Главная / Авторы / Людмила Арзамасцева / Общий стаж — около ста лет
Общий стаж — около ста лет
Вот уже 29 лет в стенах читинской средней школы №5 живёт театр


И не просто живёт, а активно действует: готовит спектакли, участвует в конкурсах, получает награды. И всё это благодаря руководителю – Марии Владимировне Скрябиной, режиссёру, педагогу, члену Союза театральных деятелей, Отличнику министерства культуры РСФСР. В театральном мире её имя хорошо известно.

Только в театральный!
Родилась в Ереване, там же пошла в школу. Рано потеряла мать. Заканчивать школу пришлось в Баку. Друзья и подруги задумываются, где учиться дальше. А Маша уже давно, раз и навсегда решила: только театральный! Через три года, подсобрав достаточную сумму, поехала в Ленинградский институт культуры. Успешно сдала экзамены, выбрала только что открывшееся отделение режиссёрской специальности. На практике в летние каникулы работала со школьниками. В те годы как раз развернулась большая работа по развитию народных театров в России, созданию по всей стране театральных студий, актёрских школ и полноценных детских театров. Нехватка профессиональных педагогов могла бы сыграть негативную роль в этом процессе. Но выручили театралы-энтузиасты, которые были настоящими фанатами своего дела. Как раз из этой плеяды – Мария Владимировна. Благодаря этим людям детские театры у нас в стране находятся на высоком уровне.

Забайкалье посоветовал педагог
Итак, диплом об окончании института на руках. Влажный климат Ленинграда давал о себе знать частыми ангинами. Поэтому при распределении мест работы любимый педагог посоветовал солнечное Забайкалье. Поезд в Читу пришёл вечером. Переночевать попросилась на вокзале в детскую комнату. Утром вышла на Ленинградскую. От названия улицы повеяло чем-то знакомым, потеплело на душе, потом случайно услышала разговор двух мужчин на родном армянском языке, стало совсем хорошо.

В Управлении культуры девушку встретили доброжелательно, вручили ключи от комнаты в общежитии. Соседями по лестничной клетке были журналист Алёшкин, художник Форов. А вот с работой – проблемы. Ехала в театр, а «приехала на ноль», как говорит сама Мария Владимировна. Театр, в который её направили, раньше был городским домом культуры, его закрыли, назвали ТЮЗом. А в нём – совершенно пустой зал, три электрические лампочки и больше ничего. Выдали 500 рублей, по тем временам это была приличная сумма. Поехала на торговую базу, закупила самое необходимое, на такси привезла в театр. Как могла, привела в порядок помещения. Вот так начинался театр юного зрителя в Чите. Сама набирала труппу из школьников, подростков, ставила спектакли, с которыми вскоре стали выезжать на гастроли по области. Театр быстро набирал известность, актёры – мастерство, опыт. Незаметно прошло 10 лет. О Скрябиной заговорили как о умелом, хорошем режиссёре. Предложили перейти на работу в культпросветучилище, преобразованное впоследствии в училище культуры. Следующие 30 лет отдала этому учебному заведению.

Работать и учиться дальше
На сборах, совещаниях, семинарах в разных городах России часто сравнивали ленинградскую и московскую школы театрального искусства. Какая разница между ними и что общего? Эти мысли не покидали молодого режиссёра до тех пор, пока не решила заочно поступить в один из театральных институтов Москвы. Отправила документы в «Щуку». На собеседовании читала стихи о необыкновенной забайкальской природе, в которую успела влюбиться.

Для защиты диплома надо было подготовить выпускной спектакль. К тому времени была наслышана о народном театре при Доме офицеров, которым руководила знаменитая Ирина Александровна Волохова. К ней и обратилась Мария Владимировна с предложением сделать дипломную работу с её коллективом. Постановка «Птицы нашей молодости» по Иону Друце получилась очень удачной. Позже, когда Ирина Александровна уезжала из Читы, заменить себя в качестве режиссёра предложила Марии Владимировне. Труппа приняла очень тепло. В годы перестройки народный театр, ставший к тому времени лауреатом многих конкурсов, к сожалению, был расформирован. До сих пор бывшие его актёры ежегодно собираются 5 мая, в день рождения Ирины Александровны, и вспоминают те памятные и замечательные для каждого годы.

В 1978 году родилась вторая дочь Катя. Училась в школе №5. Бывшая в то время директор школы Л.Ф. Межанская как-то обратилась с просьбой подготовить группу школьников к смотру художественной самодеятельности. Согласилась, помогла ребятам. Дальше – больше. Поступило предложение от следующего директора О.П. Сущих организовать школьный театр. Это случилось ровно 29 лет назад. «Как-то получилось само собой: перестала я получать удовольствие от прежней работы в училище культуры, – вспоминает Мария Владимировна. – А с детьми заниматься мне показалось интереснее». Вот так возник в школе №5 свой театр. Долго думали, как назвать.

И дали ему имя «Школяр»
Первый спектакль поставили вместе с десятиклассниками из литературного клуба «Забайкальцы» и их руководителем В.К. Путинцевой. Выбрали сказку П. Ершова «Конёк-горбунок». Причём зрителей посадили слева и справа, а пространство между ними использовалось как сцена. Получилось неплохо. Первый успех окрылил, появилось желание работать дальше. Детей, желающих играть, разделили на две группы: старшую и младшую. Подготовили постановку по книге Людмилы Гурченко «Моё взрослое детство». Стали лауреатами. Далее – новая работа «Сестра моя – русалочка» Л. Разумовской.

