…И вновь мы на «явке». Вновь в «Синескопе» встреча с историей и легендой, самым, пожалуй, главным «резидентом» отечественного кинематографа — в 17-ти днях жестокой и великой победной весны 1945-го. 17 дней жизни и борьбы советского разведчика в логове нацистского зверя и 12 «сеансов связи» — серий фильма, которому исполняется ныне 50 золотых юбилейных лет.
Сегодня на «явке» — продолжение истории рождения блистательного киношедевра мастера-главнокомандующего-режиссёра Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».
Итак, напоминаю, весной 1971 года киногруппа отправилась на съёмки непосредственно к географическим местам событий романа и сценария Ю. Семёнова — в Германию, точней, в ГДР, город Берлин и окрестности.
Информация к размышлению. В целях экономии средств в киноэкспедиции отказались от костюмера фильма, да и стирать одежду было некому, поэтому для Штирлица взяли… сотню новеньких белых рубашек, чтобы каждый день актёр мог начинать съёмку в безупречном виде.
В первую очередь были отсняты сцены, происходящие возле виллы Штирлица, и стояла она в районе Панков — в северной части Берлина.
Затем кинематографисты взялись снимать внешний вид таких объектов «рейха» как: ресторан «Zum groben Gottlieb» и больницу, где у радистки Кэтрин Кин появился на свет малыш. Кинообъекты, как выяснилось, оказались весьма любопытными в реальности. И вот в каком плане…
…Ресторан, куда в первой серии «Мгновений» Штирлиц повёл обедать выпущенного под ответственность штандартенфюрера из застенков гестапо пастора Шлага «Zum groben Gottlieb» («У грубого Готлиба») снимался там же, в Берлине. В реальности заведение называлось Zur Letzten Instanz — «У последней инстанции». Интересно, что этот «Грубый Готлиб» — «Инстанция» является исторической достопримечательностью — возраст этого берлинского заведения… 402 года!
Что же касается такого съёмочного объекта, как больница, где появляется на свет малыш радистки, то… режиссёр Татьяна Лиознова выбрала для этого… настоящую берлинскую университетскую клинику «Charite». Именно в этом старейшем медицинском учреждении всей Европы — лечебнице, основанной ещё в 1710 году, и прошли съёмки этой волнующей сцены картины с роковым для Кэт криком на русском: «Мама!».
Как известно, в «Мгновениях» действие происходит не только в Германии, но и в немалой степени в Швейцарии, её столице — Берне, где совершались сепаратные переговоры между нацистами и американской разведкой А. Даллеса. Сюда приехал агент Штирлица — профессор Плейшнер (Евгений Евстигнеев) и прогуливался по живописным улочкам со старинными домами под черепичными крышами и островерхим готическим собором. Здесь же он завершил свою судьбу на уютной Цветочной улице… Впрочем…
Информация к размышлению. Сцена с домом на Цветочной улице, из окна которого выбросился профессор, была снята позже, по возвращению группы в СССР — в… Риге. Переход более успешного агента Штирлица — пастора Шлага (Ростислав Плятт) через Альпы киношниками был осуществлён в… Боржоми. Роль Альп успешно «исполнили» горы Кавказа.
Ну, а вся «Швейцария» была снята в… ГДР, на улицах города Мейсен (ныне — Майсен). Отснятое затем было так мастерски смонтировано с кадрами хроники Берна периода 1940-х, что даже коренные жители столицы Швейцарии впоследствии не могли распознать «подделку», а в фильме появилась занятная собирательная «цепочка» сцен — Плейшнер, за несколько часов до провала на явке, идёт по Германии, далее проводит весело время, любуясь медвежатами, снятыми в зоопарке Тбилиси, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге. Монтаж в кино — дело великое и почти волшебное.
В апреле 1971 года съёмочная группа «Мгновений» вернулась в Москву. На студии им. Горького уже были подготовлены декорации: кабинет Мюллера, коридоры рейхсканцелярии, квартира Штирлица, палата больницы Кэт, квартира, где держали радистку сотрудники гестапо и т.д. График съёмок был очень напряжённый, вплоть до полутора смен (12 часов). Одна из причин — большинство актёров «Мгновений» снимались в других фильмах, были заняты в театрах. Кроме того, «давил» и такой норматив — режиссёр «обычного» художественного кинофильма должен был за смену наработать 30-50 полезных метров материала, режиссёр фильма телевизионного — все 90! А тут ещё и технику съёмочную на телефильм дали «древнюю», поскольку некоторые административные работники кино определяли продукт для ТВ, как более «легковесный». В связи с чем главному оператору «Мгновений» — Петру Катаеву камеру для синхронных съёмок (та, что снимает изображение и сразу записывает звук) дали такую дребезжащую, что для звукоизоляции во время её работы приходилось накрывать … телогрейкой (иногда и тремя сразу). А всё от того, что тонировка (последующее переозвучивание актёрами в студии) в «Мгновениях» не предусматривалась.
