Во-первых, всех вас, уважаемые друзья-читатели-зрители-поклонники кинематографа, с наступившим 2021 годом! А во-вторых, поскольку наша сегодняшняя встреча в этом году выпала на такую счастливую дату — 13 января, с наступающим самым загадочным для всего остального мира, кроме нашей страны, праздником — старым Новым годом! Всем счастья, здоровья, замечательного настроения, новых фильмов, мультиков и сериалов! Ура!
Ну, а поскольку хозяин 2021-го — некое мычащее, травоядное, могучее и копытное существо, самое, пожалуй, время поговорить о его кузене-родственнике, таком же могучем травоядном, копытном, но не мычащем, а …ржущем!
Тем более что есть ещё один повод поведать о нём, поскольку в эти деньки, несмотря на все «коронные происки» с успехом (насколько это возможно) финиширует в очередном забеге один из популярных героев современной российской анимации по имени Юлий. Итак, в сегодняшнем «Синескопе»…
Изящество, скорость, сила. Величайшая, за всю историю человечества, многовековая безотказная транспортно-грузовая «система». А также красота, спорт, искусство, артистизм — это они… Лошади. Животные, без которых даже в атомно-бензиновый, нанотехнологический XXI век, человек по-прежнему не мыслит себя.
И-го-го — актёры
Боевики, приключения, драмы, комедии, исторические фильмы, фэнтези, сказки и, конечно же, вестерны… Да нет такого жанра кинематографа, где бы не снимались лошади. Даже в специфических (ужасы и фантастика) они появлялись в кадре, а уж про мультипликацию я вообще молчу. Впрочем, напомню новейшую работу российских режиссёров-аниматоров Дарины Шмидт и Константина Феоктистова «Конь Юлий и большие скачки». Случается, что лошадям доверяют главные роли в кино, но это довольно редко. Чаще гривастым приходится довольствоваться второстепенными — тянуть подводы, телеги, кареты — это довольно спокойные «роли». Носиться, как угорелые, и при этом тащить на себе кавалеристов, рыцарей, мушкетёров, ковбоев, индейцев и прочую людскую братию седоков, при этом, в пылу погонь и боёв, нередко падать на полном скаку, а то и «погибать» под вражескими пулями — это уже поистине конский кинотруд: тяжёлый и… очень опасный. Но о риске чуть позже. Начнём с того, как лошади попадают в кино.
Фабрика звёзд гривастых
В мировой «фабрике грёз» — Голливуде, что попутно совмещает и функции мировой «кузницы» главных «лошадиных» фильмов — вестернов, поставка гривасто-копытных актёров налажена на «отлично» — ещё с 1920-х годов американские киностудии начал обслуживать на постоянной основе целый комплекс фирм, занимающихся выращиванием и тренировкой лошадей, специально для съёмок в кино. Так, Голливуд содержит не менее девяти сотен ржущих четвероногих «актёров».
И-го-го-интересность. Уже в эпоху звукового кино для съёмок крупных (поясных) планов скачущих бок о бок актёров и ведущих при этом диалог, режиссёры и операторы использовали пару обыкновенных, хотя и малость усиленных и увеличенных …детских качелей. На один конец доски крепили седло, в нём «скакал» герой на фоне экрана, на который проецировался заранее отснятый движущийся пейзаж, другую половину доски за кадром раскачивали «кони»-ассистенты.
В СССР (и современной России), по большому счёту «профессиональных» лошадей-киноактёров, как и специальных предприятий, их поставляющих, почти не было (и нет). Исключение составляли (да и то, ещё в советское время) две хотя и очень качественные, но очень небольшие конюшни при студиях «Мосфильм» и «Центрнаучфильм».
И-го-го-интересность. Книга рекордов Гиннесса содержит следующий факт: самая большая в мире массовка лошадей — 11000 животных была задействована в фильме А. Птушко «Илья Муромец» (СССР, 1956)!
Поскольку наша страна в те времена производила не меньше картин (в том числе и с участием лошадей), чем США, животных для массовых съёмок приходилось брать в коннозаводческих совхозах, а для «индивидуальных» заимствовать у частных владельцев и «вызывать» на съёмки по мере необходимости. Когда работа над картиной заканчивалась, то уже полностью обученных, привыкших к съёмочной площадке лошадей возвращали владельцам. Это практиковалось в отечественном кинематографе раньше, это продолжается и по сей день. Впрочем, бывало иначе. К примеру, в самом, пожалуй, известном и популярном советском фильме, связанном с лошадьми — «Смелые люди» (реж. К. Юдин, 1950, лидер проката 1951 года) жеребец по кличке Атлас, что исполнил главную роль — умнейшего, бесстрашного Буяна, сменил хозяев. Захватывающая приключенческая картина была снята по личному распоряжению И.В. Сталина, а после её просмотра «главный кавалерист всея страны» тов. С.М. Будённый, курировавший фильм, подарил Атласа Алибеку Кантемирову, знаменитому цирковому дрессировщику и актёру, который организовывал съёмки животных. Но подобная история — всё же исключение из правил… Итак, иго-гокающую копытную братию «пригласили» сниматься в кино, если не на главную, то на вторую, индивидуальную роль. Ну, а коням, как и актёрам-людям, нередко требуются…
Лошадиный костюм и… диета
Да-да, гривастых тоже приходится и одевать, и гримировать, если этого требует сюжет фильма. В нашей стране исторические костюмы для лошадей — сёдла и попоны — шьют по эскизам известного специалиста, историка Михаила Горелика. Порой такая сбруя может стоить очень дорого. После съёмок она хранится как реквизит — вдруг ещё кому-нибудь пригодится. В закромах того же «Мосфильма» находятся ещё с благодатных советских времён не только сбруя и упряжь, но и костюмы конюхов, и роскошные кареты.
