Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Мираж. В погоне за мечтой. Часть II
Мираж. В погоне за мечтой. Часть II


Часть I

Сегодня мы, друзья, вновь отправляемся вместе с пятёркой авантюристов-«любителей», вынужденных преступников: Джинни, Китсоном, Джипо, Блэком и единственным профи в этой компании — Фрэнком Морганом за сейфом на колёсах, с «кассой» в 3 000 000 $, в историю создания этой популярной захватывающей картины в трёх сериях. Эта история впервые, ровно 40 лет назад заставила будоражить нервы, мысли и чувства сотен миллионов советских зрителей. В «Синескопе» — «Мираж», созданный мастером захватывающего кино, рижским режиссёром Алоизом Бренчем!

Съёмки. «Заграница»…

К началу декабря 1982 года на Рижской студии были построены все декорации интерьеров, где происходило действие «Миража»: автомастерская Джипо, помещение фешенебельного кафе, на которое совершили налёт Морган, Блэк и Джинни, комната домика в кемпинге, где укрывались преступники и т.д. К февралю 1983-го были отсняты и даже смонтированы почти все «студийные» сцены картины, а с приходом весны киногруппа «Миража» отправилась на работу по «американским» городам и весям.

Разумеется, некоторая часть общих планов «стрит» и «авеню», а также скоростных автомагистралей была снята, как это тогда практиковалось, операторами-международниками, непосредственно на сценарных «местах событий». Основные «штатовские» локации, в первую очередь, городские, пришлось «сооружать» самим киношникам в локациях Латвии.

Побережье Балтики для изображения американских «югов», по вполне понятным причинам, не годилось. А потому взор Алоиза Бренча, естественно, упал на Крым и берега Чёрного моря — идеальные места для съёмок.

Об актёрах четырёхколёсных

Одной из серьёзных проблем, вставших перед создателями «Миража», было наличие подходящих авто для достоверности происходящего. США, как известно, страна «автомобильная». Что делать? В СССР заокеанских иномарок тогда водилось крайне мало. Это не смутило киношников — они проявили чудеса находчивости и сумели раздобыть (через знакомых, знакомых других знакомых, вплоть до сотрудников иностранных консульств) для главных героев — Джинни и Китсона, изображавших молодожёнов, не новый (от 1972 года), но в отличном состоянии седан Pontiac Grand Ville. Некоторых «местных» «автоактёров» всё же пришлось «гримировать». Так в фильме эффектно снялся совершенно неузнаваемый, в образе американского армейского джипа наш родной ГАЗ-69. И всё же немало кадров было снято с настоящими американскими и европейскими авто-«иностранцами»: Chrysler New Yorker от 1972-го, Mercedes-Benz, Audi 80, Chevrolet, Ford Granada, Ford Taunus, Volkswagen Käfer и т.д.

Броневик, Чейз и журнальные США

Что же касается шикарного сейфа на колёсах — двухтонного броневика Welling Super box, то его вполне успешно изображала тюнингованная «Нива». Интересно, что идея вкатить американский инкассаторский броневик в трейлер принадлежит только фантазии автора литературного первоисточника фильма — писателя Джеймса Чейза. Если бы автор романа «Весь мир в кармане» (1959) хоть раз побывал в США, то при желании узнал бы, что в этой стране подобные авто всегда имеют гораздо более солидные габариты. К слову сказать, когда Чейз писал романы, где действие разворачивается в Соединённых Штатах, он пользовался …туристическими буклетами, картами городов и книжками об этой стране.

Пустынные дороги, горы, пляж с…

…кемпингом — вот, в основном и все главные места действий, что требовались по сценарию. Одной из самых напряжённых и захватывающих сцен в «Мираже» стал захват броневика. Его снимали на старой дороге Севастополь-Ялта, неподалёку от посёлка Кастрополь. Поскольку спортивный британский Ford Capri, на котором мчалась Джинни — Мирдза Мартинсоне, заманивая броневик с деньгами на место «катастрофы», был вещью чрезвычайно дорогой, то жечь его, разумеется, не стали, а запалили заранее подготовленную копию кузова авто.

Кемпингом-мотелем, где остановилась группа преступников, стала вполне реальная дорожная гостиница «Поляна сказок», которая в несколько преображённом виде работает и поныне. Пляжные сцены снимали неподалёку от знаменитой Медведь-горы. Интересно, что в кадре купающихся «американцев» не было! В основном все загорали. Ещё бы — майская черноморская водица была всего +15℃.

Реальность и «хитрая» реклама

Снимая «Мираж», авторы стремились создать полное соответствие месту действия картины. И им это удалось. Отчасти такой достоверности «миражевцы» добились оттого, что нередко прибегали к… консультациям у дипломатов и даже работников посольства страны, где происходило место действия фильма. Также особо стоит упомянуть шикарные телевизионные рекламные клипы-вставки («Шоколад «Я и ты», «Джинсы Lee Cooper» и т.д.) в новостные блоки передач, которые смотрят герои фильма. Они чрезвычайно ярко подчёркивали «заграничность» ТВ, а отечественный (и не только) зритель был твёрдо уверен, что это американский «телепродукт», «добытый» нашими киношниками. Интересно, что эти же клипы воспринимаются точно так же и сейчас. Лишь спустя годы стало известно, что всю эту рекламу снимал… сам режиссёр Бренч со своими мастерами исключительно для «Миража».

