Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Мираж. В погоне за мечтой. Часть I
Мираж. В погоне за мечтой. Часть I


(Пролог). Началось вчера, в среду, 10 августа…

…В одном из штатов демократических, счастливых, великих, райских США. Только что «откинувшийся» преступник Фрэнк Морган, бывший пилот и снайпер, бывший вьетнамский вояка Эд Блэк, боксёр-неудачник Эл Китсон, терзаемый рэкетом автомеханик Джипо и безработная красотка Джинни Гордон собрались осуществить дерзкий план, придуманный последней, о захвате инкассаторского мини-броневика-сейфа, гружёного 3 миллионами долларов. Морган, Блэк и Джинни уже совершили налёт на фешенебельное кафе и добыли 5000 «зелёных» на приобретение прицепа-трейлера, куда планировалось загнать броневик, чтобы увезти его подальше от места будущего его захвата и без помех распотрошить. Что Будет ДАЛЬШЕ?

В тот четверг 1983 года все зрители СССР были готовы ринуться, погрузиться в очередной «Мираж» — его вторую серию…

…В прошлом месяце исполнилось ровно юбилейных 40 лет, как вышел ещё один, давший похожий эффект «опустошения» населённых пунктов страны, как и вышедшие 10 лет ранее «Семнадцать мгновений весны», фильм. Захватывающий «Мираж» в трёх сериях, созданный на Рижской киностудией известным мастером советского остросюжетного кино, режиссёром Алоизом Бренчем («Шах королеве бриллиантов» 1973, «Ключи от рая» 1976, «Подарки по телефону» 1977). В связи с очередным киноюбилеем предлагаю, уважаемые друзья, всем «Синескопом» погрузиться в историю создания этой картины. Итак, уходим в «Мираж»…

«Убийство» книготорговца

Его звали Рене Брабазон Реймонд. Это имя ныне мало кому известно. Он был британцем из довольно зажиточной семьи. Учился в королевской школе города Рочестер и даже в колониальной индийской Калькутте. После 18 лет бросил учёбу и порвал с семьёй. Помимо прочих «работ» трудился агентом-распространителем …«Детской энциклопедии», затем продвинулся до сотрудника крупной оптовой книжной фирмы, где начал обычным продавцом, потом стал завотделом поставки товара. А когда ему стукнул, что называется, «возраст Христа», то Рене Брабазон Реймонд …исчез! Пропал. Случилось это в 1939 году, когда на полках не только британских, но и европейских книжных магазинов появилась книга «Нет орхидей для мисс Блэндиш». Это был роман. Детектив. Захватывающий. Автором сего бестселлера значился некто Джеймс Хедли Чейз — именно этот человек «прикончил» и «подменил» на всю оставшуюся жизнь никому не известного книготорговца, мистера Реймонда.

Тот Самый роман, кино и …СССР

Это был автор будущих, таких же захватывающих ещё 92-х (!) романов, среди которых в 1959 году написан Тот Самый литературный первоисточник фильма, о котором идёт сегодня речь — драматический детектив-триллер The World In My Poket — «Весь мир в кармане».

 

Надо заметить, что бывшему Реймонду, а ныне знаменитому сочинителю, ставшему уже почти классиком «криминального чтива», Чейзу в течение всей его жизни везло не только на ниве писательской, но и кинематографической — произведения мастера детектива экранизировались аж 59 раз!

К началу 1980-х книжный рынок СССР, несмотря на «холодную войну» начал понемногу заполняться иностранной художественной литературой. Большей частью «прогрессивной» или «нейтральной» тематики стали фантастика, социальные драмы, детективы. Среди них были и произведения Чейза. Такая зарубежная литература, впрочем, как и подобная отечественная, быстро раскупалась. СССР в то время торговал с Западом на равных, а в ответ брал на себя определённые обязательства в связи с Хельсинкскими соглашениями с США от 1975 года, касающиеся также и «свободы информации».

Чтобы нейтрализовать влияние капиталистических «партнёров» на отечественного читателя , а затем и зрителя, и донести до него реальную картину западного «свободного рая», соответствующие органы нашего государства именно в то непростое время начали усиливать противодействие своему противнику. Кроме мощнейших «Ленфильма», «Мосфильма» и его «младшего брата» — студии им. Горького, требующих немалых финансовых затрат на создание картин, где действие происходило за рубежом, Рижская киностудия имела, отчасти, больший опыт в подобных съёмках, «потребляя» при этом меньше денежных средств, в связи с обладанием естественной географическо-архитектурно-топологической «натурой». Ими был снят целый ряд отличных исторических, криминально-детективных картин и драм: «Ноктюрн» (1966), «Стрелы Робин Гуда» (1975), «Смерть под парусом» (1976), «Незаконченный ужин» (1979) и т.д., действие которых происходило в разные времена на европейском Западе. При этом рижане, в силу таких же естественных обстоятельств, имели гораздо большую базу актёров с «несоветской», но «европейско-англо-саксонской» внешностью.

