С наступлением НОВЕНЬКОГО (две двадцатки!) 2020 ГОДА я поздравляю вас, дорогие друзья! Ура! Грянули эти долгожданные праздничные зимние деньки, а с ними радость, веселье и… сказка. Да не простая, а великая, русская, да новогодне-расчудесная, коей совсем скоро исполнится к тому же сказочных, юбилейных 55 ЛЕТ. И сегодня самое времечко о ней речь завести, о киносказке «всех Новых годов, времён и народов-зрителей» — «МОРОЗКО»! Итак, вначале жили-были… Нет, вернее жил-был…
«Морозко-I»
Давным-давно это было и ныне мало кому ведомо, но, оказывается, удивительная история «Морозко» была снята кудесниками режиссёрами дважды! Впервые её создали аж… 96 лет назад! В молодой державе СССР, на студии «Межрабпом – Русь» автор фильма, он же сценарист, оператор и режиссёр в одном лице Юрий Желябужский снял в 1924 году одну из первых советских киносказок, которая, несмотря на небольшой хронометраж в 40 минут, произвела фурор, в первую очередь у юных зрителей. Особенно детвору поразил Дед Мороз, совсем непривычный, как его изображали на картинках, открытках и представляли на Ёлках: весёлый, в тулупчике, шапке и с мешком подарков.
В фильме Желябужского Морозко предстал таким: вначале показывались большие ели в густом снегу, а затем от них (при помощи спецэффекта «наплыва») отделялось какое-то странное и даже жутковатое существо: с телом в виде древесного ствола и руками — снежными ветками. Над всем этим высилась голова в виде шара торчащих седых волос, наподобие кома снега. Среди снежных косм торчал крючковатый птичий нос и пара сверкающих глаз… От такого Мороза у юных зрителей понемножку уходила душа в пятки и занимался дух. Но вот Дед отряхивался от снега, тяжело ступая, делал несколько шагов, и, вдруг, перевернувшись в воздухе, птицей взлетал на высокую ветку сосны (эффект достигался благодаря обратной съёмке). После этого никто из юных зрителей не сомневался, что это и есть самый всамделишный Морозко, а не привычный ряженый Дед.
О Морозко страшном и заграничном (в качестве справки любопытной). Любопытно, что Морозко непривычно жуткого вида представал не только в фильме Желябужского, но и в литературной прозе. Ещё в 1894 году, в Лондоне, а затем и Нью-Йорке, вышел сборник сказок, среди которых была и русская народная «Морозко». Художник H.J.Ford, иллюстрирующий эту книгу, изобразил русского снежно-морозного повелителя в каком-то демоническом облике, а Настенька представилась художнику вполне европейской девушкой.
Ремейк может быть классикой
Спустя 40 лет «Морозко», значительно «подобрев», возродился в совершенно роскошном, красивейшем «ремейке» — картине великого киносказочника Александра Артуровича Роу, собрав миллионы зрителей, массу наград и породив самого главного Деда Мороза СССР, актёра Александра Хвылю.
Факт о том, как Морозко, в отличие от Ивана, был «вне кастинга». Интересно, что в октябре 1962 года, едва приступив к работе над сценарием фильма, штатные драматурги студии им. Горького Николай Вольпин и Николай Эрдман получили от режиссёра «установку», чтобы роль Морозко сразу писалась под его любимца по прежним работам, 58-летнего Хвылю. (Так вот оказывается, какого возраста морозный дедушка! — прим. синескоп-сказочника, автора этих строчек).
Когда подошло время подбирать актёров на остальные главные роли, то дело обстояло так. Со статным русским красавцем Иваном-вдовьим сыном особых проблем не возникло — воплощать его образ почти сразу доверили молодому, видному актёру о 33 годах, Эдуарду Изотову, за плечами которого было уже четыре картины. А вот с главной героиней, Настенькой, режиссёру пришлось изрядно поволноваться.
Фигуристка и «бензозаправщица»
Ассистенты просмотрели около четырёх сотен кандидаток — исключительно симпатичных девушек, но Роу всех забраковал. На дворе уже стоял январь 1963-го. Зимняя натура долго ожидать киношников не собиралась. И тут, как всегда бывает в подобных ситуациях, помог случай. Однажды вечером задерганный киносказочник присел дома перед телевизором выпить чайку (ну, может, чего и покрепче). Единственный в то время центральный телевизионный канал демонстрировал новогоднее представление. Показывали концерт с традиционными песнями и танцами. Как вдруг внимание Роу приковала очаровательная девчушка, исполнявшая на льду с потрясающим мастерством «Умирающего лебедя». Режиссёр испустил дикий вопль и бросился к телефону. Уже на следующий день ассистенты режиссёра привели хрупкую, немного испуганную 15-летнюю учащуюся балетного училища Большого театра, в прошлом фигуристку с 11-летним стажем, Наташеньку Седых.