О змеюке неправильной

Однако, несмотря на все старания воссоздать максимальную достоверность мира, где происходит действие фильма, случались и «проколы», мелкие (изредка мелькающие вдоль дорог хаты и т.п.), которым, впрочем, массовый зритель особо не придавал значения. К примеру, «зоологического характера». Как известно, один из героев фильма, добряк, автомеханик, взявшийся вскрыть сейф броневика — Джипо (Борис Иванов) очень боялся змей.

В финальной части фильма его кусает в горной местности кобра, и он погибает. В сценарии «Миража» так и было прописано — «кобра». А когда всё, что нужно было отснято, смонтировано и озвучено, уже перед самой премьерой фильма стало известно, что кобры в Техасе, как и вообще в США, не водятся. Скорей к месту была бы гремучая змея. Но и в этом случае ничего бы у киношников не вышло — «гремучек» для съёмок просто негде было взять…

Прыжок

Вечером 12 августа 1983 года двое влюблённых прыгнули с белой скалы, в бездну… Прыгнули в вечный трагический полёт несбывшихся надежд… Звучала прекрасная и печальная музыка… У миллионов перехватило дыхание и словно оборвались сердца… Женская половина не смогла удержать слёз… А далее шли титры…

Почти за три месяца до этого Алоиз Бренч снял эти впечатляющие финальные кадры «Миража».

Съёмка велась в Крыму, в 59 км от Симферополя, на вершине скалистой белой горы Ак-Кая.

На высоте почти в 350 метров, откуда большой автобус группы смотрелся едва ли крупней коробки спичек, стоял очень сильный ветер. Порывы были настолько свирепы, что режиссёр начал всерьёз опасаться, что актёров может запросто сдуть с утёса, и велел привязать их верёвками за ноги в районе щиколоток (в кадре были не видны). Непосредственно для съёмки прыжка средним и общим планами киногруппа перебралась на другой, более подходящий для этого утёс, где несчастные влюблённые бросались с высоты …двух с лишним метров на площадку, выстланную поролоновыми матами… Для дальнейшего полёта уже специальных муляжей-манекенов, изображавших Джинни и Китсона, группа вернулись к подножию Ак-Кая, где и были отсняты финальные кадры «Миража», причём, несмотря на отсутствие в ту пору полноценной компьютерной графики, получившиеся чрезвычайно реалистично.

Неиллюзорный Триумф

В последней декаде июня Бренч и компания вернулись на студию, в Ригу и занялись монтажом, затем мастера дубляжа (весь фильм снимался на латышском языке) блестяще «научили» героев ленты говорить на безупречном русском. 10 августа 1983 г. всесоюзная премьера состоялась… Сказать: успех, сопереживание главным героям (причём, что неслыханно для советского кино — преступникам (!), хотя и вынужденным, по вине капиталистического мира) — это почти ничего не сказать. Сюжет повышенной остроты, адреналин в особо напряжённых сценах, идеальные попадания в образы актёров с эффектной внешностью, почти идеально созданный жестокий заокеанский «рай»… «Мираж» просто стал сенсацией.

P.S. Первый «второй» «Мираж»!!!

Картина Алоиза Бренча стала 40-й экранизацией по общему мировому счёту произведений Д. Чейза, перенесённых со страниц романов на экраны. И! ВНИМАНИЕ! … ВТОРОЙ экранизацией романа писателя «Весь мир в кармане»! Большинство читателей этому удивится. Между тем, это Факт! Впервые роман был экранизирован в 1961 году в ФРГ, при участии Франции и Италии. Режиссёром выступил канадец Элвин Рокофф. Чёрно-белая полуторачасовая лента на немецком языке под названием «В пятницу в половине двенадцатого» была довольно близко приближена к литературному первоисточнику. В отличие от версии А. Бренча, в ней полностью отсутствовала идеологическая составляющая, и являла собой «обычную», хотя и добротно сделанную криминально-драматическую ленту, которая, по большому счёту, стала «проходной» среди общего потока подобных авантюрных картин того времени. Главные персонажи оказались в ней разительно …не похожи на тех, что полюбились нам в «Мираже» (сравнительно фото прилагается). И самое, пожалуй, главное, в Джинни, Моргане, Китсоне, Блэке и Джипо от 1961 г. напрочь отсутствовали их такие разные, но такие яркие характеры.

P.P.S. Была небольшая часть зрителей (и остаётся сейчас), что посмеивалась (чаще по-доброму) в «Мираже» 1983-го над «затюнингованной» под броневик нашей «Нивой». А теперь просто сравните эти два авто (см. фото)…

Все материалы рубрики «Синескоп»

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№39 (1783) // 27.09.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

1 комментарий

  • Ю Юлия

    Спасибо за статью. Большое восхищение создателям ,актерам,музыка — шедевр!

    Ответить
Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net