И-го-го-интересность. Самая максимальная скорость, которую способна развить лошадь — 69,9 километра в час! (Скакун Бич Рэкит, 1945 год. Рекорд не превзойдён до сих пор).
Бывает, что по сценарию лошадь должна состариться, похудеть. Тогда конягу сажают на специальную диету, состоящую почти из одного сена, и за неделю-другую без вреда для здоровья животного добиваются нужного результата. Понятное дело — рисовать, даже при помощи компьютера, торчащие на её боках рёбра было бы чересчур сложно.
И-го-го-интересность. Самая распространённая кличка лошади в мире — Чжу-хань. Китайских лошадей больше всего в мире, так же как и людей-китайцев.
Покраска конская, гримёрская
Случается, что лошадей на съёмках приходится по-настоящему… красить! К примеру, если необходимо убрать природные пятна на животном. Зачем? Во-первых, если это требуется по сценарию (как в случае с кобылой Д`Артаньяна). Во-вторых, съёмки могут происходить не только в разных городах, но и в разных странах. Возить с собой таких габаритных «актёров», как лошади, трудно, да и накладно. В этом случае подбирают похожую животину и, если надо, гримируют её. Чем? Обычная краска для волос может придать шерсти совершенно неожиданный, синий, красный или зелёный оттенок (как тут не вспомнить Кису Воробьянинова и его контрабандный «Титаник»)… Кроме того, лошадь дышит кожей, и неподходящий краситель может нанести ущерб её здоровью. Поэтому чаще всего лошадей красят человеческой гримёрной краской — той самой, с помощью которой белого актера превращают в темнокожего. Такая краска безвредна и легко смывается водой. Правда, в ней пачкается и всадник, и вся остальная съёмочная группа, но это уже мелочи…
Поскольку в кино лошади чаще всего фигурируют, как «транспорт», особенно в экстремальных условиях: погони, прыжки через препятствия и прежде всего, в условиях боя, им приходится падать и даже «умирать» под «пулями» вместе и без седока. Падение лошади на всём скаку — это…
Самый опасный трюк — «Подсечка»
Суть его такова: на лошадиные ноги выше копыт надеты два кольца, от них идут ремни — штрабаты. Во время съёмки наездник-каскадёр держит в одной руке повод, в другой руке тот самый ремень, который не видно в кадре. В нужном месте всадник тянет штрабаты и фиксирует лошади ноги. Лошадь тотчас опускается на колени, корпус поджимает её сзади, и она переворачивается. Каскадёр вылетает, оттолкнувшись ногами или от земли, или от стремян. Главное условие безопасности лошади — она должна быть в сборе при выполнении этого трюка. Если подсечку выполняет профессионал, то он учитывает все эти моменты, и трюк получается безопасным, а дилетант может об этом просто не знать. У неопытных людей часто при падении лошадь вытягивает голову, тело наезжает на голову сзади и происходит самое страшное — шейные позвонки ломаются. Животное гибнет. Потому для съёмок со сценами падения используют обученных каскадёрских лошадей. Ну, а поскольку гужевая кинобратва очень умная, то те из них, с которыми уже пару раз исполнили подсечку, хорошо чувствуют её момент и начинают на бегу растопыривать ноги так, что завалить их просто невозможно… Тогда конягу приходится заменять.
И всё же «подсечка» остаётся опасным трюком для гривасто-копытных актёров. Однако ей существует «альтернатива» — это…
Безопасный и… дорогой «завал»
В соседних кинолошадиных США «подсечка» официально строжайше запрещена Обществом защиты животных вот уже более десятка лет. Вместо неё американцы практикуют трюк «завал»: лошадь поднимают на свечку, сгибают шею на сторону, у лошади смещается центр тяжести и она валится на бок или через спину назад. Так считается безопаснее, правда, стоит «завал» гораздо дороже, чем «подсечка» — животных приходится гораздо дольше дрессировать и приучать к такому трюку, поскольку лошадь этот трюк исполняет по существу сама, а это лишние денежные расходы для кинокомпании.
И-го-го-интересность. Ехать на лошади задом наперед не везде позорно. Воины суахили ездили на лошади исключительно сидя спиной вперёд и глядя через плечо.
…А теперь камера — стоп! Тпру, лошадки! Перерыв!
О «психозе мерина». Коняга против Терминатора. «Люблю повеселиться, особенно пожрать (и поржать)» — «признание» криминального копытного актёра. О большой… ну очень большой-пребольшой любви конско-киношной. Лошадиные шуточки на съёмках и прочие кино-иго-гокающие интересности в следующем «конеСинескопе».
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№3 (1643) // 13.01.2021 г.
0 комментариев