«Придя на пробы, я растерялась, — рассказывала Седых. — Киностудия была буквально завалена альбомами с фотографиями симпатичных претенденток на эту роль. А когда узнала, что вышла в финал вместе с популярной актрисой Надеждой Румянцевой (актриса только что прогремела по стране участием в картине «Королева бензоколонки» — прим. синескоп-сказочника), поняла, что шансов у меня нет никаких». Наташа приняла это как уже свершившийся факт и даже не очень расстроилась. И вдруг через два месяца звонок со студии…
На кандидатуре Седых настоял сам Роу, хотя абсолютное большинство членов худсовета выступили против: маленькая девочка не актриса, да ещё и пищит как мышь (у девочки был действительно очень высокий голос). Но Александр Артурович был непреклонен: сниматься будет Наталия Седых! «Только, ради Бога, сделайте с ней что-нибудь, — попросил он гримёров, — чтобы она выглядела хотя бы лет на шестнадцать».
Интересный факт о Настеньке… противопожарной! Работа в кино для Наташи была не в новинку. Оказывается, в возрасте шести лет девочка уже снялась в социальной рекламе «Берегись пожара», а также в учебном фильме на французском языке.
Гламур Бабы-яги
С отрицательными персонажами «Морозко» больших проблем не возникло. На роль зловредной, экстравагантной и где-то даже «гламурной» Бабы-яги был принят без особых проб Георгий Францевич Милляр. Надо заметить, получая роль, Милляр в своих «почеркушках» рисовал героя, не ожидая эскизов художника. Собственно, часто он становился изобретателем костюма и грима своих персонажей. Все его образы «нечисти», воплощённые в многочисленных сказках, отличались сложным гримом. Технологию грима, не претерпевшую каких-либо изменений с середины 1930-х годов (вплоть до начала 80-х), не сравнишь с современной: зачастую, чтобы сделать лицо пострашнее, Милляра мучили по шесть часов, а однажды гримёры сожгли ему лицо перекисью водорода. Но ради кино он терпел. Неприятные моменты Милляру-яге пришлось пережить и на съёмках «Морозко», но об этом позже.
О «прынцессе» Марфушеньке-душеньке и слезах
На роль зловредной сестры Настеньки, деревенской «прынцессы» Марфушеньки-душеньки планировали поначалу известную комическую актрису Тамару Носову («Женитьба Бальзаминова», «Карнавальная ночь»). Но вышло совсем по-другому. Инна Чурикова была ещё школьницей, когда впервые снималась в картине «Тучи над Борском». Роль была маленькая — несколько крупных планов. В съёмочную группу «Морозко» попала случайно. Во время перемены между парами ассистентка Роу проходила по коридору щепкинского театрального училища и увидела очень смешную учащуюся. Она так понравилась, что ассистентка, не долго думая, привела её к режиссёру. Учащаяся Чурикова на следующий день сидела на пару с известной Тамарой Носовой и грызла, не щадя зубов, орехи перед камерой. Грызла настолько смачно, что Роу, во-первых, сам сразу захотел отведать орехов, а во-вторых, выбрал Чурикову.
«В «Морозко» я играла дурашливую девчонку, — вспоминала Инна Михайловна, — Когда позвали на озвучание, и я увидела себя на экране, так расстроилась, даже плакала. Какая я страшная. Я же не такая, говорила себе». После этого Инна решила больше не сниматься в кино. К счастью, «ничто не вечно под Луной» — через год после «Морозко» актриса уже снялась в комедии «Стряпуха», затем в «Тридцать три» и т.д.
В царстве реального Морозко
Пока шёл актёрский кастинг, основная съёмочная натура приготовилась сделать киногруппе «Морозко» «ручкой» — на дворе стоял март. Однако оператор и художник-постановщик группы, словно предвидя такую проблему, подыскали сказочную по красоте, снежную, лесную натуру в Заполярье, точнее, на Кольском полуострове в 12 верстах под городком Оленегорск. Первый съёмочный день «Морозко» пришёлся на «счастливую» дату, 13 марта. Весной в здешних местах ещё и не пахло — здесь стояло настоящее царство Морозко.
…Настенька свежемороженая, под инеем. Сани-самокаты мощностью в 120 лошадиных! Правда о жареной Бабусе-Ягусе! Как Настеньку-душеньку пиявки лопали! Тайна пляшущей избы на курногах. Хоббиты, Питер Джексон и «Морозко». Ужас каскадёра или День в живом пне. Как Яга Морозко спасала. Несказочные слёзы эмигрантов. «Морозко»: о триумфе, загранице и глупости американской. Об этом продолжу сказывать в следующей нашей встрече.
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№1 (1589) — №2 (1590) // 1-8.01.2020 г.
0 комментариев