Главная / Авторы / Людмила Арзамасцева / «Мы стояли и будем стоять насмерть!»
«Мы стояли и будем стоять насмерть!»
79 лет назад завершилась величайшая битва Великой Отечественной войны — Сталинградская


79 лет назад, 2 февраля 1943 года, победой советских войск завершилась величайшая битва Великой Отечественной и всей мировой войны — Сталинградская. Фашисты стремились захватить низовье Волги и Кавказ, овладеть Сталинградом, перерезать все каналы, по которым в центр страны везли с юга хлеб и нефть. То были труднейшие дни в жизни Советского государства. Но на пути врага неприступной твердыней встал Сталинград, протянувшийся по правому берегу Волги на 62 километра.

Трудный этап
Шесть с половиной месяцев, ровно 200 дней и ночей, продолжались ожесточённые бои: с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Немцы зашли на окраины города, но взять его, перерезать Волгу им не удалось. Девизом защитников Сталинграда стали слова старшины Зайцева: «Для нас, бойцов и командиров 62-й армии, за Волгой земли нет! Мы стояли и будем стоять насмерть!». Этот призыв стал крылатым на долгие годы. При первой массированной немецкой бомбардировке только за один день 23 августа 1942 года было убито 40 тысяч человек, уничтожено более половины жилого фонда довоенного города, превратив его тем самым в горящие руины. 13 сентября того же 1942 года две мощные немецкие группировки, поддерживаемые 350 танками, предприняли штурм центральной части города. Началась беспримерная по мужеству и напряжённости борьба за город.

Это был самый тяжёлый и страшный этап Сталинградской битвы. За каждый дом, за каждую улицу, за каждое строение стояли насмерть. Горела земля, горела Волга. Из пробитых снарядами нефтебаков нефть огненными потоками устремилась в блиндажи и окопы. На весь мир прогремела слава о защите дома Павлова. Выбив врага из четырёхэтажного жилого дома на площади 9-е января, группа разведчиков во главе со снайпером Павловым на два месяца превратила его в неприступную крепость. И таких домов были десятки, сотни. Ещё один эпизод. В течение только одного дня 33 бойца 87-й стрелковой дивизии, обороняя высоту в районе Малые Россошки, отбили 70 танковых атак, превратив небольшую высотку в непреодолимую твердыню. На знаменитом тракторном заводе ни на один день не приостанавливалась работа по сборке и выпуску танков, которые укомплектовывались экипажами из работников завода, и сразу же отправлялись с конвейера в бой. Битва на подступах к заводу была тяжелейшая. Сражались не только регулярные войска, неоценимым подспорьем стало народное ополчение, состоявшее из рабочих, пожарных, милиционеров. При последней попытке овладеть городом немцам удалось пробиться к Волге южнее завода «Баррикады», но не более того. 18 ноября главная группировка немецко-фашистских войск перешла к обороне. План противника — захватить Сталинград провалился. 20 ноября Сталинградский фронт начал наступление. 23 ноября советские войска замкнули кольцо окружения главной группировки противника. К концу декабря 1942 года враг был разгромлен перед внешним фронтом окружения, его остатки были отброшены на 150-200 километров. В ходе операции под кодовым названием «кольцо» 2 февраля 1943 года сдалась последняя северная группировка. Это и стало завершающим этапом битвы за Сталинград.

Сражались за Сталинград и наши земляки: в знаменитой станице Клетской проходила главная полоса обороны советских войск на подходе к городу. Воины 321-й стрелковой дивизии, сформированной в Забайкалье, вместе с другими подразделениями Красной Армии, проявляли невероятное мужество и героизм. В тяжелейших кровопролитных, оборонительных сражениях они остановили врага и удерживали позиции вплоть до 19 ноября — начала контрнаступления советских войск. 14 бойцам и командирам 321-й стрелковой за героизм, стойкость и мужество в боях под Сталинградом присвоено звание Героев Советского Союза, 24 стали кавалерами ордена Славы. Проявили мужество и героизм наши земляки и в других дивизиях и частях.

В Сталинградском сражении фашисты потеряли 1.5 млн. человек. Только в ходе наступления с 10 января по 2 февраля в плен взяты более 91 тысячи, в том числе 2.5 тысячи офицеров, генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс с 24 генералами. Не зря сами немцы прозвали путь к Сталинграду «дорогой смерти». После освобождения Сталинграда был найден дневник немецкого офицера, где последняя запись была следующего содержания: «Это какой-то страшный сон. Утром пять наших батальонов уходят в атаку и почти никто не возвращается. На следующее утро всё повторяется снова…».

