Сегодня мы, друзья, вновь отправляемся вместе с пятёркой авантюристов-«любителей», вынужденных преступников: Джинни, Китсоном, Джипо, Блэком и единственным профи в этой компании — Фрэнком Морганом за сейфом на колёсах, с «кассой» в 3 000 000 $, в историю создания этой популярной захватывающей картины в трёх сериях. Эта история впервые, ровно 40 лет назад заставила будоражить нервы, мысли и чувства сотен миллионов советских зрителей. В «Синескопе» — «Мираж», созданный мастером захватывающего кино, рижским режиссёром Алоизом Бренчем!
К началу декабря 1982 года на Рижской студии были построены все декорации интерьеров, где происходило действие «Миража»: автомастерская Джипо, помещение фешенебельного кафе, на которое совершили налёт Морган, Блэк и Джинни, комната домика в кемпинге, где укрывались преступники и т.д. К февралю 1983-го были отсняты и даже смонтированы почти все «студийные» сцены картины, а с приходом весны киногруппа «Миража» отправилась на работу по «американским» городам и весям.
Разумеется, некоторая часть общих планов «стрит» и «авеню», а также скоростных автомагистралей была снята, как это тогда практиковалось, операторами-международниками, непосредственно на сценарных «местах событий». Основные «штатовские» локации, в первую очередь, городские, пришлось «сооружать» самим киношникам в локациях Латвии.
Побережье Балтики для изображения американских «югов», по вполне понятным причинам, не годилось. А потому взор Алоиза Бренча, естественно, упал на Крым и берега Чёрного моря — идеальные места для съёмок.
Одной из серьёзных проблем, вставших перед создателями «Миража», было наличие подходящих авто для достоверности происходящего. США, как известно, страна «автомобильная». Что делать? В СССР заокеанских иномарок тогда водилось крайне мало. Это не смутило киношников — они проявили чудеса находчивости и сумели раздобыть (через знакомых, знакомых других знакомых, вплоть до сотрудников иностранных консульств) для главных героев — Джинни и Китсона, изображавших молодожёнов, не новый (от 1972 года), но в отличном состоянии седан Pontiac Grand Ville. Некоторых «местных» «автоактёров» всё же пришлось «гримировать». Так в фильме эффектно снялся совершенно неузнаваемый, в образе американского армейского джипа наш родной ГАЗ-69. И всё же немало кадров было снято с настоящими американскими и европейскими авто-«иностранцами»: Chrysler New Yorker от 1972-го, Mercedes-Benz, Audi 80, Chevrolet, Ford Granada, Ford Taunus, Volkswagen Käfer и т.д.
Что же касается шикарного сейфа на колёсах — двухтонного броневика Welling Super box, то его вполне успешно изображала тюнингованная «Нива». Интересно, что идея вкатить американский инкассаторский броневик в трейлер принадлежит только фантазии автора литературного первоисточника фильма — писателя Джеймса Чейза. Если бы автор романа «Весь мир в кармане» (1959) хоть раз побывал в США, то при желании узнал бы, что в этой стране подобные авто всегда имеют гораздо более солидные габариты. К слову сказать, когда Чейз писал романы, где действие разворачивается в Соединённых Штатах, он пользовался …туристическими буклетами, картами городов и книжками об этой стране.
…кемпингом — вот, в основном и все главные места действий, что требовались по сценарию. Одной из самых напряжённых и захватывающих сцен в «Мираже» стал захват броневика. Его снимали на старой дороге Севастополь-Ялта, неподалёку от посёлка Кастрополь. Поскольку спортивный британский Ford Capri, на котором мчалась Джинни — Мирдза Мартинсоне, заманивая броневик с деньгами на место «катастрофы», был вещью чрезвычайно дорогой, то жечь его, разумеется, не стали, а запалили заранее подготовленную копию кузова авто.
Кемпингом-мотелем, где остановилась группа преступников, стала вполне реальная дорожная гостиница «Поляна сказок», которая в несколько преображённом виде работает и поныне. Пляжные сцены снимали неподалёку от знаменитой Медведь-горы. Интересно, что в кадре купающихся «американцев» не было! В основном все загорали. Ещё бы — майская черноморская водица была всего +15℃.
Снимая «Мираж», авторы стремились создать полное соответствие месту действия картины. И им это удалось. Отчасти такой достоверности «миражевцы» добились оттого, что нередко прибегали к… консультациям у дипломатов и даже работников посольства страны, где происходило место действия фильма. Также особо стоит упомянуть шикарные телевизионные рекламные клипы-вставки («Шоколад «Я и ты», «Джинсы Lee Cooper» и т.д.) в новостные блоки передач, которые смотрят герои фильма. Они чрезвычайно ярко подчёркивали «заграничность» ТВ, а отечественный (и не только) зритель был твёрдо уверен, что это американский «телепродукт», «добытый» нашими киношниками. Интересно, что эти же клипы воспринимаются точно так же и сейчас. Лишь спустя годы стало известно, что всю эту рекламу снимал… сам режиссёр Бренч со своими мастерами исключительно для «Миража».