Режиссёр. Жёсткий сценарий

В середине июня 1982 года, когда весь СССР дружно рукоплескал и писал восторженные письма актёрам и авторам блистательной многосерийной драмы, снятой Рижской киностудией «Долгая дорога в дюнах», главный из них, режиссёр-постановщик 53-летний Алоиз Бренч уже задумался о новом проекте. Выше обозначенные обстоятельства складывались как нельзя лучше для большого поклонника детективного жанра, опытного, уже отлично зарекомендовавшего в этом деле мастера. Именно Бренч и предложил экранизировать роман Чейза «Весь мир в кармане». В сентябре 1982-го режиссёр уже держал в руках сценарный вариант романа , написанный Алвисом Лапиньшом, также имевшим опыт в кинодраматургии, в том числе и в жанре детектива («Незаконченный ужин»). Сценарист здорово потрудился, сделав из в общем-то, довольно несложного, хотя и занимательного сюжета романа Чейза ещё и мощную остросоциальную, зримую и наглядную, зрелищную, обличающую жестокий безжалостный капиталистический мир историю людей, из которых всего один профессиональный преступник — Фрэнк Морган. Остальные искалеченные, иные физически, но все морально борьбой в попытке выжить в этом западном «раю» неудачники, обитатели, упавшие на «социальное дно». Лапиньшь добавил также в будущую картину историю Джона Стоукера — друга убитого Морганом водителя броневика с деньгами — помощника повстанцев в Сальвадоре, борющихся за свободу и независимость своей страны. А на протяжении сюжета всего сценария, наполненного динамичными, «адреналиновыми», будоражащими, «щекочущими» нервы сценами над главными героями, вынужденными преступниками в этом жестоком капиталистическом мире, довлел рок, надежды разбивались, и безысходность в финале ставила жирную точку. Литературный оригинал в этом отношении проигрывал киносценарной трактовке. Работу Лапиньша, как и её рабочее название — «Мираж», худсовет Рижской студии и соответствующая Организация приняли на «ура» и сразу утвердили.

«Преступная» группа

В ноябре 1982-го Алоиз Бренч занялся подбором актёров на пять главных ролей будущей трёхсерийной картины. Помимо таланта и профессионализма режиссёр поставил творческую задачу — всё пятеро преступников-авантюристов для максимальной достоверности должны обладать «не нашей» (и даже не местной, латвийской!) внешностью и в целях достоверности происходящего по сюжету фильма желательно малоизвестными, дабы зритель не отвлекался на «звёздные» лица. Поиск и пробы начались…

Автором идеи похищения броневика с 3 миллионами «зелени» на борту, вдохновительницей и смелой красавицей-авантюристкой Джинни Гордон могла стать среди сотен молодых актрис театра и кино: Александра Яковлева («Экипаж» 1979, «Чародеи» 1982), актриса рижского национального театра Инара Слуцка, тогда ещё не имевшая опыта в кино (будущие работы в кино — «Выстрел в лесу» 1983, «Когда сдают тормоза» 1984, «Волкодав» 1991) и актриса Анита Грубе («Незаконченный ужин» 1979, «Инспектор Гулл» 1979). Однако выбор остановился на 31-летней, опытной в кино (15 фильмов), актрисе, с интересной, даже сексуальной внешностью Мирдзе Мартинсоне («Стрелы Робин Гуда» 1975, «Смерть под парусом» 1976).

На роль главаря, босса всей компании — криминального профи Фрэнка Моргана — здесь режиссёр вновь поступился своим принципом брать только малоизвестных актёров — пригласил почти безо всяких проб литовского мастера своего дела 44-летнего Регимантаса Адомайтиса с «типичной» «американской» внешностью.

Так же почти без проб на площадке «Миража» появился герой-фронтовик, ветеран Великой Отечественной войны, талантливейший актёр театра им. Моссовета, за плечами которого были работы в 40 кинофильмах — Борис Иванов. Он стал автомастером Джузеппе Мандини (Джипо).

Четвёртым участником банды, бывшим боксёром Александром Китсоном (Элом) мог стать один из «эталонов» мужской красоты СССР Ивар Калныньш. Режиссёр отверг знаменитость по причине его …знаменитости и излишней «красивости». Претендовал также актёр драмтеатра Клайпеды Валентинас Климас. Не прошёл. Бренч, перебрав ещё несколько десятков кандидатов, остановился на 28-летнем театральном актёре Мартиньше Вилсонсе, новичке в мире кино, чем-то похожим на …Жан-Поля Бельмондо. Так же, как и знаменитый француз, Вилсонс был брутален и …тоже занимался боксом, как и его будущий персонаж.

И, наконец, пятый член преступного союза — бывший пилот и стрелок, спивающийся ветеран войны во Вьетнаме, умирающий от рака лёгких Эдвард Блэк (Эд). Эту трагическую роль «примерил» поначалу Борис Химичев («Фронт в тылу врага» 1981, «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» 1982), однако режиссёр остановился на актёре театра Интсе Бурансе, с которым уже работал в своих прошлых картинах («Шах королеве бриллиантов», «Подарки по телефону», «Ралли» 1978).

 

Ранней весной 1983 года съёмочная группа «Мираж» начала готовиться к натурным «заграничным» съёмкам…

Продолжение с почти сенсационными подробностями (и фото-уликами) истории появления культового советского детективно-криминально-драматического кинопроизведения из несоветской жизни, в трёх сериях, но без срока, хотя и с юбилейной датой — 40 лет, давности — «МИРАЖ», через один «Синескоп»! А в следующем, в связи с грядущей Премьерой мы отправимся в бездну головокружительной Кругосветной высоты, безумия ветра, Кругосветных приключений. НАСТОЯЩИХ!

Часть II

 

Все материалы рубрики «Синескоп»

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№39 (1783) // 27.09.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net