«Иногда учителя просят нас разыграть какой-нибудь эпизод, например, по Л.Н. Толстому. Мы соглашаемся. Конечно, для школьников важна классика. Но для классики нужны костюмы, декорации. А на это денег никто не даёт. Дети приносят ненужные в доме вещи: одежду, скатерти, шторы. Вот из этого что-то лепим. К 20-летию нашего театра ставили спектакль «Как я женился…» по рассказам Чехова, так я обратилась к Николаю Алексеевичу Березину в краевой драматический театр, он помог реквизитом и костюмами».

Пушкин, Крылов, Чехов, Бажов, Распутин, Драгунский, Приставкин, русские и китайские народные сказки… Каких только авторов нет в репертуаре «Школяра»! Кроме спектаклей и инсценировок, театр обыгрывает общешкольные события: конкурсы чтецов, новогодние ёлки… В декабре 2001 года студии «Школяр» присвоено звание «Образцовый детский театральный коллектив».

Но самое интересное, ответственное, приносящее особую радость – участие в конкурсах, смотрах, фестивалях. И дипломы, грамоты, благодарственные письма…. 2015 год был особенно «урожайным». Ведь это был год 70-летия Победы и год литературы. Со спектаклем «Подружки» театр выиграл районный, городской, краевой смотры. И был награждён поездкой во всероссийский детский центр «Океан». В труппе появились свои «звёзды»: Даша Гаврияшина, Настя Боброва, Саша Якимов, Илья Чепыгин, Стелла Саакян, Алиса Оганесян, Полина Сурикова… Настя Дерюгина на «Кремлёвской ёлке» в Москве декламировала стихи М. Цветаевой «Мой Пушкин». Ездили в «Орлёнок» дипломанты краевого конкурса чтецов Кристина Марченко и Паша Путрик. Последний успешно закончил театральный институт в Екатеринбурге и работает в одном из театров Санкт-Петербурга. Таких примеров много.

Здравствуйте, Юрий Мефодьевич!
К 25-летнему юбилею поставили пьесу-сказку Л. Титовой и А. Староторжского «Королевская корова». Немногим ранее эта пьеса, поставленная в московском театре известного А. Калягина, получила высокую оценку прессы и зрителей. Руководителю школьного театра нужны были смелость и уверенность в своих подопечных, чтобы решиться на этот спектакль. При подборе исполнителей не было сомнений в том, что лучше всех с главной ролью справится восьмиклассница Даша Гаврияшина (сейчас она учится в 11 классе). Девочке предстояло сыграть королевскую корову по имени Зорька. Даша живо двигалась по сцене, была очаровательна. Фрагмент из спектакля решили показать Юрию Мефодьевичу Соломину, когда он посетил родную школу во время гастролей Малого театра в Чите. Выпускник 1953 года, он всегда с особой теплотой вспоминает детские годы, свою школу, преподавателей. И в этот раз с удовольствием пришёл на встречу с учителями и школьниками в родную альма-матер. Актовый зал был набит до отказа. А на сцене впереди других актёров – Даша, изящным движением сняв с правой руки реквизитную перчатку и взяв пышный букет цветов, обратилась к гостю со словами: «Здравствуйте, Юрий Мефодьевич! Добро пожаловать в родные пенаты! Мы долго ждали этой встречи и очень рады видеть Вас в нашей и… Вашей школе!».


«Королевская корова»

Это была вторая встреча Даши с мэтром. Первая – в 2013 году, когда в составе группы учеников из своей школы она путешествовала по маршруту Москва – Санкт-Петербург. По программе предусматривалась встреча с известным деятелем кино и театра Ю.М. Соломиным, выпускником той же школы. Приветствовать его и вручить цветы поручили Даше. Кто тогда мог подумать, что такая встреча повторится, и народный артист вспомнит и узнает девочку из Читы. На другой день после встречи в школе от имени Юрия Мефодьевича Дашу позвали в краевой драматический театр, где проходили спектакли Малого. Сопровождавшая её девушка, которая представилась пресс-секретарём, провела за кулисы, познакомила с актёрами, пригласила на спектакль «Не всё коту масленица».


Юрий Соломин в родной школе

«Это – одна из лучших студийцев, – говорит Мария Владимировна. – Маленький человечек с большим сердцем, невероятно добрая, светлая, как родничок чистой воды. Одна из последних её наград – звание лауреата первой степени на городском конкурсе, посвящённом юбилеям И.С. Тургенева, А.М. Горького и Л.Н. Толстого. А в апреле 2017 была премирована поездкой в Артек, так же завоевав звание лауреата в конкурсе «Живая классика». Сейчас готовится к новым городскому и краевому смотрам-конкурсам».


Даша Гаврияшина

Об усталости думать некогда
Какими качествами должен обладать театральный наставник, чтобы дети тянулись к нему, к театру, с удовольствием ходили на репетиции? «Прежде всего, – говорит Мария Владимировна, – театр учит добру, умению сопереживать, любви к литературе, искусству и человеческим ценностям. Далеко не каждый из них, став взрослым, будет актёром, но свою детскую театральную студию запомнит на всю жизнь. Ведь это – настоящая школа, которая даёт навыки выражать свои мысли, освобождаться от скованности. Меня иногда спрашивают: не устала ли я, может быть, пора отдохнуть. Кто-то из друзей посчитал мой трудовой стаж, получилось около ста лет: с утра я, например, в училище, после обеда – на репетиции, вечером – спектакль и т.д. Одновременно училась, работала, растила детей… Так что об усталости думать некогда…».

Все материалы рубрики "Люди родного города"
 

Людмила Аразамасцева
Фото из архива М.В. Скрябиной
«Читинское обозрение»
№12 (1548) // 20.03.2019 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net