Однако, несмотря на все старания воссоздать максимальную достоверность мира, где происходит действие фильма, случались и «проколы», мелкие (изредка мелькающие вдоль дорог хаты и т.п.), которым, впрочем, массовый зритель особо не придавал значения. К примеру, «зоологического характера». Как известно, один из героев фильма, добряк, автомеханик, взявшийся вскрыть сейф броневика — Джипо (Борис Иванов) очень боялся змей.
В финальной части фильма его кусает в горной местности кобра, и он погибает. В сценарии «Миража» так и было прописано — «кобра». А когда всё, что нужно было отснято, смонтировано и озвучено, уже перед самой премьерой фильма стало известно, что кобры в Техасе, как и вообще в США, не водятся. Скорей к месту была бы гремучая змея. Но и в этом случае ничего бы у киношников не вышло — «гремучек» для съёмок просто негде было взять…
Вечером 12 августа 1983 года двое влюблённых прыгнули с белой скалы, в бездну… Прыгнули в вечный трагический полёт несбывшихся надежд… Звучала прекрасная и печальная музыка… У миллионов перехватило дыхание и словно оборвались сердца… Женская половина не смогла удержать слёз… А далее шли титры…
Почти за три месяца до этого Алоиз Бренч снял эти впечатляющие финальные кадры «Миража».
Съёмка велась в Крыму, в 59 км от Симферополя, на вершине скалистой белой горы Ак-Кая.
На высоте почти в 350 метров, откуда большой автобус группы смотрелся едва ли крупней коробки спичек, стоял очень сильный ветер. Порывы были настолько свирепы, что режиссёр начал всерьёз опасаться, что актёров может запросто сдуть с утёса, и велел привязать их верёвками за ноги в районе щиколоток (в кадре были не видны). Непосредственно для съёмки прыжка средним и общим планами киногруппа перебралась на другой, более подходящий для этого утёс, где несчастные влюблённые бросались с высоты …двух с лишним метров на площадку, выстланную поролоновыми матами… Для дальнейшего полёта уже специальных муляжей-манекенов, изображавших Джинни и Китсона, группа вернулись к подножию Ак-Кая, где и были отсняты финальные кадры «Миража», причём, несмотря на отсутствие в ту пору полноценной компьютерной графики, получившиеся чрезвычайно реалистично.
В последней декаде июня Бренч и компания вернулись на студию, в Ригу и занялись монтажом, затем мастера дубляжа (весь фильм снимался на латышском языке) блестяще «научили» героев ленты говорить на безупречном русском. 10 августа 1983 г. всесоюзная премьера состоялась… Сказать: успех, сопереживание главным героям (причём, что неслыханно для советского кино — преступникам (!), хотя и вынужденным, по вине капиталистического мира) — это почти ничего не сказать. Сюжет повышенной остроты, адреналин в особо напряжённых сценах, идеальные попадания в образы актёров с эффектной внешностью, почти идеально созданный жестокий заокеанский «рай»… «Мираж» просто стал сенсацией.
Картина Алоиза Бренча стала 40-й экранизацией по общему мировому счёту произведений Д. Чейза, перенесённых со страниц романов на экраны. И! ВНИМАНИЕ! … ВТОРОЙ экранизацией романа писателя «Весь мир в кармане»! Большинство читателей этому удивится. Между тем, это Факт! Впервые роман был экранизирован в 1961 году в ФРГ, при участии Франции и Италии. Режиссёром выступил канадец Элвин Рокофф. Чёрно-белая полуторачасовая лента на немецком языке под названием «В пятницу в половине двенадцатого» была довольно близко приближена к литературному первоисточнику. В отличие от версии А. Бренча, в ней полностью отсутствовала идеологическая составляющая, и являла собой «обычную», хотя и добротно сделанную криминально-драматическую ленту, которая, по большому счёту, стала «проходной» среди общего потока подобных авантюрных картин того времени. Главные персонажи оказались в ней разительно …не похожи на тех, что полюбились нам в «Мираже» (сравнительно фото прилагается). И самое, пожалуй, главное, в Джинни, Моргане, Китсоне, Блэке и Джипо от 1961 г. напрочь отсутствовали их такие разные, но такие яркие характеры.
P.P.S. Была небольшая часть зрителей (и остаётся сейчас), что посмеивалась (чаще по-доброму) в «Мираже» 1983-го над «затюнингованной» под броневик нашей «Нивой». А теперь просто сравните эти два авто (см. фото)…
Все материалы рубрики «Синескоп»
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№39 (1783) // 27.09.2023 г.
Спасибо за статью. Большое восхищение создателям ,актерам,музыка — шедевр!
Посмотрела недавно старую 1961г.версию на произвидение Чейза.Изменена вся идея.смотрится,как пособие к преступлению. Фильм» Мираж»прекрасен…
Читать ещё ↓
Посмотрела недавно старую 1961г.версию на произвидение Чейза.Изменена вся идея.смотрится,как пособие к преступлению.
Фильм» Мираж»прекрасен и соответствует книге .