Как известно, немалое количество сцен украшают крупные планы главного героя фильма — штандартенфюрера СС Макса Отто фон Штирлица — красивое, умное, задумчивое, мужественное лицо советского разведчика, размышляющего о событиях, действиях врагов, своих агентах, строящего планы своих ходов в «игре» с противником и т.д. Вячеслав Тихонов на протяжении всех кадров, сцен и дублей каждый раз поражал всю группу, включая саму Татьяну Лиознову, ликом своего задумчивого героя. Однажды режиссёр не выдержала и спросила: «Слава, как тебе удаётся такое?». Тихонов немного смутился: «Понимаешь, когда я хочу выразить особо пронзительную задумчивость, то вспоминаю… таблицу умножения».
Не менее эффектными в «Мгновениях» стала целая «галерея» крупных планов-портретов серьёзного, размышляющего Штирлица за рулём своего «Мерседеса-Бенца W143». Снимались эти сцены в «классической» автомобильной декорации в павильоне. «Мерседес» в каждом дубле раскачивал десяток человек из съёмочной группы, включая режиссёра. Качали всегда с шутками-прибаутками, иногда не совсем приличными. Тихонову стоило немалого труда сдерживать хохот. Актёр иногда не выдерживал, ругался и просил прекратить шутки и тут же начинал смеяться как сумасшедший… Теперь, уважаемые зрители-читатели, и вы знаете, что происходило на самом деле во время съёмок этих замечательных кадров-портретов.
Теперь об одной из самых острых, драматических сцен «Мгновений» — «Ребёнок Кэт. Барбара и Рольф». Миллионы зрителей фильма переживали за малыша, безжалостно пытаемого эсэсовцами апрельским холодом. Кто же снялся в роли крохотного сынишки советской радистки? Оказалось, «актёров» было свыше… десятка. Малышей приходилось часто менять, поскольку снимать их по КЗОТу можно было не более двух часов в день, да ещё каждые 15 минут делались перерывы на кормление и пеленание. А ещё дети на протяжении всех съёмок умудрялись расти, причём заметно. И ещё проблема — режиссёр была крайне озабочена тем, что ни один ребёнок не хотел плакать. Окно-то было открыто, но «пытки» холодом не получалось — эта часть декорации выходила в тот же павильон и ни малейшего сквозняка не было, а было наоборот — жарко от осветительных ламп. Все малыши сладко потягивались, млели как котята и улыбались в объектив. В конечном итоге звукооператор не выдержал, поехал в ближайший роддом, записал детский плач и затем подложил его во время монтажа картины.
«Благодаря» невероятно напряжённому рабочему графику, когда, нередко, съёмки велись и ночью, в течение двух лет и которым, казалось, не было видно ни конца, ни края, часть актёров и участников группы Лиозновой уже переставали верить в успех дела. «Иногда нам, артистам, которые снимались в роли немцев, казалось, что мы участвовали в каком-то жутком, низкопробном боевике. Формы эти, пистолеты… Но, думали так, что в каком-нибудь Урюпинске где-то по четвёртой программе в «ящике» тягомотина эта бесконечная как-нибудь и проскочит», — позже вспоминал «Борман» — актёр Юрий Визбор. Но однажды, в ноябре 1972-го всё закончилось. Впереди всех сомневающихся ждало такое!
Татьяна Лиознова приступила к монтажу, и в феврале 1973 года рекордная по количеству серий картина была готова. Состоялся показ-сдача «Мгновений» заказчику — госкомитету Совета министров СССР и… провалился. Больше всех возмутились чины из министерства обороны: «Товарищ Лиознова, судя по вашему фильму, войну выиграли исключительно разведчики, так, что ли?». Возразить режиссёр ничего не смогла и дала слово исправить досадную ошибку. Татьяне Михайловне пришла на выручку хроника — несколько сот метров, отснятых военными операторами во время войны, грамотно поставленные в фильм и озвученные блистательным Ефимом Копеляном, круто изменили ситуацию, и «Мгновения» приобрели право идти к зрителям.
Премьера многосерийной картины «Семнадцать мгновений весны» планировалась ко Дню Победы, 9 мая, но была отложена из-за визита генсека Л.И. Брежнева в ФРГ и состоялась 11 августа 1973 года. Победа «Мгновений» у зрителей стала оглушительной, шоковой, с полностью вымершими по вечерам улицами городов, посёлков, деревень всего СССР, а затем и других стран. Уже с третьей серии на ТВ пошли мешками восторженные письма. Успех ленты был такой, что «Мгновениям» устроили «премьеру №2»: всего через три месяца фильм повторно вышел на телеэкраны к ноябрьским праздникам. А затем «Мгновения» и его главный персонаж стали великой легендой, одной из самых, пожалуй, культовых картин отечественного кинематографа, которой и остаётся даже через 50 «золотых» кинолет.
Все материалы рубрики «Синескоп»
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№23 (1767) // 07.06.2023 г.
0 комментариев