Клещ («На дне» Максима Горького). Рикаредо – двоюродный брат главного героя («Учитель танцев» Лопе де Веги). Хозяин постоялого двора («Человек из Ламанчи» по роману Сервантеса «Дон Кихот»). Говард Кемб («Странствия Билли Пилигрима» по роману Курта Воннегута «Бойня № 5, или Крестовый поход детей»). Призрак («Гамлет» Вильяма Шекспира). Герцог Норфолк («Человек для любой поры» Роберта Болта). Антонио (итальянская комедия «Моя профессия – синьор из общества» Джулио Скарначчи и Ренцо Тарабуззи). И многие-многие другие.
Что касается образов, созданных Германом Юшко на киноэкране, то зрители стали узнавать его после главной роли ревнивого Николая в драматической новелле Владимира Акимова «Возвращение» (1968). Затем был Тимка, ординарец из банды батьки Ангела, в пятисерийном телефильме Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства» (1969), где Юшко снялся вместе с другим нашим земляком Юрием Соломиным, сыгравшим советского чекиста Павла Кольцова. В том же 1969-м Юшко стал сержантом-латышом Янисом Круминем, которого в составе разведгруппы из пяти человек забрасывают в тыл врага для выполнения сложного и опасного задания в фильме «Пятеро с неба», поставленном режиссёром Владимиром Шределем. В 1970-м Юшко – Анатолий, к которому вернулась жена, порвав с любимым человеком, из картины «Ночная смена» (режиссёр Леонид Менакер). Сыграл Юшко и немало ролей второго плана. Например, представителя «Аэрофлота» в вымышленной стране Бидри в приключенческой мелодраме «Экипаж» (1979) Александра Митты.
Г. Юшко в роли подводника Ильи Новикова (фильм «Волны над нами», 1973).
Как отмечали критики, героям Юшко были свойственны целостность натуры, мужественность и искренность чувств.
Долгожданное семейное счастье
Алина Станиславовна Покровская (урождённая Новак), ставшая в 1988 году Народной артисткой РСФСР, была на год старше Юшко, но уже дважды побывала замужем. Первый раз и ненадолго – будучи студенткой, за своим преподавателем Щепкинского училища Алексеем Покровским, чью фамилию затем сохранила. Вторым её мужем стал красавец и сердцеед артист Владимир Сошальский, жёнами которого в разное время были Ольга Аросева и Нонна Мордюкова. С ним Покровская рассталась после девяти лет совместной жизни. Не путать Алину Покровскую с её почти полной тёзкой, тоже Народной артисткой РСФСР Аллой Покровской, вдовой Олега Ефремова и матерью Михаила Ефремова.
– Мы с Германом Ивановичем Юшко познакомились в театре, на сцене постоянно играли влюблённых, – рассказала актриса журналистке еженедельника «Собеседник» Анжелике Пахомовой. – И в жизни завязался роман. Как раз в тот период, в 1971 году, я снималась на киностудии имени Горького у режиссёра Владимира Рогового в фильме «Офицеры» по повести Бориса Васильева. Тогда ходили слухи, что между мной и Георгием Юматовым был роман. И это в какой-то степени правда. Юматов за мной ухаживал. Но я уже тогда любила будущего мужа. Он был замечательным! Всё умел: сам построил дачу, сам готовил, делал домашнюю работу. Постоянно что-то строил, увлекался разными проектами, я его в шутку называла Маниловым. Никогда не жаловался, был настоящим мужчиной.
В культовом фильме «Офицеры» Алина Покровская сыграла Любу, жену одного из главных героев Алексея Трофимова (артист Георгий Юматов), в которую всю жизнь был безнадёжно влюблён его лучший друг Иван Варавва (артист Василий Лановой). Люба из «Офицеров» стала символом женской самоотверженности и верности.
В браке Германа Юшко и Алины Покровской, который продлился сорок лет, они обрели долгожданное семейное счастье. Это были серьёзные чувства двух зрелых людей. Их сын Алексей выбрал профессию историка, работает в Государственном историческом музее.
Когда у Юшко обнаружили онкологическое заболевание, жена четыре с половиной года делала всё, чтобы отвоевать его у смерти. Операция на кишечнике принесла облегчение лишь на короткое время. Герман Иванович продолжал выходить на сцену, однако метастазы обнаружили в печени.
– Но он молодец, работал до последнего, – рассказала Алина Станиславовна. – Скончался 11 ноября 2010 года, а ещё в конце сентября мы гастролировали по городам России. Гера танцевал, пел. У него распухали ноги, приходилось надевать сапоги большого размера. Держался на химиотерапии, облысел, переживал по этому поводу, но я успокаивала – сейчас это модно…
После смерти мужа Алина Покровская находит утешение только в работе, сильном характере, общении с сыном и внуком.
Все материалы рубрики "Золотой фонд" земли Даурской"
Сергей Забелин
«Читинское обозрение»
№24 (1560) // 12.06.2019 г.
0 комментариев