Умение советских командиров и мужество бойцов привели к победе в Сталинградской битве и положили начало коренному перелому в Великой Отечественной войне.

Дню воинской славы посвящается
Под таким девизом прошёл урок мужества в Военно-историческом музее Дома офицеров Забайкальского края. С 1995 года ежегодно 2 февраля в нашей стране отмечается День воинской славы России — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских группировок в Сталинградской битве. Этому событию и был посвящён урок мужества. Зал заполнили курсанты 212-го учебного центра. Молодые ребята в форме, подтянутые, затаив дыхание, слушали рассказ сотрудника музея Александра Валерьевича Смирнова о Сталинградской битве, её героях — защитниках города, о коренном переломе в ходе Великой Отечественной.

Слова ведущего подкреплялись видеокадрами на большом экране: самолёты и танки, идущие в бой, солдатские окопы, карты сражений, документы, пленные немецкие солдаты, заградительные отряды, заводские цеха и рабочие тракторного завода, разрушенные и горящие жилые дома, мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане: скульптура «Родина — мать зовёт», фрагменты музея-панорамы «Сталинградская битва».

Волжская рокада
Рокада, рокадные пути — железные, грунтовые и другие дороги в прифронтовой полосе, проходящие параллельно линии фронта.

Интересное сообщение на тему «Рельсы БАМа для Сталинграда» сделал Владислав Александрович Реутов — член Российского исторического общества, ведущий методист музея истории Забайкальской железной дороги. Казалось бы, что общего может быть между широко известной в 70-е годы звонкой аббревиатурой из трёх букв БАМ со Сталинградской битвой? Оказывается — самое прямое. История эта уходит в тридцатые годы прошлого столетия. В связи с обострением обстановки на Дальнем Востоке, вызванным оккупацией японскими войсками в 1931 году Северо-Восточного Китая и их выходом на советско-китайскую границу на всём её протяжении, советскому правительству надо было принимать срочные меры по безопасности железнодорожного сообщения по Транссибу. Железная дорога, расположенная в непосредственной близости к государственной границе, могла стать лёгкой добычей противника в случае начала войны. В апреле 1932 года было принято постановление №542 «О строительстве Байкало-Амурской магистрали», как второй магистральной железной дороги с выходом к Тихому океану. Строительство велось в обстановке строгой секретности, к работе привлекались заключённые. В основном, это были соединительные участки от Транссиба: Бамовская-Тында, Известковая-Ургал. Рельсы с них и станут частью знаменитой Волжской рокады.

Предполагая наступление противника в район Кавказа, за полгода до начала Сталинградской битвы начали строить железнодорожную ветку от города Свияжска, вдоль правого, западного берега Волги до станицы Иловля, в 80 километрах от Сталинграда общей протяжённостью 978 километров. Эта железная дорога получила название Волжской рокады. Демонтировались рельсовые пути Бамовская-Тында и Известковая-Ургал и срочно перебрасывались к месту назначения — в район строящейся Волжской рокады. Переправлялись и людские ресурсы: инженеры, военные строители, заключённые, охрана. Работы по укладке железнодорожного полотна велись в крайне тяжёлых условиях, под бомбёжкой. Повреждённые пути укладывали снова и снова. Правда, рельсов, снятых на БАМе, хватило только на участок Иловля-Петров Вал, всего 136 километров. Остальную магистраль формировали из трамвайных рельсов и закупленных 1200 километров рельсового полотна в США. В начале ноября рокада полностью была принята в эксплуатацию. По ней из города эвакуировали 25 тысяч рабочих и членов их семей, вывозили в тыл госпитали с ранеными солдатами, промышленное оборудование, паровозы, запасы зерна.

***

Солист ансамбля песни и танца Дома офицеров Евгений Куров исполнил песню «Сталинградская битва». Артист театра-студии Батор Чимитдоржиев прочитал стихи Маргариты Агашиной «Перекрёсток». По окончании беседы курсанты были приглашены на экскурсию по экспозициям музея.

Все материалы рубрики "Великая Победа"
 

Людмила Арзамасцева
Фото из архива автора
«Читинское обозрение»
№8 (1700) // 23.02.2022 г.



Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net